Биография Модеста Мусоргского

Читать на сайте Ria.ru
Русский композитор Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта (9 марта по старому стилю) 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).
Его отец происходил из старинного рода смоленских дворян.
В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852).
В 1852 году, следуя семейной традиции, он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 году.
В 1856-1958 годах Мусоргский служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.
Решающее значение для его творческого пути имело знакомство в этот период с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым, критиком Владимиром Стасовым, объединившимися под лозунгом за передовое национальное искусство вокруг Балакирева ("Могучая кучка"). Под руководством последнего Мусоргский начал заниматься композицией, изучать музыкальную литературу.
В 1858 году он решил посвятить себя музыке и оставил военную службу.
В конце 1850-х – начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов. В 1858 году написал два скерцо в переложении для оркестра, одно из которых было исполнено в концерте русского музыкального общества оркестром под управлением Антона Рубинштейна в 1860 году. Затем Мусоргский начал писать музыку к "Эдипу" Софокла (сохранилась лишь часть).
Стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
В 1863 году он принялся за оперу "Саламбо" по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, в том числе оперы "Борис Годунов".
После ряда романсов композитор начал писать комическую оперу "Женитьба" на текст Гоголя. В 1868 году был создан первый акт, который так и не был напечатан.
Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера "Борис Годунов" на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. Мусоргский переделал "Годунова" соответственно этим указаниям, добавив финальную картину въезда Лжедмитрия. В течение десяти лет после постановки "Борис Годунов" был дан 15 раз и затем снят с репертуара.
В 1872 году была начата последняя опера композитора – "Хованщина" по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году. Одновременно с 1875 года композитор писал оперу "Сорочинская ярмарка" по Николаю Гоголю, но бросил ее, не окончив.
В жанре социальной сатиры Мусоргским были написаны романсы "Козел", "Семинарист", "По грибы", "Пирушка". Богатой колоритностью отмечены песни "Калистрат", "Колыбельная Еремушки" (слова Николая Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын" (из "Воеводы" Александра Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Тараса Шевченко), "Светик Савишна" и "Озорник" (обе – на слова Мусоргского), "Блоха" и другие. Выразительная декламация отличает песни "Сиротка" и "Забытый" на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Применение новых приемов выразилось в вокальных картинах из детской жизни "Детская" на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.
Образы народного быта и фантастики нашли отражение в симфонических произведениях Мусоргского – "Интермеццо" (1861, инструментовано в 1867 году) и фантазии "Ночь на Лысой горе" (закончена и инструментована Николаем Римским-Корсаковым в 1867 году). В 1874 году им были написаны музыкальные эскизы "Картины с выставки" для фортепиано в виде музыкальных иллюстраций к акварелям Виктора Гартмана.
В 1879 году композитор в качестве аккомпаниатора предпринял концертное путешествие по России с певицей Дарьей Леоновой. С 1880 по 1881 год он работал аккомпаниатором в открытых Леоновой Музыкальных классах.
В феврале 1881 года по состоянию здоровья Мусоргский был помещен в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора.
28 марта (16 марта по старому стилю) 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – "Борис Годунов" и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу "Борис Годунов", поставленную в конце 1896 года.
В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция "Бориса Годунова". В 1940 году свою редакцию оперы Мусоргского предложил Дмитрий Шостакович.
По авторским материалам Римским-Корсаковым была завершена и оркестрована опера "Хованщина", поставленная в 1886 году.
Опера Мусоргского "Сорочинская ярмарка" впервые прозвучала в 1911 году, в день 30-летия со дня кончины Мусоргского. Среди музыкантов, которые пытались ее закончить, – Александр Лядов, Вячеслав Каратыгин, Юрий Сахновский, Цезарь Кюи. Павел Ламм составил клавир "Сорочинской ярмарки" на основе автографов Мусоргского, а композитор Виссарион Шебалин завершил и оркестровал произведение, используя авторские черновые записи.
Произведения Мусоргского оказали большое влияние на последующие поколения композиторов. Специфическая мелодика и новаторская гармония сыграли важную роль в формировании стиля Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Драматургия музыкально-театральных сочинений Мусоргского оказала влияние на творчество Леоша Яначека, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Альбана Берга, Оливье Мессиана и многих других.
В 1914 году бронзовый памятник-бюст Модесту Мусоргскому работы Алексея Тимченко был установлен на гранитном постаменте перед зданием бывшей Школы гвардейских подпрапорщиков (позднее – Николаевского кавалерийского училища). В 1926 году бюст был снят с постамента и уничтожен, в 1989 году – восстановлен и торжественно открыт.
Имя Модеста Мусоргского в 1939 году было присвоено ленинградскому Первому музыкальному училищу (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского).
В 1972 году в Наумово Псковской области, в усадьбе деда, где прошло детство композитора, был открыт Музей М.П. Мусоргского.
В 1989 году, в честь 150-летия со дня рождения композитора, в Кареве на месте бывшей усадьбы Мусоргских был установлен памятник композитору.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Обсудить
Рекомендуем