Рейтинг@Mail.ru
Нельзя не заметить: как музеи рассказывают о себе - РИА Новости, 25.12.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выставка Передвижники в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах

Нельзя не заметить:

как музеи рассказывают о себе
В Санкт-Петербурге с 3 по 6 декабря прошла специализированная сессия Всероссийского проекта "Музейные маршруты России" для руководителей пресс-служб федеральных музеев. Участники обсудили стратегии продвижения музейных проектов, а также представили итоги главных PR-кампаний этого года.Пленарное заседание на площадке Центрального выставочного зала "Манеж" было посвящено развитию музеев в информационной среде. Модератором выступил заместитель директора департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры РФ Дмитрий Трубинов.
Заместитель директора департамента музеев и поддержки циркового искусства минкультуры РФ Дмитрий Трубинов

Дмитрий Трубинов,

заместитель директора департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры РФ:

"Сегодня PR-направление играет одну из ключевых ролей в культурной сфере, помогая не только продвигать проекты, но и формировать общественный интерес к искусству, деятельности институций и нашему национальному достоянию. Это направление уже стало неотъемлемой частью музейной работы и охватывает все сферы жизни музея – от создания сувенирной продукции до производства документальных фильмов по итогам выставочных проектов".

По его словам, сессии неизменно находят большой отклик у аудитории, он подчеркнул значимость и востребованность этих мероприятий среди участников, а также растущий интерес к этому направлению "Музейных маршрутов России". На встрече в Санкт-Петербурге представители профессионального PR -сообщества подвели итоги года, обсудив наиболее громкие выставки и музейные открытия, удачные пиар-компании.
Громкие сенсации
Выставка-блокбастер – это понятие уже прочно вошло в нашу жизнь. Большие выставки становятся грандиозными событиями в культурной жизни. В этом заслуга не только кураторов, но и пиарщиков, которые придумывают яркие рекламные компании и нестандартные решения. Так, Русский музей в 2024 году пошел на беспрецедентный шаг и показал публике весь процесс реставрации легендарного полотна Карла Брюллова "Последний день Помпеи".
Выставка Великий Карл в Государственном Русском музее - РИА Новости, 1920, 16.10.2024
Любимова: выставка Карла Брюллова – одно из главных культурных событий года
В одном из залов корпуса Бенуа музей организовал импровизированную реставрационную мастерскую. Там была установлена стеклянная перегородка, благодаря чему за работой опытных специалистов могли наблюдать посетители. Реставраторы, пустили публику в "святая святых" – показали то, что традиционно скрыто от посторонних глаз. Такого, кажется, в музеях прежде не было.
Сейчас картина размером четыре с половиной метра на шесть с половиной представлена на масштабной выставке художника в главном здании музея – роскошных академических залах Михайловского дворца. По словам генерального директора музея Аллы Маниловой впервые эти залы музея отдали под временную экспозицию – такой нестандартный ход также привлекает аудиторию. Кураторам удалось собрать более 300 произведений, пригласить к участию 20 музеев и частных коллекционеров.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии выставки Великий Карл
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии выставки "Великий Карл"
Еще одна выставка-блокбастер – это, конечно, "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в Москве. Известно, что Павел Третьяков был одним из главных меценатов художников, входивших в это товарищество и в итоге собрал в своей галерее лучшие произведения русского реализма. Кураторы стремились показать искусство передвижников как новую точку отсчета отечественной живописи. Публика ждала эту выставку уже задолго до открытия.
Посетители знакомятся с экспозицией на закрытом показе для глав дипломатических миссий дружественных государств выставки Передвижники в Государственной Третьяковской галерее в Москве - РИА Новости, 1920, 19.11.2024
Послы пятидесяти стран посетили спецпоказ выставки "Передвижники"
По словам заведующей отделом по связям с общественностью музея Ильгамы Алиевой, с момента открытия выставки зафиксировано 560 тысяч просмотров сайта галереи (выставка продолжает работу и закроется только в апреле 2025 года). О "Передвижниках" и о том, как готовили проект музей активно рассказывал в соцсетях и даже снял с одним из ведущих ТВ-каналов документальный фильм о том, как эта выставка создавалась с нуля.
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка Передвижники в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка Передвижники в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка Передвижники в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
1.
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
2.
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
3.
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Еще одно значимое открытие 2024 года – Китайский дворец в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум. Реставрационные работы заняли около 20 лет, в течение которых залы комплекса открывали постепенно. Дворец построен в стиле рококо, единственный подобный памятник на территории СНГ. В этом году завершились работы в последних четырех залах: китайской опочивальне, в туалетной и портретной комнатах, а также в кабинете императрицы. Об открытии писала министр культуры РФ Ольга Любимова в своем ТГ-канале, журналисты, которые посмотрели обновленные залы еще до официального открытия.
По словам заведующей отделом по связям с общественностью музея-заповедника "Петергоф" Анны Зарубиной, это было открытие, длинною в лето – публике, журналистам и блогерам постепенно раскрывали все подробности проведенных работ. Важное событие не осталось и без внимания посетителей – в 2024 году, по данным музея-заповедника Петергоф, в состав которого входит Ораниенбаум, число посетителей увеличилось в полтора раза.
