Нельзя не заметить:
как музеи рассказывают о себе
В Санкт-Петербурге с 3 по 6 декабря прошла специализированная сессия Всероссийского проекта "Музейные маршруты России" для руководителей пресс-служб федеральных музеев. Участники обсудили стратегии продвижения музейных проектов, а также представили итоги главных PR-кампаний этого года.Пленарное заседание на площадке Центрального выставочного зала "Манеж" было посвящено развитию музеев в информационной среде. Модератором выступил заместитель директора департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры РФ Дмитрий Трубинов.
Дмитрий Трубинов,
заместитель директора департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры РФ:
"Сегодня PR-направление играет одну из ключевых ролей в культурной сфере, помогая не только продвигать проекты, но и формировать общественный интерес к искусству, деятельности институций и нашему национальному достоянию. Это направление уже стало неотъемлемой частью музейной работы и охватывает все сферы жизни музея – от создания сувенирной продукции до производства документальных фильмов по итогам выставочных проектов".
По его словам, сессии неизменно находят большой отклик у аудитории, он подчеркнул значимость и востребованность этих мероприятий среди участников, а также растущий интерес к этому направлению "Музейных маршрутов России". На встрече в Санкт-Петербурге представители профессионального PR -сообщества подвели итоги года, обсудив наиболее громкие выставки и музейные открытия, удачные пиар-компании.
Громкие сенсации
Выставка-блокбастер – это понятие уже прочно вошло в нашу жизнь. Большие выставки становятся грандиозными событиями в культурной жизни. В этом заслуга не только кураторов, но и пиарщиков, которые придумывают яркие рекламные компании и нестандартные решения. Так, Русский музей в 2024 году пошел на беспрецедентный шаг и показал публике весь процесс реставрации легендарного полотна Карла Брюллова "Последний день Помпеи".
В одном из залов корпуса Бенуа музей организовал импровизированную реставрационную мастерскую. Там была установлена стеклянная перегородка, благодаря чему за работой опытных специалистов могли наблюдать посетители. Реставраторы, пустили публику в "святая святых" – показали то, что традиционно скрыто от посторонних глаз. Такого, кажется, в музеях прежде не было.
Сейчас картина размером четыре с половиной метра на шесть с половиной представлена на масштабной выставке художника в главном здании музея – роскошных академических залах Михайловского дворца. По словам генерального директора музея Аллы Маниловой впервые эти залы музея отдали под временную экспозицию – такой нестандартный ход также привлекает аудиторию. Кураторам удалось собрать более 300 произведений, пригласить к участию 20 музеев и частных коллекционеров.
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова на открытии выставки "Великий Карл"
© Фото предоставлено пресс-службой Русского музея
Еще одна выставка-блокбастер – это, конечно, "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в Москве. Известно, что Павел Третьяков был одним из главных меценатов художников, входивших в это товарищество и в итоге собрал в своей галерее лучшие произведения русского реализма. Кураторы стремились показать искусство передвижников как новую точку отсчета отечественной живописи. Публика ждала эту выставку уже задолго до открытия.
По словам заведующей отделом по связям с общественностью музея Ильгамы Алиевой, с момента открытия выставки зафиксировано 560 тысяч просмотров сайта галереи (выставка продолжает работу и закроется только в апреле 2025 года). О "Передвижниках" и о том, как готовили проект музей активно рассказывал в соцсетях и даже снял с одним из ведущих ТВ-каналов документальный фильм о том, как эта выставка создавалась с нуля.
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
1. 2. 3.
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Выставка "Передвижники" в новом корпусе Третьяковской галереи в Кадашах
© Фото предоставлено пресс-службой Третьяковской галереи
Еще одно значимое открытие 2024 года – Китайский дворец в дворцово-парковом ансамбле Ораниенбаум. Реставрационные работы заняли около 20 лет, в течение которых залы комплекса открывали постепенно. Дворец построен в стиле рококо, единственный подобный памятник на территории СНГ. В этом году завершились работы в последних четырех залах: китайской опочивальне, в туалетной и портретной комнатах, а также в кабинете императрицы. Об открытии писала министр культуры РФ Ольга Любимова в своем ТГ-канале, журналисты, которые посмотрели обновленные залы еще до официального открытия.
По словам заведующей отделом по связям с общественностью музея-заповедника "Петергоф" Анны Зарубиной, это было открытие, длинною в лето – публике, журналистам и блогерам постепенно раскрывали все подробности проведенных работ. Важное событие не осталось и без внимания посетителей – в 2024 году, по данным музея-заповедника Петергоф, в состав которого входит Ораниенбаум, число посетителей увеличилось в полтора раза.
Большой выставочный проект прошел под конец 2024 года в Московском Манеже – выставка "Кукрыниксы", организованная РОСИЗО, продлилась всего полтора месяца, но вызвала неподдельный интерес у посетителей. Проект был посвящен вековому юбилею знаменитой группы художников, творчество которых сегодня обрело злободневность.
Десять выставочных залов были расположены на территории в две тысячи квадратных метров. Всего – 314 экспонатов, большая часть которых хранится в музейном фонде РОСИЗО. Генеральный директор "РОСИЗО" Ольга Галактионова подвела итоги пиар компании, а также рассказала о новом цифровом проекте "Кукрыниксы. Легенда пропаганды". Это цикл документальных видеороликов и просветительских постов, созданный специально в период работы выставки в Манеже. Проект, куда войдут 40 видеороликов, поможет зрителям и читателям совершить "путешествие" по истории ХХ века. Несмотря на то, что 15 декабря выставка завершила работу, по ней можно прогуляться виртуально – благодаря проекту появился большой информационный портал о "Кукрыниксах". Создание таких "постскриптумов" ко временным выставкам – тоже элемент пиара. По этому же пути идет и санкт-петербургский Манеж. Так, по итогам выставочного проекта "Город-герой Ленинград" сняли фильм, дополненный кадрами кинохроники. Это, подчеркивает директор Манежа Анна Ялова, помогает продлить жизнь проекта.
© Фото предоставлено пресс-службой РОСИЗОВыставка "Кукрыниксы" в Манеже
Выставка "Кукрыниксы" в Манеже
© Фото предоставлено пресс-службой РОСИЗО
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музеяВыставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
Выставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея
1. 2. 3.
Выставка "Кукрыниксы" в Манеже
© Фото предоставлено пресс-службой РОСИЗО
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Елена Харламова (слева), глава РОСИЗО Ольга Галактионова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея
Выставка "Кукрыниксы" в Московском Манеже
© Фото предоставлено пресс-службой Бахрушинского театрального музея
Русской культурой продолжают интересоваться во всем мире, а музеи, в свою очередь, не прекращают международную деятельность. И тут флагманом является Бахрушинский театральный музей, который за минувший год охватил шесть европейских столиц: Париж, Вену, Берлин, Брюссель, Люксембург и Софию. Выставка к 100-летию хореографа Ролана Пети, балет Юрия Григоровича, Станиславский и его "Синяя птица" и художник Александр Головин. Последний – настоящая легенда русского театра, которого прекрасно знают и любят в Париже.
Несмотря на сложности в работе с прессой "на местах", музею удалось привлечь внимание европейской публики к своим проектам. Так, в Париже выставку об Александре Головине менее, чем за месяц посмотрели более пяти тысяч человек. По словам генерального директора музея Кристины Трубиновой, большинство посетителей выставки – сами французы. Не последнюю роль сыграло и то, что музею удалось найти потомка великого художника, его присутствие на вернисаже дополнительно привлекло внимание. В итоге, по данным музея, в местной прессе появилось более 230 публикаций о выставке.
Музейные коллаборации
Сегодня одним из интереснейших и нестандартных направлений работы музеев стали партнерские проекты с командами из самых неожиданных сфер – от мастеров декоративно-прикладного искусства до ресторанов и кафе. В 2024 году была учреждена и впервые вручалась Национальная премия в области музейного дела имени Лихачева. Первым победителем в номинации "пиар-компания музея" стал Московский Музей архитектуры имени Щусева с проектом "Щусев. 150".
К выставке музей выпустил книги о Щусеве, рассчитанные на разные возрастные группы и специальную коллекцию сувениров, снял цикл просветительских лекций и провел научные "Щусевские чтения". На московских билбордах по всему городу развернулся проект "Это тоже построил Щусев" – даже прохожие могли увидеть, какие известные здания построил великий архитектор. Так же с одной из кофеен музей выпустил специальный напиток, вдохновленный цитатами из дневников Щусева. Руководитель PR-направления музея Елизавета Баранова рассказывает, что в детстве архитектор жил в Кишиневе, где росли ореховые деревья. Так что ореховый вкус напитка был неслучайным. К тому же, наливали его в стаканчики с изображениями зданий Щусева и мотивирующими цитатами.
Посетители на выставке "Алексей ЩУсев. 150" в Музее архитектуры имени Щусева
© Фото предоставлены Музеем архитектуры имени Щусева
Но главное, конечно, – это сама выставка, на которой была представлена графика и живопись мастера, декоративно-прикладное искусство, макеты его проектов. О Щусеве рассказывали не только как о выдающемся архитекторе, но и как об удивительном человеке: он строил храмы, например, комплекс Марфо-Мариинской обители, выиграл конкурс на проектирование Казанского вокзала в Москве. После революции нашел себя в изменившейся жизни, стал не только автором мавзолея на Красной площади, участвовал в разработке генплана Москвы, проектировал конструктивистские здания и даже возглавлял Третьяковскую галерею
Неожиданную для многих выставку в год 225-летия со дня рождения Пушкина представил Исторический музей. Проект "Пушкин. Страницы истории" объединил 13 российских музеев и архивов. Кураторы решили рассказать о поэте как об историке и исследователе. Известно, что, например, начиная писать роман "Капитанская дочка" Пушкин работал в архивах и проехал по местам, которые были охвачены пугачевским восстанием.
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музеяПресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
1. 2. 3.
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
Пресс-завтрак Исторического музея в преддверии открытия выставки "Пушкин. Страницы истории"
© Фото предоставлено пресс-службой Исторического музея
По словам начальника управления по связям с общественностью ГИМа Марии Лемиговой, впервые музей открыл выставку для блогеров раньше, чем для прессы. Специально для этого был организован пресс-завтрак и встреча с кураторами выставки в ГУМе – пишущие авторы могли напрямую задать вопросы авторам проекта. Также Исторический музей подготовил большой онлайн-проект к выставке, охват которого в соцсетях – более 700 тысяч человек. А общее число посетителей выставки, по данным музея – более 12 тысяч человек.
Необычная архитектура выставок
Необычная застройка выставок стала важной частью почти любого музейного проекта. Это также становится одним из инструментов продвижения выставок и привлечения к ним внимания.
Так, главный выставочный проект к тысячелетию Суздаля – выставка "Русский Феникс. Суздальская земля" в Крестовой и Трапезной палатах Кремля – своим дизайном напоминала о русской архитектуре и иконах-складнях. Об этом на сессии "Музейных маршрутов России" рассказал главный архитектор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Мешалкин. Так удалось достичь балансы между архаичностью и сегодняшним днем.
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедникаВыставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедникаВыставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимирского музея-заповедника Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
© Фото предоставлено пресс-службой Владимирского музея-заповедника
1. 2. 3.
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля" Владимиро-Суздальского музея-заповедника
© Фото предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Выставка "Русский феникс. Суздальская земля"
© Фото предоставлено пресс-службой Владимирского музея-заповедника
Выставочный проект получился уникальным – многие предметы выставлялись впервые, часть специально привезли из фондов Оружейной палаты, выставка была совместной с Музеями Московского Кремля. Иконы находились в специальных нишах с арочными сводами, а часть предметов была помещена в витрины в виде кубов.
Слово Суздаль вошло в топ-50 самых упоминаемых слов года. А вот имя Пушкина этот список возглавило. 225-летний юбилей со дня рождения поэта стал поводом для многочисленных культурных проектов, в том числе и выставок. Так, в музее-заповеднике "Царское село", который соседствует со знаменитым лицеем, где учился Пушкин, прошла выставка "Поэт и царь" – совместный проект со Всероссийским музеем Пушкина. Выставку разместили в Камероновой галерее Екатерининского парка.
Художник Юрий Сучков – автор визуальной концепции выставки – разделил ее условно на две части: белую и черную. Первая напоминала руины царскосельских парков, вторая – переносила зрителя на Черную речку, место гибели Пушкина. Начальник отдела по связам с общественностью музея-заповедника "Царское Село" Ирина Начарова рассказывает, что эту выставку в музее называют "выставкой-впечатлением". Но очевидно, что необычная застройка стала лишь сопровождением к подлинным и ценным экспонатам. Так, посетители могли увидеть кабриолет Николая I, жилет и цилиндр, которые носил поэт, мундиры императоров.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село" Выставка "Поэт и царь"
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
1. 2. 3.
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
Выставка "Поэт и царь"
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Царское село"
Еще одной выставкой с необычной и даже в чем-то театральной застройкой стал проект в Эрмитаже "ARS VIVENDI.Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века". Недаром, над проектом работали кураторы и театральные художники. По пышности и масштабу он полностью соответствовал указанному историческому периоду – эпохе барокко, когда, кажется, всего в искусстве было чрезмерно. Это – еще один удачный пример того, как интересная визуальная концепция "обрамляет" великолепный экспонаты.
Проект объединил более 70 картин мастеров натюрмортов, ему было отведено особое пространство в Зимнем дворце. Вся выставка была построена как тотальная инсталляция, где натюрморты можно было рассматривать среди кружев и шпалер, серебряной посуды и фарфора. Живописные полотна как бы оживали в реальности. А специальный словарь помогал зрителям ориентироваться в символике натюрмортов, которые по традиции наполнены знаками и зашифрованными "посланиями". Пространство было разделено на несколько "зон" – кабинет собирателя редкостей, воображаемая фламандская улица, сад и огород, музыка барокко.
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
1. 2. 3.
Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
Выставка "ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века"
© Фото предоставлено пресс-службой Государственного Эрмитажа
Такие многоплановые экспозиции – тенденция сегодняшнего дня. Сегодня помимо главного – ценных произведений искусства – каждый выставочный проект включает очень много "составляющих": необычное решение визуального пространства, хорошую образовательную программу, запоминающуюся сувенирную продукцию и, конечно, интересную PR-стратегию.
"Музейные маршруты России" на площадке санкт-петербургского Манежа
© Фото предоставлено пресс-службой министерства культуры РФ
17:14 25.12.2024
(обновлено: 17:21 25.12.2024)