29 июня исполняется 110 лет со дня рождения писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Французский летчик, писатель Антуан Мари Жан‑Батист Рожер де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupеry) родился 29 июня 1900 г. в Лионе (Франция) в разорившейся аристократической семье.
Отец умер, когда Антуану было четыре года, и воспитанием мальчика занималась мать. Его детство прошло в поместье Сен-Морис близ Лиона, принадлежавшем его бабушке.
В начальных классах он учился в Школе братьев – христиан Святого Варфоломея в Лионе, затем до 1914 г. – в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансее-до, после чего продолжил учебу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов.
В 1919 г. он записался вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры. В апреле 1921 г. Антуан был призван на военную службу и направлен во 2-й авиаполк в Страсбург, где он служил механиком в ремонтных мастерских и, одновременно, учился управлять самолётом. В конце года его перевели в Касабланку в авиационный полк для совершенствования техники пилотирования, после чего Сент-Экзюпери получил диплом гражданского пилота и звание офицера-запаса.
В 1922 г. он прошел курс обучения на военного летчика в Истре и получил звание младшего лейтенанта резерва и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный в парижском аэродроме Бурже. Однако через три месяца попал в первую серьезную аварию в воздухе с тяжелыми для здоровья последствиями и по выздоровлению был демобилизован. Он переселился в Париж, где был вынужден браться за любую работу: был служащим на черепичном заводе, агентом по продаже автомашин, продавцом в книжном магазине.
В 1925 г. (по другим сведениям в 1926 г.) Экзюпери начал работать на аэродроме Тулуза-Монтодран сначала механиком, затем летчиком. Он стал пилотом компании "Аэропосталь", доставлявшей почту по воздушной трассе Тулуза-Дакар (Северная Африка). Первый рассказ Сент-Экзюпери "Летчик" был опубликован в 1926 г.
В 1927-1929 гг. Сент-Экзюпери был начальником аэродрома в Кап-Джуби (Северная Африка, Рио-де-Оро), на границе Сахары.
(Краткая Литературная Энциклопедия, том 6 стр.767. М. 1971г.)
В 1929 г. Сент-Экзюпери на полгода вернулся во Францию и подписал договор с книгоиздателем Гастоном Гиллимаром на издание семи романов. В сентябре того же года он был назначен директором отделения французской авиакомпании "Аэропосталь Аргентина" в Буэнос-Айресе.
В 1930 г. Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, а в конце года стал лауреатом престижной литературной премии "Фемина".
В 1933-1934 гг. он был летчиком-испытателем, совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен.
В 1934 г. он подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у Экзюпери было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).
С середины 1930-х гг. Экзюпери выступал и как журналист: в апреле 1935 г. по поручению компании "Эр-Франс" он в качестве специального корреспондента газеты "Пари-суар" побывал в Москве и описал этот визит в пяти очерках; в 1936 г., будучи фронтовым корреспондентом, написал серию военных репортажей из Испании, где шла гражданская война.
В 1939 г. Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в офицеры Ордена Почетного легиона Франции. В феврале вышла в свет его книга "Планета людей" (в русском переводе – "Земля людей"), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Книга была отмечена премией Французской Академии.
За книгу "Ветер, песок и звезды" (1939) писатель получил Гран-При (Большую премию романа) Французской Академии. В США книга была удостоена Национальной премии года.
Когда началась война, капитан Сент-Экзюпери был мобилизован в армию, но его признали годным только для службы на земле. Используя все свои связи, он добился назначения в авиационную разведгруппу.
В мае 1940 г. на самолете "Блок -174" Сент-Экзюпери совершил полет на разведку над Аррасом, за что был награжден Военным крестом "За боевые заслуги".
После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 г. эмигрировал в США.
В феврале 1942 г. его книга "Военный летчик" вышла в США и имела большой успех, после чего Сент-Экзюпери в конце весны получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей. Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой "Маленький принц" с авторскими иллюстрациями, которая завершилась поздней осенью 1942 г. В апреле 1943 г. "Маленький принц" был опубликован в США.
Среди других произведений Антуана де Сент‑Экзюпери – роман "Ночной полет" (1930-1931), повесть "Письмо к заложнику" (1943), повесть "Цитадель" (не закончена, опубликована в 1948).
В 1943 г. Сент-Экзюпери уехал из Америки в Алжир, где проходил курс лечения, откуда летом ввернулся в свою авиагруппу, базирующуюся в Марокко. После больших сложностей с получением разрешения на полеты, благодаря поддержке влиятельных деятелей французского сопротивления, Сент-Экзюпери разрешено выполнить пять разведывательных полетов с аэрофотосъемкой коммуникаций и войск противника в районе его родного Прованса.
Утром 31 июля 1944 г. Сент-Экзюпери на оборудованном фотокамерой и не имевшем вооружения самолете "Лайтнинг П-38" отправился в разведывательный полет с аэродрома Борго на острове Корсика. Его задачей в том вылете был сбор разведданных в рамках подготовки операции по высадке десанта на юге Франции, оккупированной фашистскими захватчиками. Самолет не вернулся на базу, и его пилот был объявлен пропавшим без вести.
Поиски останков самолета велись много лет, но не давали результата. След появился лишь в 1998 г., когда марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко случайно "выудил" близ Марселя серебряный браслет, на котором были выгравированы надписи: "Antoine", "Consuelo" (Консуэло – имя жены, писатель был женат на вдове испанского писателя Гомеса Карильо) и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца".
И хотя поначалу подлинность браслета вызывала большие сомнения, все же было решено сосредоточить поиски в районе острова Риу.
В мае 2000 г. профессиональный ныряльщик Люк Ванрель сообщил властям, что обнаружил на 70-метровой глубине останки самолета, на котором, возможно, совершал свой последний полет Сент-Экзюпери. По данным подводника, останки были рассеяны на морском дне на полосе длиной около километра и шириной до 400 м.
Разрешение на проведение поисковых работ в районе острова Риу было получено лишь осенью 2003 г. В период с ноября 2003 по январь 2004 г. специальная экспедиция извлекла со дна останки самолета, пролежавшие в морской воде около 60 лет, и передала их для изучения специалистам департамента подводных археологических исследований.
В результате на одной из деталей удалось обнаружить маркировку "2374 Л". Согласно докладу исследователей, речь идет о "заводском номере, который авиастроительная компания "Локхид" наносила (и продолжает наносить) на детали самолетов перед передачей их на сборочную линию".
Подняв американские архивные документы, исследователи установили, что деталь с таким номером соответствовала самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Сент-Экзюпери.
Изучив состояние обнаруженных деталей, специалисты сделали предположение о том, что самолет вошел в воду почти вертикально и на большой скорости, а последовавший взрыв сильно деформировал его части и разбросал их на большом расстоянии друг от друга.
Найдя останки самолета, специалисты, тем не менее, не в состоянии определить точную причину катастрофы и восстановить картину гибели Сент-Экзюпери.
В июне 2006 г. в Ле-Бурже была официально открыта экспозиция, посвященная Антуану де Сент-Экзюпери, где были представлены и фрагменты самолета легендарного писателя-пилота.
В марте 2008 г. бывший летчик "Люфтваффе" 88-летний Хорст Рипперт заявил, что это он сбил Экзюпери.
Высказывания Рипперта подтверждаются некоторыми сведениями из других источников, например, записями радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Но то же время есть факты, которые противоречат утверждениям немецкого пилота. Так, в журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал Сент-Экзюпери. Найденные обломки его самолета не имели явных следов обстрела. Это обстоятельство породило целый ряд предположений и гипотез – в том числе о неисправности истребителя, на котором летел Экзюпери, и даже о возможном самоубийстве писателя.
Тайна обстоятельств исчезновения автора " Маленького принца" остается не разгаданной.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.