Российский и грузинский режиссер, народный артист СССР и Грузинской ССР Роберт Робертович Стуруа родился 31 июля 1938 года в Тбилиси в семье художника Роберта Стуруа (1918-1982).
В 1962 году окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института.
С 1962 года работал в Тбилисском государственном академическом театре имени Шота Руставели. С 1979 года — главный режиссер, а с 1986 года — художественный руководитель театра.
Первый успех принесла режиссеру постановка "Сейлемский процесс" (1965) по произведению английского драматурга Артура Миллера. Затем Стуруа поставил "Мачеху Саманишвили" грузинского писателя Давида Клдиашвили (совместно с режиссером Темуром Чхеидзе), создал веселый спектакль "Ханума".
В 1970-е годы появилось понятие "театр Стуруа". Первым опровергшим все традиционные представления спектаклем стал "Кваркваре" (1974) по Поликарпу Какабадзе. Мировую известность принесли Стуруа постановки "Ричард III" Уильяма Шекспира (1979) и "Кавказский меловой круг" по Бертольду Брехту (1975).
В 1980-е годы режиссер поставил пьесы "Роль для начинающей актрисы" Тамаза Чиладзе (1980), "Синие кони на красной траве" Михаила Шатрова (1980), "Похороны в Калифорнии" Рустама Ибрагимбекова (1983) и др.
Важным в его творческой биографии стал спектакль "Король Лир" (1987), в котором проявилась склонность Стуруа к философской режиссуре. В 1990-е годы были поставлены "Жизнь есть сон" Педро Кальдерона (1992), "Добрый человек из Сычуани" (1993) по Бертольту Брехту, "Евангелие от Иакова" (1994) по букварю Якова Гогебашвили, "Ламара" (1996) Григола Робакидзе, "Что ж с того, что мокрая сирень" (1997) Лаши Табукашвили. В 1998 году совместно с режиссером Давидом Сакварелидзе он осуществил постановку "Женщины-Змеи" Карла Гоцци.
В 2000 году в Театре имени Шота Руставели Стуруа выпустил спектакли "Человек ли он?" Ильи Чавчавадзе, "Двенадцатую ночь" и "Гамлета" Шекспира, в 2002-2006 годах поставил "В ожидании Годо" Сэмюеля Беккета, музыкальную мистерию "Стикс" на музыку Гии Канчели, спектакли "Солдат, любовь, мальчик из охраны и… президент" Лаши Бугадзе (2005), "Невзгоды Дариспана" Давида Клдиашвили (совместно с Зазой Папуашвили, 2006), "Двенадцать разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза (совместно с Ревазом Чхаидзе, 2006).
Спектакли Стуруа принесли Театру имени Шота Руставели мировую известность, они были представлены на многих престижных международных фестивалях.
Режиссер осуществлял постановки и в других театрах. В 1987 году на сцене московского Театра имени Евгения Вахтангова он выпустил спектакль "Брестский мир" Михаила Шатрова. В 1998 году в московском театре "Сатирикон" Стуруа поставил шекспировского "Гамлета", постановка была отмечена премией "Чайка" за самую оригинальную режиссерскую интерпретацию. В 2002 году в этом же театре впервые на российской сцене он поставил спектакль "Синьор Тодеро — хозяин" по Карло Гольдони.
В 2000-е годы за пределами Грузии Стуруа поставил ряд спектаклей: "Царь Эдип" Софокла (2003) в Национальном театре имени И. Франко в Киеве (Украина), "Гамлет" Шекспира (2004) в Государственном театре в Анкаре (Турция), "Ромео и Джульетта" Шекспира (2004) в Театр имени А.С. Пушкина в Москве, "Карьера Артуро Уи" Брехта (2005) Театр "Сан Мартин" (Буэнос-Айрес, Аргентина) и др.
В августе 2011 года Роберт Стуруа был уволен с должности худрука Театра имени Шота Руставели "за проявление ксенофобских настроений".
В ноябре 2012 года режиссер был восстановлен в должности художественного руководителя тбилисского Театра имени Шота Руставели. В настоящее время он является управляющим директором Театра имени Шота Руставелли.
С 2011 года Стуруа является главным режиссером Московского театра Et Cetera.
В театре им были поставлены спектакли "Шейлок (Венецианский купец)" Уильяма Шекспира (2000), "Последняя запись Крэппа" Самуэля Беккета (2002), "Ничего себе местечко для кормления собак" по пьесе Тарика Нуи (2012).
В текущем репертуаре театра идут постановки "Буря" Шекспира и "Ревизор. Версия" по Николаю Гоголю, последний из них — лауреат театральной премии "Гвоздь сезона" (2018).
Среди оперных постановок Стуруа — "Огненный Ангел" Сергея Прокофьева (1990), "Отелло" Джузеппе Верди (1991), "Кармен" Жоржа Бизе (1999). Весной 1999 года в Самаре состоялась премьера оперы Сергея Слонимского "Видения Ивана Грозного". В том же году в Германии режиссер поставил оперу "Музыка для живых" Гии Канчели. В 2004 году Роберт Стуруа осуществил постановку оперы "Мазепа" Петра Чайковского на сцене Большого театра в Москве.
Перу Роберта Стуруа принадлежат пьесы "Обвинение", "Вариации на современную тему", "Концерт для двух скрипок в сопровождении восточных инструментов".
Творчество режиссера было отмечено различными наградами. В 1982 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 1979 году Стуруа был удостоен Государственной премии СССР, в 1999 году — Государственной премии РФ в области литературы и искусства. В 2008 году награжден российским орденом Дружбы.
Стуруа также является народным артистом Грузинской ССР (1980), народным артистом Абхазской АССР (1996), заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР (1976). Он был удостоен Государственной премии Грузинской ССР имени Котэ Марджанишвили (1976), Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1981), Государственной премии Грузии (1996), награжден грузинским орденом Чести (1998), президентской золотой медалью (2000) и рядом грузинских премий.
Среди его театральных наград — международные премии Альберта Швейцера (1975), Английской критики (1980), Итальянской критики (1981), премия "Чайка" (1998), Международная театральная премия имени К.С. Станиславского (2002).
В 2013 году "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства" режиссер был удостоен премии "Золотая Маска".
Роберт Стуруа женат. Его жена Дудана Квеселава — искусствовед, специалист по английскому языку. В семье два сына — Георгий и Михаил.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников