16 декабря 1932 года родился Родион Константинович Щедрин, композитор, народный артист СССР.
Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии России, композитор Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыканта теоретика.
Музыкой Родион Щедрин был окружен с самого детства: слышал игру отца на скрипке, инструментальное трио в составе отца и его братьев. В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу десятилетку при Московской консерватории. Но началась Великая Отечественная война, и в октябре 1941 года семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев.
После возвращения в Москву, продолжил обучение в Московском хоровом училище имени Свешникова (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), которое окончил в 1950 году.
В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию одновременно на два факультета — фортепианный, в класс Якова Флиера, и теоретико композиторский, в класс профессора Юрия Шапорина.
В 1959 году окончил аспирантуру Московской консерватории.
С 1965 по 1969 год Родион Щедрин работал преподавателем Московской консерватории.
По окончании аспирантуры Щедрин имел в своем творческом активе балет "Конек Горбунок" (1955), фортепианные сочинения, хоры, Первую симфонию (1958).
В 1960 е годы композитор создал свое самое исполняемое сочинение – балет "Кармен сюиту" (1967), впервые обратился к опере "Не только любовь" (1961), начал серию концертов для оркестра "Озорные частушки" (1963) и "Звоны"(1968), сочинил оратории "Поэтория" (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и "Ленин в сердце народном" (1969), а также 24 прелюдии и фуги.
Щедрин рано завоевал известность в театральных жанрах: его балеты "Конек Горбунок", "Кармен сюита", опера "Не только любовь" (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидел свет балет "Анна Каренина" (1972).
Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера "Мертвые души" по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора. Автор ввел в произведение такое новшество, как замену скрипок оркестра камерным (вторым) хором, а главное – разделил сцену на две параллельные, расслоив оперу на две автономно идущие оперы – народную и профессиональную. Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и помещиков "мертвых душ".
В 1983 году композитор создал двухчасовое произведение "Музыкальное приношение" для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, посвященное немецкого композитора Иоганна Баха.
В 1980 е годы Щедрин написал балеты "Чайка" (1979) и "Дама с собачкой" (1985), "Автопортрет" для симфонического оркестра (1984). 1000 летию принятия христианства на Руси посвящены "Стихира на тысячелетие крещения Руси" (1987) и "Запечатленный ангел" (1988) – хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой).
Среди значительных произведений 1990 х годов – опера "Лолита" по одноименному роману Владимира Набокова на либретто самого композитора (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме. Созданы три концерта – для виолончели, скрипки и альта, посвященные известным музыкантам Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову и Юрию Башмету. В 1999 году Щедрин написал один из самых значительных своих концертов – Пятый концерт для фортепиано с оркестром, посвященный финскому пианисту и дирижеру Олли Мустонену.
В 2002 году в нью-йоркском концертном зале "Карнеги холл " состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра "Диалоги с Шостаковичем". В декабре того же года в Линкольн центре в Нью Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина "Очарованный странник" по повести Николая Лескова.
В 2006 году композитором была закончена "Боярыня Морозова" – русская хоровая опера для четырех солистов, хора, трубы, литавр и ударных.
В последние годы Родион Щедрин написал симфонический фрагмент для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008), произведение "Поездка в Айзенштадт" для скрипки и фортепиано (2009), Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера "Апокалипсис" для трех органов и трех труб (2010), драматическая сцена для сопрано и симфонического оркестра "Клеопатра и змея" (2011).
Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором была создана виртуозная концертная пьеса "Чайковский этюд" для фортепиано, ставшая обязательной в качестве современного произведения.
Родион Щедрин вел активную общественную деятельность. С 1973 по 1990 год занимал пост председателя Союза композиторов РСФСР. В 1989 году Щедрин был избран в Верховный Совет СССР.
Композитор написал музыку к нескольким кинофильмам, среди них "Высота" (1957), "Коммунист" (1957), "Нормандия – Неман" (1959), "Анна Каренина" (1967), "Сюжет для небольшого рассказа".
Является автором книг: "Монологи разных лет" (2002) и "Автобиографические записи" (2008).
Творческие заслуги Родиона Щедрина были отмечены многочисленными наградами. В 1981 году ему было присвоено звание народный артист СССР. Композитор был удостоен Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии России (1992), награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и II степени (2002, 2007). Он является лауреатом Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска" (2009).
В декабре 2012 года Щедрину были вручены диплом и медаль лауреата премии Москвы.
Композитор является почетным профессором Московской консерватории (1997), Санкт Петербургской консерватории (2005), Пекинской центральной консерватории (2008).
Родион Щедрин с 1958 года женат на известной балерине Майе Плисецкой, которой посветил многие свои произведения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников