МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. Совместная международная группа следователей, изучающих крушение малайзийского лайнера MH17 на востоке Украины в июле 2014 года, опубликовала отчет о ходе расследования, в котором признала трудности, связанные с отсутствием опыта расследования катастроф такого масштаба и знания специальных терминов.
Пассажирский Boeing-777 компании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Погибли 298 человек. Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, но те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте.
Расследование катастрофы уже почти два года ведет совместная следственная группа 12 стран — Нидерландов, Австралии, Украины, Бельгии и Малайзии, Великобритании, Германии, Филиппин, Канады, Новой Зеландии, Индонезии и США. В числе экспертов специалисты в области металлов и красок, систем вооружения, взрывчатых веществ и баллистики.
"Так как ни у одной из групп нет опыта работы с таким сложным расследованием подобного типа в таком крупном масштабе, эксперты в ходе следствия должны полагаться на себя. Это означает: применять инновации, опираясь на личные профессиональные связи и опыт, учиться решать проблемы по ходу прогресса следствия", — говорится в отчете, опубликованном на сайте прокуратуры Нидерландов.
При этом следователи не исключают, что причиной крушения лайнера мог быть случайный пуск ракеты комплекса "Бук". "Важным вопросом уголовного расследования является возможность ненамеренного пуска ракеты. Кто-то случайно нажал на кнопку, спровоцировав пуск? Или это можно сделать только намеренно? И как именно система оружия выбирает цель? По этой причине следователи должны как можно точнее узнать, как функционирует система оружия и как ей управлять", — говорится в отчете. При этом следователи подчеркивают, что руководства к системам "Бук" не так уж легко найти в открытом доступе, а многие технические детали систем засекречены.
Следственная группа не скрывает, что "ограниченную часть информации" черпала из "открытых источников", таких как статьи в интернете. "Но даже тогда ты не понимаешь, что это значит, так как это очень специфическая профессиональная среда", — цитируется в отчете специалист Сьюзен Хейбертс. Довольно много времени у следователей ушло на перевод таких статей, однако даже это не всегда выручало: "Во-первых, переводчикам нужно ознакомиться с жаргоном, научиться понимать аббревиатуры и расшифровывать все шаг за шагом".
Следователи рассказали также о сборе фрагментов разбившегося лайнера. "В Нидерланды было доставлено примерно 30-35% от потерпевшего крушения самолета. Размер обломков варьируется от частей, размером в 1 кубический сантиметр, до частей, вес которых достигает 6 тонн", — говорится в документе.
Следователи отмечают, что им до сих пор не удалось идентифицировать останки двух жертв катастрофы.
Иностранные следователи занимаются изучением причин крушения Boeing в "полевом офисе" в украинской столице. В отчете они сетуют на то, что вынуждены работать в неудобных условиях. "В офисном здании в Киеве австралийские и голландские следователи работают в стесненных условиях в маленьком помещении. Рабочие условия далеки от совершенства, но маленькое помещение имеет прекрасное достоинство: следователи не могут обмануть друг друга", — говорится в отчете.
Голландский совет безопасности 13 октября 2015 года представил итоги расследования авиакатастрофы. В докладе отмечается, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, пущенной из системы "Бук".
Ранее замглавы Росавиации Олег Сторчевой поставил под сомнение доказательную базу, приведенную в окончательном отчете СБ Нидерландов по катастрофе. Исследования и натурные эксперименты, проведенные российскими специалистами, позволили установить факты, указывающие на недостоверность выводов голландской стороны. Эти данные содержатся в официальном письме Сторчевого, направленном председателю Совета по безопасности Нидерландов Тьиббе Йустра после изучения российскими экспертами итогового отчета Нидерландов.