Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крушение малайзийского самолета Boeing-777 в Донецкой области в 2014 году

© РИА Новости / Андрей Стенин / Перейти в фотобанкМесто крушения малайзийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Место крушения малайзийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска
Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Украины. На борту лайнера находились 298 человек (в том числе 15 членов экипажа), среди них – 85 детей. Погибли граждане 10 стран, в том числе 43 подданных Малайзии. Большинство погибших – 193 человека – были гражданами Нидерландов.
Самолет, следуя установленным международным транзитным коридором, миновал Донецк, а далее отклонился от маршрута на север на 14 километров и начал маневр по возврату в пределы установленного воздушного коридора. Закончить начатый маневр экипаж не успел, в 17.20 мск на высоте 10 тысяч метров самолет стал резко терять скорость и исчез с экранов радаров в 17.23 мск. Обломки лайнера были обнаружены в районе населенного пункта Грабово близ города Торез Донецкой области, на территории, контролируемой ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).
Вечером 17 июля президент Украины Петр Порошенко назвал происшедшее "терактом", советник главы МВД Украины Антон Геращенко объявил, что самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук". Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Россия. Ополченцы заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте.
Версию Киева поддержали США, Великобритания и Австралия, заявившие, что лайнер был сбит ракетой "земля-воздух" с территории, контролируемой ополченцами. В дальнейшем появились заявления, что Евросоюзу необходимо пересмотреть отношение к России в свете того, что "пророссийские сепаратисты сбили самолет".
В МИД РФ выразили недоумение тем, что западные страны выдвинули свои обвинения еще до начала расследования. Минобороны РФ 21 июля предъявило журналистам данные объективного контроля обстановки в районе катастрофы. Согласно спутниковым снимкам, в день трагедии в районе населенного пункта Зарощенское к востоку от Донецка появлялась украинская батарея ЗРК "Бук-М1", и тогда же достигла пика интенсивность работы украинских зенитных радаров, на следующий день резко снизившаяся. Также в момент катастрофы рядом с малайзийским лайнером находился украинский штурмовик Су-25. Как заявили российские военные, Россия никогда не передавала ополченцам на Украине ЗРК "Бук", равно как и другую боевую технику, обнародованная же Киевом съемка якобы срочно вывозимой в РФ пусковой установки – подтасовка фактов. Начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сообщил, что 17 июля над востоком Украины находился американский спутник, и призвал США обнародовать данные, полученные с него, но это так и не было сделано.
Представители американской разведки 23 июля публично допустили, что малайзийский Boeing был сбит "плохо обученным экипажем" ополченцев по ошибке. Было сказано, что доказательств причастности РФ, свидетельств присутствия россиян на месте пуска или фактов обучения ополченцев обращению с ЗРК "Бук" у США нет. Разведчики признали, что часть информации они получили из социальных сетей и распространенных украинскими властями видеозаписей.
Киев обратился к ряду иностранных государств с просьбой провести международное расследование катастрофы. Совет Безопасности ООН 21 июля принял резолюцию по факту гибели малазийского пассажирского самолета, потребовав провести беспристрастное международное расследование и привлечь к ответственности виновных. Спустя два дня расследование официально возглавили Нидерланды, объявив о подключении к нему 24 экспертов из России, Украины, Малайзии, Австралии, Германии, США и Великобритании.
28 июля Украина и Нидерланды заключили соглашение о международной миссии защиты расследования крушения малайзийского авиалайнера в Донецкой области, созданной для содействия сбору останков и проведению расследования на месте авиакатастрофы самолета. Она состоит из экспертов и представителей полиции Нидерландов, Австралии и других стран, граждане которых находились в разбившемся самолете.
7 августа была создана международная следственная группа (Совместная следственная группа) по расследованию крушения малайзийского Boeing на Украине, в которую вошли представители Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины, с привлечением к расследованию представителей Малайзии и Евроюста (агентства Европейского союза, имеющее дело с судебными органами).
9 сентября Нидерланды выпустили предварительный отчет, согласно которому малайзийский лайнер развалился в воздухе из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Однако источник этих объектов установлен не был. "Наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли", – сообщил представитель следствия.
16 ноября голландская комиссия по расследованию катастрофы приступила к вывозу обломков воздушного судна из Донбасса. В первые дни после трагедии на месте крушения MH17 представители ОБСЕ работали без экспертов из Нидерландов.
В декабре 2014 года в состав международной уголовной следственной группы, ведущей уголовное расследование катастрофы, включили представителей Малайзии. До этого они не участвовали в расследовании.
К концу апреля 2015 года международная миссия экспертов завершила работы на месте падения лайнера, а в начале июля черновая версия окончательного отчета о причинах крушения малайзийского самолета была предоставлена странам-участницам расследования. В Росавиации заявили, что в документе "больше вопросов, чем ответов", что есть существенные замечания к аргументации и техническим сведениям.
29 июля 2015 года Совет Безопасности ООН рассмотрел инициативу ряда стран об учреждении международного трибунала по катастрофе лайнера на Украине. Россия заблокировала проект резолюции. Как заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, крушение лайнера – результат уголовного преступления, а не угроза международному миру и безопасности, что предполагал проект резолюции. По словам министра, СБ ООН в ситуации с крушением лайнеров никогда не создавал трибуналов, а сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон. Проект резолюции не был принят.
В середине сентября 2015 года генпрокуратуре самопровозглашенной ДНР были переданы 2,5 тысячи фрагментов разбившегося малайзийского самолета, которые нашли местные жители. Она обратилась к генпрокурору Нидерландов с просьбой забрать собранные в Донбассе обломки. 28 сентября голландские эксперты совместно с миссией ОБСЕ побывали в населенном пункте Грабово Донецкой области. Они пообщались с местными властями, а также обследовали территорию.
Совет безопасности Нидерландов 13 октября 2015 года представил итоги расследования авиакатастрофы. В докладе отмечалось, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук". Однако документ не приводил данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.
Российский концерн "Алмаз-Антей" (производитель зенитного ракетного комплекса "Бук"), в свою очередь, представил доклад о своем исследовании авиакатастрофы MH17. В соответствии с его данными, Boeing был сбит ракетой 9M38 комплекса "Бук", запущенной из района населенного пункта Зарощенское, который контролировали украинские силовики. Именно этот район Минобороны РФ упоминало спустя несколько дней после трагедии.
В январе 2016 года после изучения российскими экспертами итогового отчета Нидерландов замглавы Росавиации Олег Сторчевой направил в Совет безопасности Нидерландов письмо, в котором указал, что исследования и натурные эксперименты, проведенные российскими специалистами, говорят о недостоверности выводов голландской стороны.
В июне 2016 года совместная международная группа следователей, занимающаяся расследованием крушения малайзийского лайнера на Украине, опубликовала отчет, в котором признала трудности, связанные с отсутствием опыта расследования катастроф такого масштаба и знания специальных терминов.
Летом 2016 года Следственный комитет РФ совместно с Национальной прокуратурой Нидерландов в рамках расследования крушения запросил компетентные российские ведомства, включая концерн "Алмаз-Антей", предоставить материалы, которые могли бы способствовать ходу расследования. В частности, Голландия запрашивала и необработанные первичные радиолокационные изображения украинского воздушного пространства региона Луганск-Донецк за период, когда произошло крушение лайнера.
Концерну "Алмаз-Антей" удалось получить с одного из своих заводов – Лианозовского электромеханического завода – необходимую информацию с головных процессоров ростовского трассового радиолокатора. Он предоставил эти материалы компетентным органам РФ для изучения и дальнейшей передачи голландской стороне.
26 сентября 2016 года глава радиотехнических войск российских ВКС генерал-майор Андрей Кобан заявил, что анализ первичной радиолокационной информации опровергает утверждение украинской стороны и выводы технического голландского следствия о том, что пуск ракеты, сбившей малайзийский Boeing, мог быть осуществлен из района Донбасса, который контролировался ополчением. По его словам, технические возможности российских средств объективного контроля не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы. Кобан отметил, что прояснить ситуацию с пуском ракеты с территорий, подконтрольных украинским силовикам, могли бы космические снимки, "о существовании которых заявляли американские и украинские стороны, но их никто не видел".
28 сентября международная следственная группа представила предварительный доклад по расследованию катастрофы MH17 под Донецком. В нем утверждалось, что Boeing был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из доклада также следует, что сбивший лайнер зенитно-ракетный комплекс "Бук", якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром 18 июля 2014 года.
В концерне "Алмаз-Антей" заявили, что провели уже три эксперимента, которые подтверждают версию о пуске ракеты с другого места – из района населенного пункта Зарощенское, находящегося под контролем украинской армии. В российском МИД выразили разочарование ситуацией вокруг расследования крушения MH17 и заявили, что выводы группы подтверждают предвзятость следствия.
В октябре 2016 года Россия передала Нидерландам данные РЛС по малайзийскому Boeing в максимально подробном виде, необработанными, что говорит об их подлинности. В конце января 2017 года СМИ сообщили, что прокуратура Нидерландов не может расшифровать данные с радаров, переданные Россией, и голландские следователи направили в Москву запрос на отправку дополнительных данных. Россия пошла навстречу следствию, переписав эти данные в ином формате, и повторно передала их голландской стороне.
В июле 2017 года члены международной следственной группы приняли совместное решение, что суд по делу о крушении малайзийского Boeing пройдет в Нидерландах. В том же месяце Украина подписала с Нидерландами соглашение о международно-правовом сотрудничестве, которое дает право голландской стороне провести суд по делу о крушении самолета. Подписанный документ предусматривает, что у Нидерландов есть компетенция преследовать лица за преступления, связанные с крушением малайзийского Boeing, а также устанавливает, что судебное преследование подозреваемых будет происходить в голландском суде.
24 мая 2018 года международная следственная группа обнародовала промежуточные результаты расследования причин трагедии. Голландские эксперты утверждают, что сбивший самолет "Бук" принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде, расположенной в Курске. В качестве доказательства была предъявлена обшивка двигателя ЗРК.
В Минобороны РФ рассказали, что серийный номер ракеты, которой якобы сбили лайнер, указывает, что она была произведена в 1986 году в СССР. Предельным сроком эксплуатации ракеты этого года изготовления является 2011 год, то есть в России они все были утилизированы. В сентябре 2018 года Минобороны РФ обнародовало документы, ранее находившиеся под грифом "совершенно секретно". Согласно им, ракету для комплекса "Бук", которой, как утверждает международная следственная группа, был сбит авиалайнер, в 1986 году отправили в воинскую часть на Украине. После распада СССР это соединение вошло в состав украинской армии, а в 2014 годах участвовало в боях в Донбассе. Ракету же с территории Украины не вывозили. Эти новые данные о ракете РФ направила Нидерландам.
В марте 2019 года Нидерланды и Австралия провели встречу с Россией по катастрофе Boeing в Донбассе, где договорились, что эти консультации будут носить конфиденциальный характер.
В конце июня 2019 года международная следственная группа объявила имена четырех подозреваемых по делу о крушении MH17. Согласно заявлению, среди подозреваемых – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко. Следствие считает их причастными и к доставке ЗРК "Бук" на позицию в Донбассе, и к удару по малайзийскому Boeing, им, как заявил представитель группы, предъявят обвинения в убийстве, а на их арест следствие выдаст международные ордера. В международной следственной группе также сообщили, что суд по делу о крушении MH17 пройдет в Нидерландах, он начнется 9 марта 2020 года. Комментируя заявления международного следствия, МИД РФ вновь назвал голословными обвинения в адрес России, подчеркнув, что следователи не привела конкретных доказательств неправомерных заявлений в адрес Москвы. В России не раз заявляли, что предоставляемые российской стороной данные при расследовании не учитываются.
Министр иностранных дел Малайзии Сайфуддин Абдулла сообщил, что малайзийская сторона будет ждать конкретных доказательств по делу о крушении Boeing на востоке Украины в 2014 году и при их отсутствии будет считать, что расследование продолжается.
В начале 2019 года власти Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины подписали меморандум о взаимопонимании, касающийся финансовой поддержки процедур по привлечению к судебной ответственности виновных в крушении малайзийского Boeing на Украине. Подписавшиеся стороны договорились совместно финансировать процедуры, связанные с судебным преследованием подозреваемых в ответственности за крушение самолета.
На месте падения основной части фюзеляжа малайзийского Boeing в поселке Грабово установлен гранитный камень, напоминающий о трагедии, произошедшей 17 июля 2014 года, и деревянный крест. Каждый год в день крушения на этом месте проходит траурный митинг с участием представителей руководства самопровозглашенной Донецкой Народной Республики.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала