Болонская система образования: суть, цели и основные требования

Болонская система
Читать на сайте Ria.ru

Оглавление

Болонская система
История
Предпосылки создания
Страны-участницы
Цели
Основные требования
Основные положения
Преимущества и недостатки
Болонская система в России
Причины участия
Требования для перехода
Критика участия
Выход России из Болонской системы
МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. В 2003 году Россия перешла на Болонскую систему образования: что это такое, в чем ее суть и краткая история возникновения, как в результате изменилась образовательная программа вузов в нашей стране, сохранится ли методика обучения по Болонской системе в 2022 году и какие изменения ждут российское высшее образование после выхода из системы, - в материале РИА Новости.

Болонская система

Болонская система - единые стандарты обучения, объединяющие Высшие учебные заведения разных государств, которые призваны создать единое европейское пространство высшего образования. Название связано с университетом в итальянском городе Болонья, в котором в 1999 году представители нескольких европейских стран подписали соглашение о введении единых образовательных стандартов. С тех пор количество участников множилось, а в 2003 году к ним присоединилась и Россия.

История

Библиотека Болонского университета
История создания системы началась в 1986 году, когда представители Болонского университета в преддверии его 900-летия выступили с предложением о подписании Хартии, которая бы обеспечила возможность обмена научными, преподавательскими кадрами и специалистами высокого класса между странами, но для этого необходимо было привести к единой форме саму систему образования и документы, подтверждающие его получение. Корни идеи идут из Средневековья: когда преподавание во всех высших учебных заведениях велось на одном языке (латыни), поэтому не возникало проблем с общением между учителями и учениками из разных стран. Кроме того, на тот момент в Европе существовало общее представление об образованности, и студенты обучались в три этапа:
  • тривиум (изучение грамматики, логики и риторики);
  • квадриум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия);
  • углубленное изучение одной из трех наук (философии, богословия или юриспруденции).
Обучающие могли овладевать любым из этапов неограниченное время, а потом переходить к другому, но большинство из них останавливались на первом, так как и с ним можно было уже получить хорошую должность.
Так как хороших университетов было мало, а знающих профессоров еще меньше, студенты ездили по Европе, выбирая для себя лучшее и не имея никакого языкового барьера в обучении. Со временем все стало иначе: образовательные программы менялись, в каждом государстве появлялись свои требования и стандарты.
Бакалавриат сохранится в системе высшего образования, заявил Садовничий

Предпосылки создания

Создание Болонской системы образования - реакция на социально-экономическую ситуацию в мире, которая сложилась на рубеже XX-XXI веков. Причинами стали:
  • увеличение студенчества и интернационализация образования;
  • возросшая конкуренция на рынке образовательных услуг;
  • растущая глобализация (появление международной системы лицензирования, сертификации и аккредитации);

Страны-участницы

Правительственные встречи в рамках Болонского процесса были проведены в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лёвене (2009), Будапеште и Вене (2010), Бухаресте (2012), Ереване (2015), Париже (2018) и Риме (2020).
Выпускники университета
На данный момент в Болонской системе образования участвуют 46 стран, Россия и Белоруссия решением Болонской группы были исключены из системы 11 апреля.

Цели

В доктрине образовательного права основной целью создания Болонской системы образования называется создание "единой Европы знаний" и повышение международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Кроме того, система преследует следующие цели:
  • доступность высшего образования для всех слоев населения;
  • увеличение мобильности студентов и преподавателей за счет укрепления связей между вузами;
  • повышение возможности трудоустройства молодых специалистов в условиях глобализации;
  • развитие научного, культурного и интеллектуального потенциала;
  • усиление роли образовательных организаций в формировании общих европейских ценностей.
Министр просвещения прокомментировал отмену Болонского процесса

Основные требования

По словам Оксаны Васильевой, доцента Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, особое значение придается введению в действие таких механизмов осуществления заявленных целей, как:
  • принятие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций;
  • внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
  • переход на двухуровневую систему подготовки - бакалавр (undergraduate), магистр (graduate);
  • введение системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетных единиц), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности;
  • поддержка высокого качества высшего образования (ввод рейтинговой системы для преподавателей и студентов);

Основные положения

Помимо основных требований к внедрению болонской системы образования, существуют также основные положения:
  • студенты имеют право самостоятельно выбирать дисциплины для изучения;
  • обучающиеся и преподаватели могут свободно перемещаться по разным европейским вузам;
  • учебные критерии и методология должны быть близки во всех странах-участниках;
  • совместная разработка программ обучения в разных университетах;
  • использование адаптивного и интегрированного обучения.
Бастрыкин раскритиковал Болонскую систему

Преимущества и недостатки

К преимуществам системы, по словам Нарека Мхитаряна, руководителя отдела аналитики и исследований департамента инвестиций корпорации "Синергия", можно отнести:
  1. 1.
    Доступность высшего образования как признак глобализационных мировых процессов с широкой возможностью трудоустройства.
  2. 2.
    Устойчивая трехступенчатая образовательная система, признанная на мировом уровне большинством вузов (бакалавриат, магистратура, аспирантура).
  3. 3.
    Узкоспециализированность и профильность компетенций в рамках основных ступеней (бакалавриат, магистратура).
  4. 4.
    Широкая возможность для студентов при переходе в вузы других стран без потери баллов.
  5. 5.
    Рост уровня конкурентоспособности вузов.
  6. 6.
    Возможность для студентов составлять себе учебные планы, исходя из собственных сил, возможностей и интересов.
  7. 7.
    Возможности и перспективы научной карьеры в мировых вузах.
  8. 8.
    Единая система критериев и стандартов высшего образования и его возможностей на рынке труда и науки.
Магистратура остается. Что выигрывают студенты новых направлений
Недостатки же состоят в том, что:
  1. 1.
    Болонская система практически не учитывает национальные интересы в рамках образовательной системы.
  2. 2.
    Существующая образовательная система тестирования не обладает точностью при оценке знаний, умений и навыков учащихся.
  3. 3.
    Отсутствии фундаментального системного подхода и методологии при обучении студентов и, как следствие, узость знаний и компетенций.
«
"Если говорить о России, то чаще всего бакалавр в российской образовательной действительности воспринимается как недо-специалист с неполным багажом фундаментальных знаний (сама ступенчатая система в России была внедрена относительно недавно, в связи с чем и подобное отношение и восприятие), вторая ступень (магистратура) в европейской реальности воспринимается практически как ученый, в то время как в нашей стране это не так, основной приоритет отдается аспирантам и окончившим аспирантуру студентам", - добавляет эксперт.

Болонская система в России

Приемная комиссия в университете
Россия вступила в Болонскую систему в 2003 году, однако, официальный переход высшего образования на двухуровневое обучение завершился только в 2011 году.

Причины участия

Считалось, что на тот момент старое советское образование уже не соответствует духу времени и современным реалиям, поэтому в России возникла потребность в поиске востребованной и современной системы получения знаний. Причинами участия стали также:
  • необходимость усилить уровень комбинации знаний и навыков, востребованных в мире;
  • ответ на желание общества сблизиться с другими странами, открыть границы;
  • усилить участие нашей страны в глобальных процессах;
  • повысить качество образования в российских вузах.

Требования для перехода

Благодаря вступлению в Болонскую систему российские студенты получили больше возможностей для участия в программах по обмену, однако, Болонский процесс предполагал не только повышение мобильности студентов и преподавателей, но и переход на трехступенчатую систему (бакалавриат-магистратура-докторантура) и внедрение системы кредитов.
Студенты в перерыве между лекциями
«
"На первый взгляд, переход на трехступенчатую систему произошел, хоть и частично (по некоторым специальностям остался специалитет), но в действительности программы, которые нужно было переформировать под европейские стандарты, были на самом деле сокращены до 4 лет. В результате на рынке труда диплом бакалавра до сих пор воспринимается как незаконченное высшее. В определенных сферах от студентов не требуют получения диплома магистра и обучают всему "на месте", но есть и работодатели, которые соглашаются принять бакалавра на работу с условием, что он поступит в магистратуру и получит эту степень. Что касается системы кредитов, её аналогом стала 100-балльная система – не более чем косметическое изменение, поскольку система кредитов в Европе работает иначе", - отмечает Дарья Сухорукова, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

Критика участия

По словам Гульнары Ручкиной, декана юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, сегодня к Болонской системе образования нужно относиться, как к прожитому этапу.
«
"Уже на практике обучения по Болонской системе в Российской Федерации с 2003 года, по прошествии определенного времени, выявились такие недостатки, как риск потери ценного образовательного опыта в истории национального высшего образования; практическая недееспособность некоторых новаций процесса; ограничение доступности студентов к магистратуре; снижение уровня высшего образования из-за ориентации на узких специалистов, в ущерб фундаментальной подготовке, развивающей аналитическое и критическое мышление", - считает эксперт.
Фальков назвал четырехлетний срок обучения бакалавров недостаточным
"Не все преимущества данного сотрудничества было возможно использовать в силу дифференциации наших вузов. Международное сотрудничество, программы академических обменов активно развивались в университетах, расположенных, прежде всего, в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Уфе, Казани, Новосибирске и других крупных городах, при этом далеко не все региональные вузы смогли встроиться в систему международной кооперации и использовать ее преимущества. Кроме того, качество программ бакалавриата, и, особенно, магистратуры, часто было не высоким, особенно в регионах", - добавляет Ольга Воронцова, директор и учредитель ЧОУ ПО "Санкт-Петербургский технологический колледж".

Выход России из Болонской системы

В мае министр науки и образования РФ Валерий Фальков объявил о планах выхода России из Болонской системы образования.
«
"Отказ от Болонской системы позволит в большей степени приблизить образование к потребностям именно отечественного образовательного рынка. При этом следует отметить, что в современных условиях Россия не собирается закрываться от мировой науки и образования. В ближайшее время в нашей стране будет введена отечественная система высшего образования. Главное, на чем необходимо сконцентрироваться сегодня в российском высшем образовании – это на его фундаментальности и качестве подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда", - говорит Гульнара Ручкина.
Фальков назвал принципы построения новой системы российского образования
До присоединения России к Болонскому процессу студенты обучались по программам специалитета, обеспечивающим всестороннюю подготовку квалифицированных кадров. Одним из важных изменений, связанных с уходом от Болонской системы, является возрождение роли специалитета в высших учебных заведениях. России не удастся сиюминутно взять и перестроить образовательные процессы под новые стандарты. Так или иначе, будет система, которая в своих корнях имеет критерии как Болонской, так и Национальной российской, а также мировых образовательных систем. Поэтому Нарек Мхитарян выделяет следующие критерии новой образовательной системы:
  • нацеленность под основные секторы национальной экономики России;
  • реновация существующей ранее советской системы образования под новую реальность и действительность внутри и вокруг России;
  • гибридизация двухступенчатой системы образования путем слияния (интеграции) бакалавриата и магистратуры и формирования новой сквозной образовательной ступени (промежуточное между специалитетом - бакалавриатом - магистратурой);
  • формирование новых образовательных стандартов для сохранения будущих трудовых ресурсов, а также сохранения высокого уровня и потенциала человеческого капитала;
Среди преимуществ новой образовательной системы, по словам эксперта, можно выделить:
  • Нацеленность на фундаментальное образование (специалитет) в России и, как следствие, сокращение программ бакалавриата и, следовательно, магистратуры.
  • Формирование новых форматов профессионального отбора и критериев оценки успеваемости студентов высшего образования и, как следствие, возможный отказ от системы тестирования, а точнее реформация самой методологии и подхода к оценке знаний обучающихся.
  • Переработка ФГОС, конкретных программ и учебных планов для разных направлений подготовки.
Минобрнауки при отказе от Болонской системы сослалось на опыт Китая и Индии
"Полностью отказаться от системы не получится – миллионы россиян получили степень бакалавров и магистров, на ближайшие годы утверждены цифры приема в вузы на данные программы. Все изменения будут внедряться в российские стандарты постепенно, процесс растянется на несколько лет. Хорошим решением для российского образования станет модель “2+2+2” – разделение первой ступени высшего образования на два этапа. Эта модель предполагает постепенное погружение студента в выбранную отрасль с возможностью определить ход обучения по мере освоения программы. Данная реформа приведет к снижению доли лиц, отчислившихся после нескольких курсов бакалавриата. Изменения дадут студентам больше свободы: обучающиеся смогут самостоятельно взвешивать все плюсы и минусы направления подготовки, искать свое призвание, пробовать себя в предполагаемой области развития", - говорит Денис Титов, руководитель академического отдела онлайн-школы "Коалиция".
По словам эксперта, образовательная траектория будет выглядеть так:
  • Первые два курса студент проходит общие дисциплины, сопряженные с родственными специальностями.
  • С третьего курса начинается углубленная специализация, которую определяет сам обучающийся.
  • 5-6-й год – тщательное изучение узкой сферы, то есть, магистратура.
«
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков заявил, что в любом случае сейчас полный отказ от бакалавриата и магистратуры невозможен: "Не нужно искусственно зажимать возможность развития специалитета и создавать преимущества бакалавриату и магистратуре. Надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована", – сказал чиновник.
С Фальковым согласен и президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий, который высказался за то, чтобы оставить бакалавриат по отдельным направлениям для иностранных студентов.
В ГД заявили, что система образования нуждается в модернизации
Обсудить
Рекомендуем