Российский и американский артист балета, танцовщик, хореограф и актер Михаил Николаевич Барышников родился 27 января 1948 года в городе Риге Латвийской ССР (ныне Латвия) в семье советского офицера.
C 12 лет учился в Рижском хореографическом училище.
В 1964 году поступил в Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) в класс к педагогу Александру Пушкину, наставнику известного артиста балета Рудольфа Нуреева.
В 1967 году, по окончании училища, Барышников был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вскоре стал ведущим солистом.
В театре он исполнял партии Базиля в балете Людвига Минкуса "Дон Кихот", Дезире в "Спящей красавице" Петра Чайковского. Барышников выступил первым исполнителем ролей Гамлета в одноименном балете на музыку Николая Червинского (1970), Адама в балете "Сотворение мира" на музыку Андрея Петрова (1971). Принимал участие в экспериментальных работах, исполняя партии Меркуцио в балете "Ромео и Юлия" Гектора Берлиоза (1969), Дафниса в балете "Дафнис и Хлоя" Мориса Равеля (1974) и другие.
Артистизм и хорошая техника вращений, прыжков принесли Барышникову золотые медали на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969).
За рубежом Барышников впервые выступил в 1970, находясь в Лондоне на гастролях с труппой Театра имени Кирова. Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не возвращаться в СССР. Канада предоставила ему политическое убежище.
29 июля 1974 года он дебютировал в Нью-Йорке в спектакле Американского театра балета (АБТ) "Жизель", танцуя с бывшей балериной Кировского театра Натальей Макаровой, которая в 1970 году осталась на Западе.
В 1974-1978 годах Барышников стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов.
В 1978 году известный хореограф Джордж Баланчин пригласил его в свою труппу New York City Ballet. Барышников выступал в балетах Баланчина "Аполлон" и "Орфей" на музыку Игоря Стравинского, "Блудный сын" Сергея Прокофьева, "Арлекинада" Риккардо Дриго и в некоторых постановках балетмейстера Джерома Роббинса. В 1980-1989 годах он был руководителем и солистом труппы Американского театра балета. Барышниковым была создана оригинальная хореография балета "Золушка" Сергея Прокофьева, редакция "Лебединого озера" хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова.
В 1990-2002 годах Барышников был режиссером и танцором проекта White Oak Dance Project ("Танцевальный проект "Белый дуб"), который он учредил вместе хореографом Марком Моррисом.
В 2005 году балетмейстер основал Центр искусств Барышникова (Baryshnikov Arts Center), в котором он стал художественным руководителем. В программах центра ежегодно участвую более 700 артистов, аудитория насчитывает свыше 22 тысяч зрителей.
Стремясь расширить свой репертуар, Барышников обращался к другим видам сценических искусств. В 1982-1987 годах он выступал в специально созданных для него телепрограммах "Барышников на Бродвее", "Барышников в Голливуде", "Барышников: танец и танцовщик". В 1989 году сыграл драматическую роль в спектакле "Метаморфозы" на Бродвее.
В спектакле хореографа Элиота Фелда Mr. XYZ (2003) он исполнял роль дряхлого старика с клюкой, который вспоминает о своей молодости, а в "Запрещенном рождестве" (2004) по сценарию грузинского режиссера Резо Габриадзе — роль сумасшедшего.
В 2011 году в Хельсинки Михаил Барышников сыграл главную роль в премьерном спектакле "В Париже", поставленном режиссером Дмитрием Крымовым по рассказам Ивана Бунина.
Среди его театральных проектов последних лет — моноспектакли "Бродский/Барышников" и "Письмо человеку".
В кино Барышников дебютировал в 1968 году в фильме-спектакле "Город и песня" (1968). Затем последовали фильм-балет "Сказ о холопе Никишке" (1969) и фильм-спектакль "Фиеста" (1971). В США за роль в картине "Поворотный пункт" (The Turning Point, 1977) он был номинирован на премию "Оскар". Барышников снимался в главных ролях в фильмах "Белые ночи" (White Nights, 1985), "Дело фирмы" (Company Business, 1991), "Кабинет доктора Рамиреса" (Cabinet of Dr. Ramirez, 1991). В сериале "Секс в большом городе" (Sex and the City, 2003-2004) он сыграл художника Александра Петровского.
В 2014 году он появился в небольшой роли в фильме "Джек Райан: Теория хаоса" (Jack Ryan: Shadow Recruit).
Барышников известен и как фотограф и коллекционер. В 2005 году в Москве прошла его фотовыставка "Мгновения". В декабре 2012 года в нью-йоркской галерее АВА открылась выставка арт-коллекции Барышникова "Искусство, с которым я живу", где представлено более 100 графических работ известных художников, таких как Наталья Гончарова, Сергей Судейкин, Жан Кокто и Рауль Дюфи.
Среди наград Михаила Барышникова — премия Вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди (2000). Он был трижды удостоен премии "Эмми" (1979, 1980, 1989), а также специальной премии "Давид Донателло" (1978).
В 2010 году артисту было присвоено звание офицера французского ордена Почетного легиона.
В 2017 году получил престижную японскую премию в области искусства Praemium Imperiale.
В 2017 году он вошел число ста самых влиятельных людей столетия по версии журнала Forbes.
В 2017 году Барышникову, являющемуся гражданином США, сейм Латвии предоставил латвийское гражданство за особые заслуги.
Михаил Барышников женат на бывшей балерине Лизе Райнхарт, внучке известного немецкого театрального режиссера Макса Рейнхардта. В семье трое детей — Питер (1989 года рождения), Анна (1992 года рождения) и София (1994 года рождения). У балетмейстера есть дочь Александра (1981 года рождения) от актрисы Джессики Лэнг.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников