Биография Сергея Эйзенштейна

Читать на сайте Ria.ru

Советский режиссер театра и кино, теоретик кино Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 (10 по старому стилю) января 1898 года в Риге (Латвия) в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, происходившей из семьи архангелогородских купцов.

Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка — английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.

В 1912 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом.

В 1915 году Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Октябрьской революции 1917 года, не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер.

Осенью 1920 года Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка отделения восточных языков), но не стал там продолжать учебу, а ушел в театр. Он поступил художником в

Первый рабочий театр Пролеткульта, где в 1921 году оформил спектакль "Мексиканец" по Джеку Лондону.

С 1921 по 1922 год Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством режиссера Всеволода Мейерхольда. Вместе с будущим известным кинорежиссером Сергеем Юткевичем оформлял спектакли в театре "Мастфор" и в Центральном просветительском театре.

С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал различные дисциплины (от эстетики до акробатики), среди его учеников были будущие известные режиссеры Григорий Александров, Иван Пырьев.

В 1923 году в журнале "ЛЕФ" Сергей Эйзенштейн опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов", в котором обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в театральных спектаклях.

Свой первый полнометражный фильм "Стачка" режиссер снял в 1924 году и получил за него золотую медаль на выставке в Париже. Золотой медали выставки была удостоена его следующая кинокартина "Броненосец Потемкин", вышедшая на экраны в 1925 году.

Американская киноакадемия признала киноленту лучшим фильмом 1926 года. Картина неизменно присутствует в рейтинге десяти самых значительных произведений мирового кинематографа, который составляется каждые 10 лет, начиная с 1952 года.

Фильмы "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) отразили следующий этап в его творчестве, когда от идеи "монтажа аттракционов" он логически пришел к своего рода "монтажу мыслей", реализованной в ряде метафор.

"Октябрь" завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую "Стачкой" и "Броненосцем "Потемкиным". Благодаря тому, что режиссер "переписал" событийную канву Октябрьской революции, "Октябрь" стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящей.

В 1929 году Эйзенштейн вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был командирован за границу — сначала в Западную Европу, а затем в США.

Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию "Американской трагедии" Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом "Да здравствует Мексика!", который не был завершен.

Позднее фильм был доработан Григорием Александровым в 1979 году.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занимался научной и педагогической деятельностью.

Преподавал в Государственном техникуме кинематографии, преобразованном в 1938 году во ВГИК. С 1937 года был профессором ВГИКа.

Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой книг "Смысл фильма" (1942) и "Форма фильма" (1949), где разрабатывались принципы цвета, звука и монтажа в кино.

В 1935-1936 годах он снимал фильм "Бежин луг", посвященный памяти Павлика Морозова. Картина была запрещена Политбюро "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности".

За свой следующий фильм "Александр Невский", созданный в 1938 году, режиссер получил орден Ленина, степень доктора искусствоведения и Сталинскую премию.

В отличие от "Броненосца" и "Октября", важную роль в этом фильме играет работа профессиональных артистов, главную роль исполнил известный актер Николай Черкасов.

В 1940 году он поставил на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера "Валькирия".

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) режиссер участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съемках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира) и в радиопрограмме "To Brother Jews of All the World" (К братьям евреям всего мира, июль 1941), призывавших англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

Последний фильм Эйзенштейна — кинотрагедия "Иван Грозный" в двух сериях стал второй вершиной творчества режиссера. В этом фильме Эйзенштейн затронул идею трагической расплаты правителя за преступления совершенные в ходе борьбы за власть. В картине снимались Николай Черкасов, Амвросий Бучма, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. За первую серию "Ивана Грозного", вышедшую в 1945 году, Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Однако историческая концепция, предложенная Эйзенштейном во второй серии, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет, и в сентябре 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление резко критикующее вторую серию картины за искажение русской истории и образов ее деятелей. Фильм был выпущен на широкие экраны лишь в 1958 году.

В ночь на 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа в Москве во время работы над статьей "Цветовое кино". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков и практиков.

В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах — шеститомное собрание сочинений режиссера.

Сергей Эйзенштейна был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним — Пера Аташева).

Эйзенштейн был удостоен двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946).

Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР (1935), доктором искусствоведения (1939).

В 1968 году Москве именем режиссера названа улица, расположенная на территории Северо-Восточного административного округа.

В 2008 году распоряжением правительства Москвы была создана Библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

Обсудить
Рекомендуем