Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Эдуарда Артемьева

Советский и российский композитор Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.

В 1955 году Эдуард Артемьев окончил Московское хоровое училище (ныне Академия хорового искусства имени В.С. Попова), в 1960 году — теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу Юрия Шапорина и Николая Сидельникова.

Сочинять музыку начал еще в хоровом училище под руководством композитора Мераба Парцхаладзе, организовавшего в училище факультативный курс композиции.

Переломным моментом в судьбе Артемьева стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза.

Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (первые буквы фамилии, имени и отчества Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление — направление электронной музыки.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев работал в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина.

В 1966 году стал сотрудником студии электронной музыки.

В 1964-1985 годах работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Московском институте культуры.

В 1960-х — начале 1970-х годов Артемьев написал ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1960, дипломная работа), симфоническую сюиту "Хороводы" (1960), сюиту для женского хора и оркестра "Лубки" (1962), кантату "Вольные песни" (1967), одночастный концерт для альта (1961), музыку к пантомиме "За мертвыми душами" (1966).

Среди ранних электронных композиций — пьесы "В космосе", "Звездный ноктюрн" (1961), "Этюд" (1964).

Артемьев известен в первую очередь как создатель авангардистских композиций "Мозаика" (1967), "Двенадцать взглядов на мир" (1969), "Оды доброму вестнику" (1980), "Три взгляда на революцию" (1989), симфоний "Семь врат в мир Сатори" (1974) и "Пилигримы" (1982).

В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Первой картиной Артемьева стал фильм "Мечте навстречу" (1963).

Затем композитор написал музыку к художественным фильмам "Арена" (1967), "Доктор Вера" (1967), "Урок литературы" (1968), "Встреча у старой мечети" (1969), "Каждый вечер в одиннадцать" (1969).

Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с Андреем Тарковским. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского — "Солярис" (1972), "Зеркало" (1975) и "Сталкер" (1980). Причем в "Солярисе" Артемьев выступил как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, к этому фильму им была создана первая электронная партитура.

Эдуард Артемьев написал музыку к картинам режиссера Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Урга: Территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "12", "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010), "Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011), "Солнечный удар" (2014) и др.

Сотрудничество с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде" (1978), продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке" (1989), а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди" (1989), "Ближний круг" (1991), мини-сериале "Одиссей" (1997), а затем в России в картинах "Дом дураков" (2002), "Глянец" (2007), "Щелкунчик и Крысиный король" 3D (2011), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др.

Эдуард Артемьев — автор музыки к советским детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990).

В 2000-х годах он написал музыку к сериалу "Доктор Живаго" (2005), кинофильмам "Водитель для Веры" (2004), "Никто кроме нас" (2008), "Дом" (2011), "Искупление" (2011), "Тихая застава" (2011), "Легенда №17" (2012), "Герой" (2016) и др.

Музыка Артемьева была использована в церемониях открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

В 2000 году Эдуард Артемьев завершил работу над оперой "Раскольников" по роману Федора Достоевского "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой им еще в 1977 году.

Премьера рок-оперы "Преступление и наказание" состоялась в марте 2016 года в московском Театре мюзикла.

Он является автором музыки более 30 театральных постановок. Среди театральных работ композитора — музыка к спектаклям "Идиот" (1986) и "Статья" (1986), поставленным в Театре Советской (ныне Российской) армии; "Кресло" (1989) и "Механическое пианино" (1993) Театра под руководством Олега Табакова; "Преступление и наказание" (1999) Санкт-Петербургского театра современной оперы, "Мария Стюарт" (2006) Малого театра.

Эдуард Артемьев является президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.

В 1999 году композитор был удостоен звания Народный артист РФ. В 2013 году награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Эдуард Артемьев — лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1993, 1996, 2000).

Ему была присуждена Государственная премия РФ в области литературы и искусства 2016 года.

Композитор является обладателем многих профессиональных призов и наград.

В 2008 году за лучшую музыку к фильму он был удостоен премии "Ника" за фильм "12".

В 2014 году композитор получил Премию "Белый слон" за работу над фильмом "Легенда №17".

Лауреат премии "Человек года-2015".

В апреле 2017 года он был удостоен премии "Золотая маска" как лучший композитор в музыкальном театре за постановку "Преступление и наказание" в Театре мюзикла.

В июне 2017 года Артемьеву присудили Премию имени Дмитрия Шостаковича.

Эдуард Артемьев женат. Его супруга Изольда Артемьева — музыкант, преподавала в училище (ныне Академический музыкальный колледж) при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Сын Артемий — медиахудожник, композитор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала