Рейтинг@Mail.ru
Говорить на одном языке: как сегодня музеи работают с аудиторией и медиа - РИА Новости, 13.08.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Выставка в Пакгаузах

Говорить на одном языке:

как сегодня музеи работают с аудиторией и медиа
В Нижнем Новгороде прошла специальная образовательная сессия проекта "Музейные маршруты России", посвященная работе музеев в информационной среде, с цифровой аудиторией и привлечению молодого поколения. Не обошли внимание и вопросы развития музейных пространств и сохранения наследия. Собравшиеся представители музеев делились опытом: как выстраивать общение с прессой, а через прессу - с публикой.
Директор департамента музеев и внешних коммуникаций министерства культуры РФ Елена Харламова

Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ:

"Сессия в Нижегородской области посвящена продвижению музеев. Здесь мы обсуждаем функционирование музейных пресс-служб, их роль в работе культурных институций, а также возможности, которые цифровые технологии открывают перед музеями. Участники этой сессии обмениваются опытом успешных практик, осваивают новые стратегии и приобретают актуальные практические и теоретические знания, которые позволят им повысить эффективность взаимодействия музеев с аудиторией".

Куратором сессии "Музейных маршрутов" в Нижнем Новгороде выступил журфак МГУ имени Ломоносова в лице декана факультета и академика РАО Елены Вартановой. На сей раз в программу "Музейных маршрутов" наряду с презентациями музейных практик впервые был включен полноценный теоретический блок. Преподаватели факультета журналистики университета поделились своей экспертизой в области медиаисследований и рассказали о современных тенденциях в информационной среде.

Сегодня музей – это невероятно большое пространство хранения содержания, которое отсылает к ценностям и культурным кодам, которое транслирует верифицированное знание. Музей – это одна из тех институций, у которых есть возможность и ответственность доносить это содержание людям. Именно поэтому музей должен продвигать свой бренд в самой широкой аудитории, использовать новые ресурсы, задействовать не только музейные залы, но и цифровую среду.

Декан журфака МГУ Елена Вартанова на сессии Музейных маршрутов России в Нижнем Новгороде
Елена Вартанова
декан факультета журналистики МГУ
Открытое пространство культуры
Московский Дом культуры "ГЭС-2" всего за несколько лет работы в столице стал одним из самых известных мест, куда люди приходят не только посмотреть выставки и послушать музыку, но еще и почитать книги, поучаствовать в мастер-классах или же просто провести время. Задача команды "ГЭС-2" – знакомить широкую аудиторию с современной культурой.
"У нас проходят события разного формата и масштаба: от больших выставок до маленьких воркшопов. Стараемся сделать так, чтобы можно было пройти по спирали восприятия современной культуры так, как комфортно посетителю" – поделился генеральный директор Дома культуры "ГЭС-2" и фонда V–А–С Артем Бондаревский.
Проспект Дома культуры ГЭС-2
Проспект Дома культуры "ГЭС-2"
В "ГЭС-2" любят смешивать форматы и соединять разные аудитории, стараются налаживать "мосты" между работающими здесь художниками и посетителями. Все это – благодаря не только самим программам, но и тому, как выстраивают общение через разные каналы связи, от социальных сетей до сайта. Особым способом взаимодействия стал узнаваемый "диграмматический" язык – именно такой термин команда Дома культуры использует, говоря о стиле оформления печатных материалов и сайта. По замыслу кураторов это тоже должно помочь человеку сориентироваться.
Еще один успешный пример диалога с посетителями – работа подмосковного музея "Новый Иерусалим", который за последние годы стал настоящей точкой притяжения. Региональный музей, получивший 10 лет назад новое современное здание, находится в 50 километрах от Москвы. В новой концепции развития музея ставку сделали на большие временные выставки, которые привлекают аудиторию. Также ежегодно летом здесь проходит и фестиваль классической музыки под открытым небом, постоянный резидент которого – один из лучших российских коллективов – Госоркестр имени Светланова. Директор музея Анна Антипенко отмечает, что за последние два года число посетителей музея выросло с 350 до 500 тысяч в год. По ее словам, в основе работы команды – взаимное доверие, уважение к работе каждого сотрудника и гостеприимство.
© Фото : пресс-служба музея "Новый Иерусалим"Вход на выставку "Мастер Репин"
Вход на выставку Мастер Репин
Вход на выставку "Мастер Репин"
© Фото : пресс-служба музея "Новый Иерусалим"Выставка "Азбука Шедевра"
Выставка Азбука Шедевра
Выставка "Азбука Шедевра"
© Фото : пресс-служба музея "Новый Иерусалим"Выставка "Формула Руси"
Выставка Формула Руси
Выставка "Формула Руси"
© Фото : пресс-служба музея "Новый Иерусалим"Выставка "Под знаком Рубенса"
Выставка Под знаком Рубенса
Выставка "Под знаком Рубенса"
1.
Вход на выставку "Мастер Репин"
2.
Выставка "Азбука Шедевра"
3.
Выставка "Формула Руси"
4.
Выставка "Под знаком Рубенса"
Казанский Кремль уже давно входит в список одной из главных достопримечательностей Татарстана. В прошлом году, по данным музея, его посетило почти 4,5 миллиона человек, преимущественно туристов. По словам директора музея-заповедника Ильнура Рахимова, последние два года в музее работают над тем, чтобы сюда приходили еще и местные жители.
"Наша событийная программа делится на два типа – для туристов и для местных жителей. Последним мы предлагаем приезжать к нам в будни вечером либо в выходные всей семьей. Создаем условия, чтобы люди максимально проводили время на нашей территории", – делится директор музея.
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Казанский Кремль"Казанский Кремль
Казанский Кремль
Казанский Кремль
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Казанский Кремль"Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
Выставка Калейдоскоп в Казанском кремле
Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
© Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника "Казанский Кремль"Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
Выставка Калейдоскоп в Казанском кремле
Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
1.
Казанский Кремль
2.
Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
3.
Выставка "Калейдоскоп" в Казанском кремле
Те, кто следит за выставочной афишей в культурных столицах, не могут не заметить деятельность Центрального выставочного зала "Манеж" в Санкт-Петербурге. Площадка проводит по четыре выставки в год, все они очень разные, все находят отклик у публики.
"Фактически каждый раз пустое пространство преображается в новый музей в зависимости от тематики выставки", – делится директор ЦВЗ "Манеж" Анна Ялова.
Она добавляет, что открытие здесь делают как премьеру в театре, светское мероприятие, на которое приходит творческая интеллигенция, лидеры мнений, отзывы которых помогают продвигать выставку в социальных медиа. Это позволяет позиционировать выставку как модное и обязательное к посещению мероприятие.
Неотъемлемая часть работы этой площадки – деятельность волонтеров. К каждой выставке для них даже создают специальную форму – это тоже один долгосрочных партнерских проектов "Манежа" с производителем одежды. Кстати, среди добровольцев есть не только молодежь, но и волонтеры серебряного возраста.
© Фото предоставлено пресс-службой санкт-петербургского "Манежа"Пространство выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
Пространство выставки Пушкинская –10. Ковчег XXI века
Пространство выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
© Фото предоставлено пресс-службой санкт-петербургского "Манежа"Уличная инсталляция к выставке "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
Уличная инсталляция к выставке Пушкинская –10. Ковчег XXI века
Уличная инсталляция к выставке "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
© Фото предоставлено пресс-службой санкт-петербургского "Манежа"Волонтеры выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
Волонтеры выставки Пушкинская –10. Ковчег XXI века
Волонтеры выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
1.
Пространство выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
2.
Уличная инсталляция к выставке "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
3.
Волонтеры выставки "Пушкинская –10. Ковчег XXI века"
Неожиданный шаг, на которой пошло руководство "Манежа" недавно – сотрудничество с торговым центром.
"Мы часто говорим о том, что музеи конкурируют не друг с другом, а с торговыми центрами, где есть еда, кино и много другое. И мы подумали: почему бы не подружиться с ними тоже?" – говорит Ялова.
В итоге в сотрудничестве с одним из торговых центров северной столицы сделали две инсталляции к выставке "Пушкинская –10. Ковчег XXI века", которая открыта до начала сентября. Одна инсталляция установлена на площади около Манежа, другая – около торгового центра. А в атриуме самого центра расположен экспозиционный бокс.
Сегодня музеи ищут не только новые пространства, но и новые пути общения с публикой. Екатеринбургский музей изобразительных искусств объединяет несколько выставочных площадок, но, несмотря на это, проводит выставки даже на набережной города. А в 2022 году решились на гастроколлаборацию: в одном из ресторанов Екатеринбурга появилось специальное меню к выставке русского авангарда "Великий переход". Блюда визуально напоминали работы художников.
Гастроколлаборация к выставке русского авангарда Великий переход
Гастроколлаборация к выставке русского авангарда "Великий переход"
Музей как культурный код нации
В рамках "Музейных маршрутов" в Нижнем Новгороде прошли несколько образовательных модулей. Накануне пленарного заседания информационное агентство РИА Новости провело свою мастерскую для руководителей и сотрудников пресс-служб. Вечером этого же дня декан журфака МГУ Елена Вартанова прочитала открытую лекцию "Журналистика: почему в России она неотъемлемая часть культуры?".
С 17 по 19 июля состоялась выездная Медиашкола журфака МГУ. В образовательных семинарах приняли участие студенты профильных факультетов, студийцы Школы креативных индустрий, а также представители активной молодежи Нижегородской области. Занятия были посвящены созданию цифровых медиапроектов, пиар-стратегиям культурных проектов, теме музея, как культурного кода нации.

Чем активнее развивается сфера культуры региона, тем интереснее становится молодежи принимать участие в этом процессе не только в качестве зрителей, но в роли полноправных членов команды. У ребят множество идей, и наша задача – не пропустить их, помочь в реализации. В этом очень помогла Медиашкола. Продуманность проектов, серьезность тем, которые взяли ребята, профессионализм реализации эскизов – все это показывает, что уже сейчас наша молодежь имеет хорошую базу для быстрого роста и развития.

Декан журфака МГУ Елена Вартанова на сессии Музейных маршрутов России в Нижнем Новгороде
Наталья Суханова
министр культуры Нижегородской области
После семинаров участникам было дано несколько дней для создания и подготовки презентаций собственных творческих проектов. Питчинги стали еще одной полноценной творческой лабораторией.
© Фото предоставлено пресс-службой министерства культуры Нижегородской областиЗаместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов на питчинге проектов медиашколы
Заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов на питчинге проектов медиашколы
Заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов на питчинге проектов медиашколы
© Фото предоставлено пресс-службой министерства культуры Нижегородской областиПитчинги проектов Медиашколы журфака МГУ в рамках "Музейных маршрутов России"
Питчинги проектов Медиашколы журфака МГУ в рамках Музейных маршрутов России
Питчинги проектов Медиашколы журфака МГУ в рамках "Музейных маршрутов России"
© Фото предоставлено пресс-службой министерства культуры Нижегородской областиУчастники питчингов
Участники питчингов
Участники питчингов
1.
Заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов на питчинге проектов медиашколы
2.
Питчинги проектов Медиашколы журфака МГУ в рамках "Музейных маршрутов России"
3.
Участники питчингов
Авторитетное жюри, в которое, помимо представителей Минкультуры РФ и Минкультуры регионы, вошли эксперты МГУ, информационного агентства РИА Новости, руководители пресс-служб Петергофа и Исторического музея обсуждало проекты с их авторами, делилось впечатлениями и советами. Некоторые участники питчингов уже во время презентаций получили предложения о сотрудничестве с нижегородскими музеями. А трое победителей стали обладателями грантов от правительства области.
Победивший проект, которой эксперты выбрали единогласно, посвящен русской деревне. В онлайн-медиа "Двор" речь пойдет о том, что находится "за воротами" привычного городского быта и рутины. Проекты были посвящены Нижнему Новгороду, в том числе, его музеям таким, как Нижегородский художественный музей и Русский музей фотографии. Большой интерес авторы проявили к меняющемуся облику города – они представили проекты, например, о "Заповедных кварталах" Нижнего Новгорода и кластере Нижполиграф.
Пленарная сессия проекта Музейные маршруты в Нижнем Новгороде
Пленарная сессия проекта "Музейные маршруты" в Нижнем Новгороде
СЛОВО КУРАТОРА:
Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, куратор "Музейных маршрутов" в Нижнем Новгроде
Декан журфака МГУ Елена Вартанова на сессии Музейных маршрутов России в Нижнем Новгороде

декан факультета журналистики МГУ

О взаимодействии и обмене опытом:

Первый итог этих "Музейных маршрутов" очевиден – это создание сообщества медиакоммуникаторов, работающих в музеях. Оно нужно для обмена опытом, для того, чтобы делиться положительными практиками и видеть общие тенденции в развитии коммуникации музеев и общества. Сегодня медийная среда ­– это новое пространство жизни и деятельности музеев, поэтому многие положительные примеры должны стать достоянием профессионалов. Создание своего рода банка данных положительных практик и решения сложных вопросов – это первая практическая польза.

О поиске своей интонации в общении с аудиторией:
Очевидно, что понятие музея сегодня шире, чем представление о зданиях с залами и экспонатами. Это места сохранения и развития исторической памяти, это бесконечное и очень нужное содержание, которым нужно делиться не только с теми, кто любит туда ходить и делает это часто. Представители музеев, которые выступали на сессии, выстраивают правильные отношения со своей целевой аудиторией и находят верную интонацию. Но нужно призывать и молодежь, которая не всегда готова идти в музей, но помимо этого хочет удовлетворять свои познавательные интересы. Музей должен найти интонацию коммуникации с теми, кто там еще не бывал, но хочет узнать что-то новое.
О медиашколе:
Мы считаем, что очень важно упрочить позицию музея как источника достоверного исторического, художественного, эстетического содержания для самой широкой аудитории. И мы понимаем, что такая работа как пресс-секретарь музея или цифровой медиа коммуникатор не всеми рассматривается как серьезное важное направление. Но сегодня оно становится все более влиятельным. Кто-то, думая о классической журналистике, может заинтересоваться новой обязанностью рассказывать о музее в цифровой среде и создавать вокруг него сообщество. И может быть, они пойдут туда работать и предложат интересные проекты. А есть еще одно измерение – эти ребята могут стать волонтерами музейных медиакоммуникаций и будут сами в своих аккаунтах рассказывать о том, что они видели в музее. Будут создавать необходимое цифровое пространство культуры, в котором мы все будем общаться и фиксировать наши ценности и развивать культуру в новых форматах.
Во второй части образовательной сессии "Музейных маршрутов" прошел цикл блиц-презентаций успешных PR-практик Нижегородской области. Модератором выступил заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов.

Нижний Новгород демонстрирует нам уникальный пример сохранения и приумножения культурного наследия, работы с идентичностью и историческими корнями региона. Здесь не только сохраняют традиции, но и успешно адаптируют их к современным тенденциям, что делает этот опыт особенно ценным и заслуживающим внимания.

Заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Дмитрий Трубинов на сессии Музейных маршрутов России в Нижнем Новгород
Дмитрий Трубинов
заместитель директора департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала