Полеты российских самолетов в Египет были приостановлены 6 ноября 2015 года. Позднее Росавиация разослала телеграмму о запрете с 14 ноября 2015 года полетов авиакомпании EgyptAir в Россию.
Такое решение РФ приняла после крушения над Синаем 31 октября 2015 года самолета российской авиакомпании "Когалымавиа", летевшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. На его борту находились 217 российских туристов и семь членов экипажа, все они погибли. ФСБ впоследствии квалифицировало случившееся как теракт. В марте 2020 года апелляционный суд Каира отклонил требование семей россиян, в котором они настаивали на рассмотрении происшествия как теракта.
На момент запрета в Египет летали 13 российских авиакомпаний.
Эксперты отмечали, что оценить потери российских авиакомпаний и аэропортов от запрета на полеты в Египет довольно сложно. В феврале 2016 года замдиректора аэропорта "Домодедово" Денис Нуждин говорил, что совокупные потери аэропортовой отрасли РФ от запрета полетов в Египет только на тот момент составили 2,3 миллиарда рублей.
С ноября 2015 года по январь 2016 года Россия отправила в Египет несколько групп экспертов для аудита безопасности аэропортов.
По результатам последней комиссии Россия направила авиационным властям Египта дополнительные рекомендации по мерам авиационной безопасности. Египетская сторона заявила о готовности продолжить работу в соответствии с полученными указаниями.
Российская сторона предложила Египту повысить меры безопасности в аэропортах страны, а также подписать совместный протокол по авиабезопасности, который предусматривает постоянное присутствие российских специалистов по безопасности в тех аэропортах, в которые осуществляются рейсы из России.
В конце сентября 2016 года состоялся визит министра транспорта РФ Максима Соколова в Египет во главе делегации российского Минтранса, в ходе которого он провел встречи с президентом страны и египетским министром гражданской авиации Шерифом Фатхи. Тогда наибольшая готовность к возобновлению полетов была отмечена в аэропорту Каира.
Однако, как позже отмечал глава Минтранса РФ, "ряд моментов" еще не реализован. Например, российская сторона выражала надежду, что Египет в ближайшее время установит в своих аэропортах автоматическую систему биометрического доступа сотрудников. Министр гражданской авиации Египта в свою очередь утверждал, что биометрическая система доступа будет установлена к середине декабря.
Также были претензии российской стороны к видеонаблюдению по периметру территории аэропорта и аэровокзальных комплексов, организации специальных зон доступа предполетного досмотра пассажиров, мер по безопасности непосредственно при выходе из гейтов на борт самолета уже в "чистой зоне".
Египетские СМИ сообщили, что работавшая в Хургаде российская делегация высказала пожелание о выделении одного из двух имеющихся в аэропорту пассажирских терминалов только под туристов из РФ. Администрация аэропорта города, как отмечалось, с этим требованиям согласилась.
СМИ сообщали, что Египет отклонил возможность постоянного присутствия в своих аэропортах российских экспертов по контролю за безопасностью, так как считает, что такая мера нанесет ущерб государственному суверенитету.
В мае 2017 года стало известно, что египетская сторона завершает выполнение последних российских требований по повышению мер безопасности в египетских аэропортах.
Бывший глава Союза туристических палат Египта и член совета директоров Египетской холдинговой компании по управлению аэропортами Ильхами аз-Заят сообщал, что египетские власти потратили на усиление мер безопасности в международных аэропортах страны более 45 миллионов долларов.
В июле 2017 года российские эксперты по авиационной безопасности и безопасности аэропортов, находившиеся с инспекцией в Каирском международном аэропорту, одобрили принятые египетскими властями меры. Во втором терминале международного аэропорта Каира был осмотрен выход номер пять, который после возобновления авиасообщения запланировали использовать для посадки и высадки пассажиров компании "Аэрофлот", был проверен комплекс мер безопасности, применяемых для пассажиров, багажа, а также сотрудников аэропорта при допуске в служебные зоны.
После встречи в рамках саммита БРИКС в Китае (4 сентября 2017 года) президентов России Владимира Путина и Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси, в странах заговорили о возможном скором возобновлении авиасообщения и турпотока из России в Египет.
15 декабря 2017 года Россия и Египет согласовали возобновление авиасообщения между странами. Министр транспорта России Максим Соколов и министр гражданской авиации Арабской Республики Египет Шериф Фахти подписали протокол между правительством Российской Федерации и правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации.
Как позднее заявил глава российского Минтранса Максим Соколов, отдельного терминала для российских пассажиров в аэропорту Каира выделено не будет. По словам министра, аэропорт Каира полностью соответствует требованиям авиационной безопасности.
2 января 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о возобновлении регулярных воздушных перевозок в Каир.
Возобновление прямых рейсов между Москвой и Каиром ожидалось в феврале 2018 года. Однако из-за продолжающихся переговоров по техническим и коммерческим вопросам начало полетов было перенесено.
В начале марта стало известно, что египетская сторона согласилась на постоянное присутствие экспертов из российской охранной компании для обеспечения безопасности направляющихся в РФ рейсов в Каирском международном аэропорту.
16 марта стало известно, что Росавиация выдала техническое разрешение египетской авиакомпании EgyptAir на выполнение регулярных рейсов между Каиром и Москвой.
EgyptAir заявила, что возобновляет авиасообщение между Каиром и Москвой с 12 апреля.
11 апреля, "Аэрофлот" совершил первый после перерыва авиасообщения регулярный рейс из "Шереметьево" в египетскую столицу. Рейс египетской авиакомпании EgyptAir прибыл в московский аэропорт "Домодедово" из Каира 12 апреля.
В марте 2020 года авиасообщение снова было прервано из-за пандемии коронавируса, его восстановили в сентябре. 1 февраля 2021 года правительство России разрешило вылеты регулярных рейсов в Каир из регионов, до этого в египетскую столицу напрямую можно было попасть только из Москвы.
Однако для чартеров туристические направления оставались закрытыми. Делегации российских специалистов по авиабезопасности продолжили инспектировать местные аэропорты, последняя проверка завершилась в начале февраля 2021.
В феврале СМИ писали о возможном возобновлении чартерного авиасообщения с 28 марта, но в Росавиации эту информацию не подтвердили.
В середине марта 2021 года губернатор египетской провинции Южный Синай, в которой находятся такие известные места отдыха, как города Шарм-эш-Шейх, Дахаб, Нувейба и Таба, Халед Фода заявил, что за последние годы власти страны уделили большое внимание вопросам безопасности в аэропортах курортных городов и установили все необходимое дополнительное оборудование, которое рекомендовали российские инспекторы. Также Халед Фода сообщил, что власти страны "полностью закончили возведение стены безопасности вокруг Шарм-эш-Шейха".
Глава МИД России Сергей Лавров 11 апреля в интервью египетской газете "Аль-Ахрам" выразил надежду, что полеты чартерных рейсов из России в египетские Шарм-эш-Шейх и Хургаду будут возобновлены в ближайшее время. Министр отметил, что за последние годы профильные специалисты двух стран проделали большую совместную работу в этом направлении.
23 апреля 2021 года пресс-служба президента Египта сообщила, что Каир и Москва договорились о полном возобновлении авиасообщения между странами, в том числе между городами РФ и курортами Шарм-эш-Шейх и Хургада.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил договоренности лидеров РФ и Египта о возобновлении авиасообщения между курортами Хургада и Шарм-Эш-Шейх и Россией.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников