Дело о крушении малайзийского Boeing на востоке Украины в 2014 году
© РИА Новости / Максим Блинов | Перейти в медиабанкПредставление доклада об обстоятельствах крушения лайнера Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на Востоке Украины 17 июля 2014 года на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах
Читать ria.ru в
Пассажирский самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение 17 июля 2014 года на востоке Украины. При трагедии погибли все 298 человек, которые находились на борту воздушного судна. Они являлись гражданами 10 стран, в том числе 193 подданных Нидерландов, 43 – Малайзии, 27 – Австралии.
Курс лайнера пролегал над регионом, где власти Украины с апреля 2014 года проводили силовую операцию, направленную против недовольных февральским госпереворотом жителей Донбасса. Обломки самолета были обнаружены в районе населенного пункта Грабово Донецкой области Украины (ныне Донецкая Народная Республика Российской Федерации). Эта территория контролировалась ополчением Донецкой Народной Республики (ДНР).
Украинские власти сразу обвинили в случившемся ополченцев, которые, в свою очередь, отмечали, что не имеют средств, способных сбить лайнер на такой высоте. Версию Киева поддержала Австралия, заявившая, что самолет был сбит поставленной из России ракетой "земля – воздух" с территории, контролируемой ополченцами. По данным РФ, самолет был сбит украинской ракетой.
Украина обратилась к ряду иностранных государств с просьбой провести международное расследование катастрофы. Нидерланды, потерявшие в ней наибольшее количество своих граждан, согласились с предложением Киева взять на себя ведущую роль в расследовании. Нидерланды обязались проводить его в тесном сотрудничестве с заинтересованными странами, ООН и ICAO (Международная организация гражданской авиации).
28 июля 2014 года Украина и Нидерланды заключили соглашение о международной миссии защиты расследования крушения малайзийского авиалайнера, созданной для содействия сбору останков и проведению расследования на месте авиакатастрофы самолета и состоявшей из экспертов и представителей полиции Нидерландов, Австралии и других стран, граждане которых находились в разбившемся самолете. В конце июля группа международных авиационных экспертов и полицейских прибыла на Украину для работы на месте падения авиалайнера. Эксперты приступили к работе после того, как получили гарантии от обеих сторон противостояния о прекращении огня. Они закончили сбор обломков авиалайнера к концу апреля 2015 года.
Для расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing на Украине 7 августа 2014 года была создана международная следственная группа (Совместная следственная группа, Joint Investigation Team, JIT), в которую вошли представители Австралии, Нидерландов, Бельгии, Украины и Малайзии.
Полевой штаб следственной группы начал свою работу в помещении Генеральной прокуратуры Нидерландов 1 сентября 2014 года.
Для выяснения обстоятельств катастрофы проводились два расследования – техническое (установление причин крушения самолета) и уголовное (привлечение к ответственности виновных).
Расследованием причин катастрофы занималась Совместная следственная группа и Совет безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board, DSB).
9 сентября 2014 года Нидерланды выпустили предварительный отчет, согласно которому малайзийский лайнер развалился в воздухе из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Однако источник этих объектов установлен не был. По словам представителя следствия, "наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли".
13 октября 2015 года Совет безопасности Нидерландов закончил свое расследование обстоятельств авиакатастрофы. В представленном отчете отмечалось, что авиалайнер потерпел крушение в результате взрыва ракеты серии 9М38, произошедшего снаружи самолета слева от кабины пилотов, а ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук" с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Она приблизилась к лайнеру почти встречным курсом. Однако документ не приводил данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.
Совместная следственная группа, проводящая уголовное расследование, 28 сентября 2016 года представила предварительное заключение. В нем утверждалось, что самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из отчета также следует, что сбивший лайнер ЗРК "Бук", якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром 18 июля 2014 года.
24 мая 2018 года Совместная следственная группа обнародовала промежуточные результаты расследования причин трагедии, где утверждалось, что сбивший самолет ЗРК "Бук" принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил России, дислоцированной в Курске. В качестве доказательства была предъявлена обшивка двигателя ракеты. Кроме того, стало известно, что круг подозреваемых по делу о крушении самолета сужен до нескольких десятков человек.
19 июня 2019 года Совместная следственная группа по разбившемуся рейсу MH17 объявила имена четырех подозреваемых. Согласно заявлению, среди подозреваемых – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко. Следствие считает их причастными и к доставке ЗРК "Бук" на позицию в Донбассе, и к удару по малайзийскому лайнеру.
При этом в качестве доказательств использовалась информация из сомнительных источников (например, фотографии из соцсетей, новости из Интернета).
14 ноября 2019 года Совместная следственная группа опубликовала новые данные по крушению самолета и причастности к этому России. Следователи выложили сообщения о якобы перехваченных переговорах между представителями Донбасса и российскими чиновниками. В пресс-релизе следственной группы было сказано, что она собирает сведения о тех, кто отдал приказы в военной и административной иерархической структуре, в результате которых стало возможным сбить авиалайнер.
В феврале 2020 года стало известно, что Национальная прокуратура Нидерландов предъявила обвинения и вызвала четырех подозреваемых по делу о крушении малайзийского рейса МН17 в суд.
Судебный процесс по делу о крушении рейса MH17 начался 9 марта 2020 года в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол под Амстердамом (Нидерланды). По делу проходили четыре фигуранта – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Пулатова на суде представляла международная группа, состоявшая из двух нидерландских и одного российского адвоката. Остальных подозреваемых судили заочно. С 8 июня 2021 года шло рассмотрение дела по существу.
В декабре 2021 года прокуратура Нидерландов выступила с обвинительным актом, потребовав приговорить всех четырех обвиняемых к пожизненному заключению "за уничтожение самолета в составе организованной группы, которое привело к гибели 298 человек, и убийство пассажиров, находившихся на борту".
Линия гособвинения строится на показаниях исключительно анонимных свидетелей. Защита обвиняемого по делу россиянина Пулатова заявляла, что это мешает оценить достоверность их показаний, однако прокуратура Нидерландов настаивает на том, что анонимность необходима в целях безопасности.
Нидерландские адвокаты, защищающие в суде россиянина Олега Пулатова, считают, что обвинение только притворяется, что знает, будто рейс МН17 был сбит ополченцами ракетой "Бук", у них нет ответов на многие вопросы. По мнению защиты, прокуратура не знает, кто нажал на кнопку, кто отдал приказ и почему нажали кнопку, а также какой именно "Бук" использовался.
МИД РФ заявлял, что обвинения России, которой было отказано в праве стать участницей международной следственной группы, в причастности к крушению самолета голословны и вызывают сожаление, а расследование предвзятое и однобокое. По словам главы ведомства Сергея Лаврова, оно переполнено двойными стандартами. Лавров отмечает, что в ходе рассмотрения дела был проигнорирован натурный эксперимент концерна "Алмаз-Антей", никто не просит Украину раскрыть данные с радаров, предоставить записи переговоров диспетчеров с MH17, а также США показать данные со спутников, которые, как они заявили, неопровержимо доказывают правоту следствия (якобы на них виден момент запуска ракеты).
Российская сторона, по словам заместителя генпрокурора России Николая Винниченко, передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую, что ракета ЗРК "Бук", поразившая Boeing, принадлежала Украине, а пущена она была с подконтрольной Киеву территории, однако эту информацию следователи проигнорировали. При этом в первый день заседания суда обвинение признало, что получило и изучает данные российской прокуратуры.
Российская сторона обращала внимание, что следственная группа по МН17 полагается на непроверенные источники, игнорируя неопровержимые доказательства, предоставленные РФ. Так, судья Дагмар Костер заявлял, что выводы следствия о том, что ЗРК "Бук" был доставлен из России и затем перевезен обратно, основаны на украинских фото- и видеоматериалах. Он также сообщал, что следствие просмотрело более 500 видео и фото "Бука", "найденные в Интернете". При этом в министерстве обороны РФ указывали на фальсификации в видеозаписях. Как заявляли в оборонном ведомстве в 2018 году, следствие делает выводы на основании изображений из соцсетей, "подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования". Так, например, видео о передвижении якобы российского "Бука", которым был сбит лайнер, по территории Украины – это анимация, сделанная на основе одиночной фотографии. При этом фото- или видеоматериалами предполагаемого пуска ракеты следствие не располагает.
Кроме того, по сообщению Минобороны РФ, все ракеты, двигатель от одной из которых продемонстрировала нидерландская комиссия по расследованию крушения MH17, были утилизированы после 2011 года.
17 ноября 2022 года Окружной суд Гааги признал россиян Игоря Гиркина, Сергея Дубинского и украинца Леонида Харченко виновными в уничтожении самолета рейса MH17 на востоке Украине в 2014 году и убийстве 298 его пассажиров и заочно приговорил их к пожизненному заключению.
При этом суд признал четвертого обвиняемого россиянина Олега Пулатова невиновным и отклонил требование прокуратуры поместить его в тюрьму. Пулатов был освобожден от ответственности по искам о компенсации. Остальные, как решил нидерландский суд, должны будут выплатить семьям пострадавших в общей сложности 16 миллионов евро. Суд не увязал напрямую с Россией применение ЗРК "Бук" против рейса МН17 в ходе вынесения приговора, хотя и выразил мнение, что Россия имела контроль над ДНР в то время. Суд также постановил, что самолет рейса MH17 был сбит из ЗРК "Бук", запущенного со стороны Первомайского, подконтрольного на тот момент ополченцам ДНР.
Пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, комментируя решение суда в Нидерландах, заявил, что в Кремле по-прежнему сожалеют, что Россию не допустили к расследованию инцидента с самолетом рейса MH17, а также убеждены, что это не способствовало объективности расследования. В МИД России заявили, что суд выборочно принимал материалы по делу MH17 и пренебрег принципами беспристрастного правосудия, ход и итоги разбирательства показывают, что в его основе лежал политический заказ на подкрепление версии о причастности РФ.
1 декабря прокуратура Нидерландов заявила, что не будет запрашивать у России экстрадицию осужденных по делу о крушении рейса MH17 на востоке Украины.
Прокуратура Нидерландов также заявила, что не будет подавать апелляцию на решение окружного суда Гааги по MH17. В то же время в ведомстве пообещали предпринять дальнейшие усилия, чтобы осужденные отбывали наказание.
В феврале 2023 года прокуратура Нидерландов объявила, что следствие по делу о крушении рейса MH17 на востоке Украины в 2014 году не располагает достаточными доказательствами для инициирования новых судебных процессов, несмотря на то, что "было обнаружено много новой информации о различных лицах, причастных к данному делу".
Представитель прокуратуры Нидерландов Дигна ван Бутцелар заявила, что Совместная следственная группа не закрывает дело о крушении рейса MH17 на востоке Украины в 2014 году, несмотря на недостаток доказательств для продолжения расследования. Она подчеркнула, что следователи будут готовы возобновить работу при появлении новых данных в деле об авиакатастрофе.
МИД РФ назвал приостановку расследования очередным доказательством того, что следствие исчерпало аргументы в подтверждение своей однобокой обвинительной позиции.
В марте 2022 года Австралия и Нидерланды подали совместную жалобу на Россию по делу о крушении Boeing MH17. Они заявляли, что Москва якобы нарушила статью 3 bis Конвенции о международной гражданской авиации 1944-го, обязывающую воздерживаться от применения оружия против гражданских воздушных судов в полете.
Совет ICAO признал компетенцию рассматривать спор вопреки возражениям России, и Москва приняла участие в разбирательстве, полагая, что эту площадку можно использовать для профессионального диалога на тему авиакатастрофы.
В МИД РФ отметили, что совет не стал проводить независимое расследование, приняв во внимание результаты псевдоэкспертизы только одной из сторон. Там также добавили, что механизм разрешения разногласий, который использует этот орган, изначально не способен работать беспристрастно.
МИД РФ назвал большинство в совете ангажированным, при этом отметив, что Россия остается приверженной резолюции Совбеза ООН 2166 (2014 год), выступает за выяснение истинных причин крушения самолета и открыта для необходимой работы.
17 июня 2024 года министерство иностранных дел РФ сообщило, что Россия прекращает участие в споре с Австралией и Нидерландами по делу крушения Boeing MH17, но остается открытой для выяснения причин авиакатастрофы в рамках резолюции Совета Безопасности ООН.
Старший помощник генпрокурора РФ, представитель России при рассмотрении советом ICAO споров "Австралия и Нидерланды против России" и "Россия против 37 государств-членов ICAO" Денис Грунис сообщил, что Россия предоставила совету ICAO все доказательства непричастности к крушению борта MH17, несмотря на то, что совет не имеет компетенции рассматривать этот вопрос.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников