Культура

Не только Ельцин Центр: как современные выставки извращают наши ценности

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 16 мая — РИА Новости, Юлия Зачетова. Глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина призвала усовершенствовать процедуру закрытия нарушающих закон выставок, если возникла такая необходимость. Новые обсуждения сомнительных экспозиций спровоцировало высказывание Никиты Михалкова об уместности Ельцин Центра.

Ускорить процесс: как поступать с выставками

Иногда экспозиции закрывались, потому что активисты нападали на музеи с неугодной им экспозицией. Мизулина подчеркнула, что ни в коем случае не одобряет погромы выставок.
«

"Хулиганство, насилие в адрес сотрудников музея недопустимы. Мы не поддерживаем это и призываем бороться исключительно законным путем", — сказала она в беседе с РИА Новости.

Глава Лиги безопасного интернета подчеркивает, что проблемы возникают и с концертами, и другими мероприятиями.
«

"Речь идет не только об оскорблении чувств верующих — часто об оскорблении памяти Великой Отечественной войны. Люди, глубоко этим обеспокоенные, обращаются и к нам, и в правоохранительные органы", — отметила Мизулина.

Сейчас все разбирательства в таких случаях подразумевают экспертизу и судебную процедуру, что не позволяет закрыть мероприятия, нарушающие общественные нормы, в короткие сроки.
Надо усовершенствовать это в соответствии с указом президента о защите традиционных ценностей, подчеркнула эксперт. Министерство культуры должно уделять подобным прецедентам особое внимание.

Ельцин Центр: святые 90-е и пропаганда нетрадиционных ценностей

Режиссер, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков высказался за закрытие уральского Ельцин Центра.
«

"Маленькие дети, которые приходят туда, первое, что они видят, — это ужасающий мультипликационный фильм об истории нашей страны, где все грязь, мерзость, предательство, рабство, ужас, а свет в окошке — только единственный человек, который пришел и все это поменял", — сказал он на сессии "Бесогон и право" в рамках XI Петербургского международного юридического форума.

Посетители на выставке в Президентском центре Бориса Ельцина в Екатеринбурге
Михалков добавил, что вовсе не против музея первого президента — но не такого, где искажают историю.
«

"Не заставляйте меня как посетителя этого музея поверить вам, что вся история моей страны — это "мерзость и дерьмо" и только святые девяностые сделали меня таким счастливым", — уточнил режиссер.

О закрытии или реформировании "Ельцин Центра" говорят давно. Там считают себя приверженцами "общечеловеческих ценностей и либеральных идеалов, среди которых на первом месте — уважение к людям разных взглядов, рас и сексуальной ориентации". Но этому постоянно сопутствуют скандалы.
Здание Ельцин Центра в Екатеринбурге
Так, в 2021-м основатель группы "Агата Кристи" Вадим Самойлов со сцены обвинил это учреждение в пропаганде ЛГБТ+. Здесь же произошел инцидент с "пририсовыванием" глаз картине "Три фигуры" Анны Лепорской — охранник, который это сделал, оказался психически нездоров.
Общественный, культурный и образовательный кластер Екатеринбурга Ельцин Центр

Третьяковка: Мадонна без головы

Искусство середины XX века воспринимается как классика и в целом не должно вызывать споров. Однако в начале этого года в Третьяковской галерее на Крымском Валу возникли проблемы, связанные с экспозицией, посвященной именно этому периоду.
Посетители обвинили организаторов в создании депрессивной атмосферы.
Работа скульптора Александра Бурганова "Пьета"
В работах скульптора Александра Бурганова и художницы Натальи Нестеровой зрители увидели оскорбление чувств верующих. В цикле "Тайная вечеря" из 13 полотен, по мнению гостей музея, невозможно понять, кто из апостолов — Иуда.
Кроме того, скульптуру "Пьета" Александра Бурганова сочли сатанинской, потому что у нее нет головы.
Автор произведения сказал, что "безголовость" Богоматери — это аллегория скорби и отчаяния после распятия сына. И уверял, что никаких сатанинских мотивов у него не было.
Разбираться в том, насколько работы богохульственные, пришлось Министерству культуры, куда поступили жалобы.

Выставка Джока Стерджеса: пропаганда педофилии

На выставке "Джок Стерджес. Без смущения", открывшейся в Центре фотографии братьев Люмьер в 2016-м, было 40 крупноформатных снимков американского фотохудожника, который снимал семьи нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии — не только взрослых, но и детей.
Сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова обратились в Генпрокуратуру с требованием проверить экспозицию на предмет пропаганды педофилии. Выставку закрыли, но в декабре 2017-го она открылась снова, причем организаторы рассказывали зрителям историю скандала.
Ряд российских деятелей культуры заступился за экспозицию и Стерджеса.
Посетитель на выставке "Без cмущения" американского фотографа Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер
Руководитель театра "Сатирикон" Константин Райкин призвал общественных активистов терпимее относиться к современному искусству.
«

"Я не понимаю, почему эта выставка замечательного фотографа закрыта. Кому-то это не понравилось, но искусство меняет пути воздействия. Препятствовать этому невозможно. Надо к этому относится культурно, терпимо, а агрессия свидетельствует о недостаточности культуры", — рассуждал Райкин.

Галеристка Айдан Салахова и продюсер Алексей Боков запустили флешмоб в защиту выставки.

"Запретное искусство": границы допустимого

Выставку "Запретное искусство" организовал в 2007-м Сахаровский центр*. Куратором выступил искусствовед Андрей Ерофеев, работавший тогда в Третьяковской галерее.
В экспозиции были произведения, запрещенные к экспонированию в московских музеях и галереях в 2006 году: работы Вячеслава Сысоева, Александра Косолапова, Александра Савко, Вагрича Бахчаняна, арт-группы "Синие носы", Вячеслава Мизина, Авдея Тер-Оганьяна, Леонида Сокова, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, группы ПГ. Все экспонаты скрывала перегородка — их надо было рассматривать через отверстия.
На открытии выставки "Осторожно, религия!" в музее и общественном центре имени Андрея Сахарова
Применялась обсценная лексика, были антирелигиозные выпады — на одной картине вместо Христа был изображен Микки-Маус, на другой — Иисус с партийными коммунистическими лозунгами.
Экспозиция подверглась критике религиозных организаций. Ерофеева уволили из Третьяковки, возбудили уголовное дело за разжигание религиозной розни, закончившееся обвинительным приговором суда.

"Осторожно, религия": классика скандала

Выставка "Осторожно, религия!", посвященная переосмыслению современными творцами темы икон, открылась 14 января 2003-го в Сахаровском центре, но уже 18 января шестеро верующих, чьи религиозные чувства были оскорблены, разгромили экспонаты. Их задержали, потом отпустили.
Директор музея имени А. Д. Сахарова Юрий Самодуров и куратор выставки "Осторожно, религия!" Арутюн Зулумян
«

"В наших действиях нет состава преступления и нет хулиганства. Мы не совершили противоправных действий. Напротив, организаторы выставки стали нарушителями закона. Мы стремились воспрепятствовать преступлению", — сказал впоследствии РИА Новости один из участников разгрома Михаил Люкшин.

Двадцать восьмого марта 2005-го Таганский суд Москвы признал организаторов выставки — директора Юрия Самодурова и сотрудницу Сахаровского центра Людмилу Василовскую виновными в разжигании национальной и религиозной вражды. Самодуров и Василовская подали жалобу в Европейский суд по правам человека, заявив, что не хотели никого оскорблять.
* Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.
Пропаганда на Евровидении: как Украина пыталась обмануть Запад
Обсудить
Рекомендуем