Китайский дворец в Петергофе - РИА Новости, 1920, 13.06.2024
Китайский дворец в "Петергофе" открывается после реставрации
Большой выставочный проект прошел под конец 2024 года в Московском Манеже – выставка "Кукрыниксы", организованная РОСИЗО, продлилась всего полтора месяца, но вызвала неподдельный интерес у посетителей. Проект был посвящен вековому юбилею знаменитой группы художников, творчество которых сегодня обрело злободневность.
Десять выставочных залов были расположены на территории в две тысячи квадратных метров. Всего – 314 экспонатов, большая часть которых хранится в музейном фонде РОСИЗО. Генеральный директор "РОСИЗО" Ольга Галактионова подвела итоги пиар компании, а также рассказала о новом цифровом проекте "Кукрыниксы. Легенда пропаганды". Это цикл документальных видеороликов и просветительских постов, созданный специально в период работы выставки в Манеже. Проект, куда войдут 40 видеороликов, поможет зрителям и читателям совершить "путешествие" по истории ХХ века. Несмотря на то, что 15 декабря выставка завершила работу, по ней можно прогуляться виртуально – благодаря проекту появился большой информационный портал о "Кукрыниксах". Создание таких "постскриптумов" ко временным выставкам – тоже элемент пиара. По этому же пути идет и санкт-петербургский Манеж. Так, по итогам выставочного проекта "Город-герой Ленинград" сняли фильм, дополненный кадрами кинохроники. Это, подчеркивает директор Манежа Анна Ялова, помогает продлить жизнь проекта.
© Фото предоставлено пресс-службой РОСИЗОВыставка "Кукрыниксы" в Манеже
Выставка Кукрыниксы в Манеже
Выставка "Кукрыниксы" в Манеже
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музеяВыставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
Выставка Кукрыниксы в Московском Манеже
Выставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
1.
Выставка "Кукрыниксы" в Манеже
2.
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
3.
Выставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
Русской культурой продолжают интересоваться во всем мире, а музеи, в свою очередь, не прекращают международную деятельность. И тут флагманом является Бахрушинский театральный музей, который за минувший год охватил шесть европейских столиц: Париж, Вену, Берлин, Брюссель, Люксембург и Софию. Выставка к 100-летию хореографа Ролана Пети, балет Юрия Григоровича, Станиславский и его "Синяя птица" и художник Александр Головин. Последний – настоящая легенда русского театра, которого прекрасно знают и любят в Париже.
Выставка Бахрушинского театрального музея о сценографе Александре Головине - РИА Новости, 1920, 03.10.2024
Более пяти тысяч человек посетили выставку Бахрушинского музея в Париже
Несмотря на сложности в работе с прессой "на местах", музею удалось привлечь внимание европейской публики к своим проектам. Так, в Париже выставку об Александре Головине менее, чем за месяц посмотрели более пяти тысяч человек. По словам генерального директора музея Кристины Трубиновой, большинство посетителей выставки – сами французы. Не последнюю роль сыграло и то, что музею удалось найти потомка великого художника, его присутствие на вернисаже дополнительно привлекло внимание. В итоге, по данным музея, в местной прессе появилось более 230 публикаций о выставке.
Музейные коллаборации
Сегодня одним из интереснейших и нестандартных направлений работы музеев стали партнерские проекты с командами из самых неожиданных сфер – от мастеров декоративно-прикладного искусства до ресторанов и кафе. В 2024 году была учреждена и впервые вручалась Национальная премия в области музейного дела имени Лихачева. Первым победителем в номинации "пиар-компания музея" стал Московский Музей архитектуры имени Щусева с проектом "Щусев. 150".
К выставке музей выпустил книги о Щусеве, рассчитанные на разные возрастные группы и специальную коллекцию сувениров, снял цикл просветительских лекций и провел научные "Щусевские чтения". На московских билбордах по всему городу развернулся проект "Это тоже построил Щусев" – даже прохожие могли увидеть, какие известные здания построил великий архитектор. Так же с одной из кофеен музей выпустил специальный напиток, вдохновленный цитатами из дневников Щусева. Руководитель PR-направления музея Елизавета Баранова рассказывает, что в детстве архитектор жил в Кишиневе, где росли ореховые деревья. Так что ореховый вкус напитка был неслучайным. К тому же, наливали его в стаканчики с изображениями зданий Щусева и мотивирующими цитатами.
Посетители на выставке Алексей ЩУсев. 150 в Музее архитектуры имени Щусева
Посетители на выставке "Алексей ЩУсев. 150" в Музее архитектуры имени Щусева
Но главное, конечно, – это сама выставка, на которой была представлена графика и живопись мастера, декоративно-прикладное искусство, макеты его проектов. О Щусеве рассказывали не только как о выдающемся архитекторе, но и как об удивительном человеке: он строил храмы, например, комплекс Марфо-Мариинской обители, выиграл конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве. После революции нашел себя в изменившейся жизни, стал не только автором мавзолея на Красной площади, участвовал в разработке генплана Москвы, проектировал конструктивистские здания и даже возглавлял Третьяковскую галерею
Неожиданную для многих выставку в год 225-летия со дня рождения Пушкина представил Исторический музей. Проект "Пушкин. Страницы истории" объединил 13 российских музеев и архивов. Кураторы решили рассказать о поэте как об историке и исследователе. Известно, что, например, начиная писать роман "Капитанская дочка" Пушкин работал в архивах и проехал по местам, которые были охвачены пугачевским восстанием.
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки Пушкин. Страницы истории
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки Пушкин. Страницы истории
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки Пушкин. Страницы истории
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
1.
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
2.
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
3.
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
По словам начальника управления по связям с общественностью ГИМа Марии Лемиговой, впервые музей открыл выставку для блогеров раньше, чем для прессы. Специально для этого был организован пресс-завтрак и встреча с кураторами выставки в ГУМе – пишущие авторы могли напрямую задать вопросы авторам проекта. Также Исторический музей подготовил большой онлайн-проект к выставке, охват которого в соцсетях – более 700 тысяч человек. А общее число посетителей выставки, по данным музея – более 12 тысяч человек.
Необычная архитектура выставок
Необычная застройка выставок стала важной частью почти любого музейного проекта. Это также становится одним из инструментов продвижения выставок и привлечения к ним внимания.
Так, главный выставочный проект к тысячелетию Суздаля – выставка "Русский Феникс. Суздальская земля" в Крестовой и Трапезной палатах Кремля – своим дизайном напоминала о русской архитектуре и иконах-складнях. Об этом на сессии "Музейных маршрутов России" рассказал главный архитектор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Мешалкин. Так удалось достичь балансы между архаичностью и сегодняшним днем.
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедникаВыставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка Русский феникс. Суздальская земля Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедникаВыставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка Русский феникс. Суздальская земля Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимирского музея-заповедника Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
Выставка Русский феникс. Суздальская земля
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
1.
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
2.
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
3.
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
Выставочный проект получился уникальным – многие предметы выставлялись впервые, часть специально привезли из фондов Оружейной палаты, выставка была совместной с Музеями Московского Кремля. Иконы находились в специальных нишах с арочными сводами, а часть предметов была помещена в витрины в виде кубов.
Слово Суздаль вошло в топ-50 самых упоминаемых слов года. А вот имя Пушкина этот список возглавило. 225-летний юбилей со дня рождения поэта стал поводом для многочисленных культурных проектов, в том числе и выставок. Так, в музее-заповеднике "Царское село", который соседствует со знаменитым лицеем, где учился Пушкин, прошла выставка "Поэт и царь" – совместный проект со Всероссийским музеем Пушкина. Выставку разместили в Камероновой галерее Екатерининского парка.
Художник Юрий Сучков – автор визуальной концепции выставки – разделил ее условно на две части: белую и черную. Первая напоминала руины царскосельских парков, вторая – переносила зрителя на Черную речку, место гибели Пушкина. Начальник отдела по связам с общественностью музея-заповедника "Царское Село" Ирина Начарова рассказывает, что эту выставку в музее называют "выставкой-впечатлением". Но очевидно, что необычная застройка стала лишь сопровождением к подлинным и ценным экспонатам. Так, посетители могли увидеть кабриолет Николая I, жилет и цилиндр, которые носил поэт, мундиры императоров.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка Поэт и царь
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка Поэт и царь
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка Поэт и царь
Выставка "Поэт и царь"
1.
Выставка "Поэт и царь"
2.
Выставка "Поэт и царь"
3.
Выставка "Поэт и царь"
Еще одной выставкой с необычной и даже в чем-то театральной застройкой стал проект в Эрмитаже "ARS VIVENDI.Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Недаром, над проектом работали кураторы и театральные художники. По пышности и масштабу он полностью соответствовал указанному историческому периоду – эпохе барокко, когда, кажется, всего в искусстве было чрезмерно. Это – еще один удачный пример того, как интересная визуальная концепция "обрамляет" великолепный экспонаты.
Проект объединил более 70 картин мастеров натюрмортов, ему было отведено особое пространство в Зимнем дворце. Вся выставка была построена как тотальная инсталляция, где натюрморты можно было рассматривать среди кружев и шпалер, серебряной посуды и фарфора. Живописные полотна как бы оживали в реальности. А специальный словарь помогал зрителям ориентироваться в символике натюрмортов, которые по традиции наполнены знаками и зашифрованными "посланиями". Пространство было разделено на несколько "зон" – кабинет собирателя редкостей, воображаемая фламандская улица, сад и огород, музыка барокко.
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Выставка ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Выставка ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
1.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
2.
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
3.
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Такие многоплановые экспозиции – тенденция сегодняшнего дня. Сегодня помимо главного – ценных произведений искусства – каждый выставочный проект включает очень много "составляющих": необычное решение визуального пространства, хорошую образовательную программу, запоминающуюся сувенирную продукцию и, конечно, интересную PR-стратегию.
Музейные маршруты России на площадке санкт-петербургского Манежа
"Музейные маршруты России" на площадке санкт-петербургского Манежа
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала