Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года
© РИА Новости / Андрей Стенин | Перейти в медиабанкМальчик с российским флагом на блокпосту на перешейке в районе Чонгара
Читать ria.ru в
Отношения РФ и западных стран ухудшились в связи ситуацией на Украине и вокруг Крыма. Запад, обвинив Россию во вмешательстве, ввел против нее санкции.
6 марта 2014 года президент США Барак Обама подписал указ 13660 "О блокировании собственности некоторых лиц, способствующих ситуации на Украине".
С этой даты американский президент, действуя на основании закона "Об экономических полномочиях в случае международных чрезвычайных ситуаций", наделил администрацию США правом вводить имущественные и визовые санкции против физических и юридических лиц, которые "присвоили властные полномочия в Крымском регионе без разрешения правительства Украины".
17 марта 2014 года США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении высокопоставленных российских политиков.
В этот же день санкции против российских и крымских политиков и чиновников ввел Европейский союз.
В первый санкционный список США вошли 11 человек, под санкции ЕС попал 21 человек.
После референдума в Крыму, по результатам которого полуостров вошел в состав России, США и страны ЕС расширили свои санкционные списки 20 и 21 марта соответственно.
В июле 2014 года Евросоюз и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов экономики.
Были также введены отдельные санкции США и ЕС против Крыма. В последующем санкции регулярно продлевались, их список постоянно расширялся.
По данным СМИ, США с 2014 года ввели санкции против более 700 россиян и компаний.
Под санкциями ЕС в настоящее время находятся 175 лиц и 44 организаций.
Помимо российских политиков и чиновников в санкционные списки попали ряд крупных российских бизнесменов и подконтрольных им компаний, ограничительные меры также коснулись финансового, энергетического и оборонного секторов российской экономики, а также товаров двойного назначения.
25 февраля 2020 года президент США Дональд Трамп продлил на год действие указа от 2014 года.
Индивидуальные санкции ЕС продлены до 15 сентября 2020 года, экономические – до 31 июля 2020 года, санкции по Крыму и Севастополю – до 23 июня 2020 года. Санкции за незаконное присвоение государственных средств Украины продлены до 6 марта 2021 года.
К санкциям ЕС присоединились Черногория, Албания, Норвегия, Украина.
Швейцария официально не вводила санкции в отношении России из-за ситуации на Украине, однако она предприняла "меры по предотвращению обхода санкций" ЕС через ее территорию. С апреля 2014 года власти Швейцарии ограничили проведение финансовых операций для ряда российских чиновников, включенных в санкционный список ЕС. Затем список был неоднократно расширен. В ноябре 2016 года, он был дополнен в 12-й раз.
По оценкам Минэкономразвития, по состоянию на конец 2018 года в отношении России было применено 159 ограничительных мер 62 странами. При этом в МЭР отметили, речь идет не только о санкциях, но также и ряде протекционистских мер и технических барьеров. Общая сумма ущерба оценивается в 6,3 миллиарда долларов. Больше всего от санкций и других ограничений пострадали такие отрасли, как металлургия, сельское хозяйство и химическая промышленность.
При этом наибольший ущерб России нанесли страны Евросоюза (около 2,4 миллиарда долларов), за ними следуют США (1,1 миллиард) и Украина (775 миллионов).
В качестве ответной меры на санкционное давление западных стран Россия 6 августа 2014 года объявила об ограничении импорта продовольственных товаров в отношении ЕС, США, Австралии, Норвегии и Канады. В 2015 году список стран, подпадающих под российские контрсанкции, был расширен. Он пополнился Албанией, Черногорией, Исландией, Лихтенштейном и Украиной.
Указ о продовольственном эмбарго против Запада ежегодно продлевается. В настоящее время – до 31 декабря 2020 года.
Многие западные политики и эксперты признают, что санкции против России не принесли результата, а продэмбарго Москвы сильно ударило по зарубежным производителям, прежде всего – европейским.
Президент России Владимир Путин во время "прямой линии" в июне 2019 года заявил, ссылаясь на экспертные данные, что в результате санкций и различных ограничений Россия, начиная с 2014 года недополучила около 50 миллиардов долларов, Евросоюз потерял 240 миллиардов долларов; США – 17 миллиардов долларов, Япония – 27 миллиардов долларов.
По данным МВФ, в среднем за пять лет, с 2014 по 2018 год, санкции ежегодно замедляли темпы роста ВВП России примерно на 0,2 процентных пункта.
Спецдокладчик ООН по вопросам негативного воздействия односторонних принудительных мер на права и свободы Идрисс Джазаири считает, что потери Евросоюза от продуктового эмбарго со стороны Москвы оказались больше, чем понесенный Россией ущерб от санкций ЕС.
По подсчетам специалистов, на ФРГ приходится более трети убытков европейской экономики, возникших в результате введения антироссийских ограничений. Чрезвычайный и полномочный посол РФ в ФРГ Сергей Нечаев отметил, что ежемесячно Берлин недополучает около 670 миллионов долларов экспортных доходов.
Член французской Национальной федерации профсоюзов сельхозпроизводителей (FNSEA) Арнольд Пюэш-д`Аллисак заявил, что Франция ежегодно теряет 800 миллионов евро из-за российского продовольственного эмбарго, введенного в 2014 году в ответ на западные санкции.
В последнее время в странах ЕС все отчетливее звучат мнения о необходимости отмены антироссийских санкций, которые наносят большой вред в первую очередь европейским экономикам.
Европейский союз предпринимает попытки активизировать политический диалог с нашей страной. Регулярный характер носили встречи министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности (2014-2019) Федерикой Могерини, в декабре 2019 года состоялась первая встреча главы российского МИДа с преемником Могерини – Жозепом Боррелем.
Проводятся экспертные консультации по широкому кругу тем, представляющих взаимный интерес, таких, как борьба с терроризмом и наркотрафиком. Кроме того, из-под ограничений выведено научно-техническое, приграничное сотрудничество, а также взаимодействие в рамках "Северного измерения".
Невзирая на существующие разногласия, Российская Федерация по-прежнему ориентирована на развитие тесного всестороннего партнерства с Европейским союзом на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и уважения интересов друг друга.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников