Народный артист СССР Алексей Владимирович Баталов родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Московского художественного театра Владимира Баталова и Нины Ольшевской. Помимо родителей известными актерами были дядя — брат отца Николай Баталов и его жена Ольга Андровская. Родители Алексея расстались, когда сыну было три года, а через два года мама вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. В квартире, где Баталов жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке, подолгу гостила поэтесса Анна Ахматова, часто бывали поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак, писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров.
Алексей Баталов впервые вышел на сцену в эвакуации в городе Бугульме, где его мать создала свой театр. В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама "Зоя".
В 1950 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, мастерская Сергея Блинникова и Виктора Станицына (ныне Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре им. А. П. Чехова").
В 1950 году Баталов поступил на работу в Московский художественный академический театр. В том же году он был командирован в труппу Театра Советской армии для прохождения военной службы.
В 1953 году Алексей Баталов вернулся во МХАТ.
Снявшись в 1954 году в роли Алексея Журбина в кинокартине "Большая семья" Иосифа Хейфица, Алексей Баталов навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Он снялся более чем в 40 картинах; только у Хейфица Баталов снялся в пяти картинах: "Большая семья" (1954), "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек" (1958), "Дама с собачкой" (1959), "День счастья" (1964).
Среди ролей Алексея Баталова не было проходных: фильм Марка Донского "Мать" (1956) по одноименной повести Максима Горького; фильм "Летят журавли" (1957) режиссера Михаила Калатозова, вошедший в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и удостоенный Золотой пальмовой ветви Международного кинофестиваля в Канне; фильм Михаила Ромма "9 дней одного года" (1961), признанный критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени; "Живой труп" (1969) Владимира Венгерова по одноименной пьесе Льва Толстого; "Бег" (1970) Александра Алова и Владимира Наумова по мотивам произведений Михаила Булгакова; "Чисто английское убийство" (1974) Самсона Самсонова; "Звезда пленительного счастья" (1975) Владимира Мотыля. Одним из последних фильмов с участием актера стала кинолента Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1979), получившая высшее признание в мировом киноискусстве — премию Оскар.
В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три картины. Им были экранизированы "Шинель" (1959) по Николаю Гоголю, "Три толстяка" (1966) по Юрию Олеше совместно с Шапиро, "Игрок" (1972) по Федору Достоевскому.
Особое место занимает в творчестве Алексея Баталова работа на радио. Среди его радиопостановок: "Казаки" Льва Толстого, "Белые ночи" Федора Достоевского, "Поединок" Александра Куприна, "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира.
Алексей Баталов является художественным руководителем актерского факультета ВГИКа, профессор.
Алексей Баталов является почетным членом правления региональной благотворительной организации "Московская ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом", членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества. При его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель.
Он многие годы являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, ассоциации "Родина".
В 2007–2013 годах Алексей Баталов был президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника".
Алексей Баталов пишет стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. В 1984 году в издательстве "Искусство" вышла книга Алексея Баталова "Судьба и ремесло". Он является также автором книги "Диалоги в антракте" и главы об Анне Ахматовой в книге "Легендарная Ордынка", написанной совместно с Михаилом и Борисом Ардовыми.
Вклад Баталова в развитие отечественной культуры высоко оценен высшими государственными и общественными наградами.
В 1963 году за художественный фильм "9 дней одного года" Баталов был награжден Государственной премией РСФСР.
Премия Ленинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах "Дорогой мой человек", "9 дней одного года", "Летят журавли" и других была присуждена актеру в 1967 году, премия братьев Васильевых — в 1968 году.
В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.
В 1979 году ему присвоено звание Герой Социалистического труда, в 1981 — Государственная премия СССР, в 2006 году — Государственная премия РФ.
Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры "Кирилла и Мефодия". Лауреат премии "Юнона" — в 1997 году, премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год.
В 2000 году Баталову была присуждена премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года.
В 2002 году был удостоен главной кинонаграды страны "Ника" в номинации "Честь и достоинство".
В 2008 году он стал первым обладателем приза "Признание поколения", присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.
В 2008 году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность Алексей Баталов был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.
В 2009 году ему присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.
В 2008 году имя Алексея Баталова было присвоено Бугульминскому государственному русскому драматическому театру (Татарстан).
Алексей Баталов более 50 лет женат вторым браком на цирковой артистке Гитане Леонтенко. У них есть дочь Мария. От первого брака у Баталова дочь Надежда.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников