Еще двух молодых переднеазиатских леопардов – самца Терека и самку Рицу – выпустят в дикую природу Кавказа этим летом, сообщил в интервью РИА Новости на полях ПМЭФ-2024 глава Минприроды России Александр Козлов. Кроме того, министр природных ресурсов и экологии рассказал о задачах ведомства на ближайшие годы, о расследовании прорыва дамбы в Орске, о перспективах создания в России Экологического кодекса, и о том, как проходит подготовка к пожароопасному сезону. Беседовал Павел Зюзин.
— Какие задачи вы планируете решить в первую очередь с началом нового срока полномочий на посту министра?
— Первая задача наша – сохранить преемственность, продолжить ранее заданные задачи и цели, потому что многие из них не имеют политического цикла, они должны быть постоянно в системе координат государства. На что бы я обратил внимание – новый цикл мы начинаем с того, что наш президент определил новой национальной целью "Экологическое благополучие", раньше она не была так прописана в документах.
Во-первых, мы продолжим убирать накопленный вред, который у нас, к сожалению, за десятилетия скопился от разного рода промышленности. Таких объектов у нас 50, в соответствии с поручением президента, но их фактически больше, и мы, понимая это, еще в прошлом году собрали все заявки от губернаторов и вместе с Роспотребнадзором, Росприроднадзором сделали мониторинг и попытались ранжировать их с точки зрения угрозы жизни человека. Больше двух тысяч заявок таких поступило, из обследованных 5% – это те, которые, к сожалению, угрожают жизни человека. Пятьдесят из них мы постараемся профинансировать за счет федерального центра, остальные свалки должны попасть в систему приоритетов для региональных руководителей, потому что это их прямая обязанность.
Во-вторых, мы продолжим создавать вместе с нашими коллегами из "Росатома" мощности, это семь заводов, задача которых – утилизировать I-II классы опасности. У нас должна по стране появиться сеть таких заводов, на которые можно привозить отходы, которые угрожают жизни человека, и утилизировать их. Сегодня такой сети, к сожалению, нет, только один завод в Краснодарском крае.
Следующее, это, конечно, наши пожары. Необходим постоянный контроль, чтобы мы сохраняли леса не только в пожароопасный период, но и, конечно, занимались лесовосстановлением. Что я подразумеваю? Лес выбывает по разным причинам, и наша задача – осуществлять не только компенсационные высадки.
Не менее важный проект, о котором я хочу сказать, – это "Чистый воздух". В 12 городах мы его уже реализуем, 29 новых городов у нас добавилось. Сейчас идет работа по квотированию, по определению источников загрязнения. Чем отличаются эти новые 29 городов и те 12, которые были ранее? Если 12 городов – это были промышленные центры, где крупное скопление предприятий, то в новых 29 – это частный сектор, это коммунальная жилищная инфраструктура. Соответственно, здесь потребуется совместная работа с нашими коллегами: с Минэнерго, с министерством строительства, потому что очень важно пересмотреть подходы в этих городах. То есть уходить на электрическое отопление, где-то проводить газификацию. Много других вопросов, которые требуют этого внимания.
— С 2025 года также стартует единый водный проект…
— Совершенно верно, "Вода России" – не менее важный проект. В своем послании президент о нем сказал. Мы больше года занимались тем, что выделяли проблематику в регионах, привязываясь к крупным рекам. Я хочу сказать, что больше 100 миллионов человек живут на реках и пользуются их услугами: от мелиорации до водоканалов. Чтобы просто проживать рядом с чистым водоемом, требуется и расчистка рек, уборка затонувших судов и много другой работы, которая предусматривается. Отдельное внимание в проекте будет уделено Байкалу.
Хотел бы еще отметить, что вопросы, связанные с недропользованием, – это традиционные успехи нашей страны за столетия. Соответственно, нашу сильную сторону нужно сохранить. Мы два года потратили на то, что объехали весь Дальний Восток и Сибирь. У нас есть понимание полезных площадей, которыми мы можем прирасти с точки зрения будущих ресурсов и запасов для нашей страны в виде своевременной геологоразведки и дать нашим будущим поколениям ресурсы для пополнения казны, для сохранения государственного суверенитета. Эта работа будет продолжена.
— Год назад произошел прорыв Каховской ГЭС. Минприроды РФ вместе с учеными должно было подготовить предложения в части прогнозирования последствий прорыва для Херсонской области. Проводились ли такие мероприятия?
— Поручение правительства есть. Минприроды совместно с Минобрнауки, Минсельхозом и Российской академией наук прорабатывают вопрос. Предложения по реализации первоочередных мероприятий по минимизации экологических последствий должны быть объединены в одном обстоятельном исследовании и подкреплены выводами ученых. Разработкой технического задания для будущей научной работы занимались эксперты, в том числе, водохозяйственной отрасли. Комментировать статус мероприятия пока преждевременно, поскольку отсутствует исходная информация, фондовые материалы о состоянии территории, на которую повлияло разрушение ГЭС. Кроме того, нет возможности на месте провести экспедиционные и полевые работы, необходимые для повышения точности и достоверности выводов. Поэтому решено отложить научные исследования до снятия ограничений на посещение территорий.
— В апреле министр строительства РФ Ирек Файзуллин, комментируя версию, что дамбу в Орске прогрызли грызуны, сообщил журналистам, что совместно с Минприроды РФ будет проведено исследование причин прорыва дамбы. Проводилось ли такое исследование? Есть ли результат?
— Расследованием причин аварии, произошедшей на комплексе гидротехнических сооружений в Орске, занимается комиссия Ростехнадзора. В состав рабочего органа входят представители Росводресурсов, МЧС России, муниципалитета, организации, эксплуатирующей дамбу. Специалистам предстоит определить, в чем причина аварийной ситуации: недостаток проектирования или недочеты при реализации мероприятия. Фактическую обстановку на месте комиссия уже изучила, сейчас идет анализ собранной информации, опрашиваются ответственные лица. По предварительным данным, подведение итогов расследования ожидается в конце июня.
— Будет ли проведена "работа над ошибками" после тяжелого половодья в Оренбургской области?
— Стоит дождаться выводов экспертных комиссий, которые курируют как Ростехнадзор, так и муниципальные органы власти. Что касается прогнозирования паводков, Росгидромет еще 15 марта, а прорыв дамбы, напомню, произошел 5 апреля, предоставил МЧС и губернатору предварительный прогноз, где указано, что на Урале уровень весеннего половодья ожидается выше среднемесячных значений на 0,5-2,7 метра, имеется большая вероятность выхода воды на пойму и половодье пониженных прибрежных участков у Орка, Оренбурга и села Илек. Не все предварительные прогнозы оправдываются, но предупрежден, значит, вооружен.
Кроме того, краткосрочные прогнозы об опасных явлениях предоставляются коллегам ежедневно. Экстренная информация предоставляется незамедлительно. Безусловно, мы все равно работаем и будем работать по дальнейшей донастройке системы. На площадке координационного центра правительства создан инцидент "Паводки". В его работе принимает участие широкий круг федеральный органов власти и регионы. Здесь будут рассмотрены вопросы совершенствования механизма прогнозирования паводков, доведения их до населения и органов власти. Особое внимание – повышению безопасности защитных гидротехнических сооружений, соблюдения ограничений по застройке в зонах затопления.
— Вы попросили Гидрометцентр быть настойчивее с прогнозами опасных явлений и придать им более высокий статус, чтобы у других ведомств не возникало споров, как относиться к такой информации. Как будет повышаться "авторитет" прогнозов?
— Гидрометцентр ежедневно готовит и направляет в государственные органы власти гидрометеорологические прогнозы. В разрезе субъектов это делают учреждения Росгидромета. Информация размещается на официальных сайтах. Претензий со стороны коллег на оперативность и состав предоставляемой информации не поступало. Губернаторам и в структуру МЧС информация предоставляется на основании соглашений. Она рассматривается на заседаниях областных комиссий по чрезвычайным ситуациям КЧС и правительственной комиссии МЧС. Коллеги из МЧС и губернаторы принимают решение о проведении в целях минимизации рисков и возникновения чрезвычайных ситуаций.
Авторитет прогнозов несомненно высокий. Вероятно, стоит повысить ответственность органов власти, которые не приняли всех мер для минимизации рисков от стихий при получении неблагоприятных прогнозов.
— На Дальнем Востоке создан российско-китайский резерват для тигров и леопардов. При этом ареол обитания животных включает территорию Северной Кореи. Не обсуждалась ли с КНДР возможность присоединения к проекту?
— Обсуждаем с корейской стороной этот проект. У нас есть данные о нахождении дальневосточного леопарда на территории КНДР, но нет конкретных цифр по количеству. В прошлом году, на 10-м заседании межправительственной российско-корейской комиссии договорились создать отдельную подкомиссию по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Сейчас готовим первое заседание, и на нем как раз обсудим дальнейшую работу по вопросам сохранения леопарда.
— Когда планируется следующий выпуск переднеазиатских леопардов в дикую природу Кавказа?
— Выпуск двух молодых леопардов планируется в июне-июле. Это самец Терек и самка Рица, возраст – около двух лет. Место выпуска пока еще не определено. Уникальный Центр восстановления переднеазиатского леопарда на Кавказе был создан при поддержке Владимира Путина. С 2016 года в дикую природу центр уже выпустил 13 леопардов, так что после летнего выпуска будет 15. Цель – достичь устойчивой группировки леопардов на Кавказе до 50 особей.
— Остается ли в силе идея создания Экологического кодекса России?
— Инициативу такую мы поддерживаем. Но тут необходимо понимать, что кодекс невозможно сформировать быстро. Кодификация – это высшая ступень систематизации законодательства, ее осуществляют по отраслям права. У нас есть ключевые законы: Водный кодекс, Лесной кодекс, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, законы "Об окружающей среде", "О недрах", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов", "О животном мире", "Об отходах производства и потребления". Таким образом, разработка Экологического кодекса требует концептуального пересмотра нескольких отраслей законодательства, и не только законов, но и кодифицированных законов. Такой документ в новейшей истории государства никогда не создавался. Безусловно, здесь нужна взвешенная позиция.
— Все ли регионы РФ готовы к пожароопасному сезону?
— На данный момент все регионы, кроме Еврейской автономной области, признаны готовыми к пожароопасному сезону 2024 года. В прошлом году ЕАО превысила предельные показатели горимости, утвержденные правительством страны. В итоге в регионе сменился ответственный за охрану лесов от пожаров. Сейчас смотрим, как развивается ситуация.
На июнь наибольший риск возникновения лесных пожаров ожидается в 21 регионе. Среди них Якутия, Курганская область, Алтайский, Забайкальский, Хабаровский края. Это не значит, что в других субъектах лесные пожары не могут произойти. Всем лесным ведомствам нужно быть готовыми оперативно тушить возгорания.
Традиционно летний пик приходится на двадцатые числа июля. Примерно с 15 по 30 июля наступает самый напряженный период, когда вся страна "прогрелась". Обычно именно в эти даты фиксируют и самое большое количество пожаров, и самые большие площади, пройденные огнем.
— Какой результат прохождения сезона лесных пожаров вы будете считать успешным?
— Самый лучший результат – это, конечно, когда регионы вообще не допустили возгораний или потушили их в первые сутки. У нас есть предельные показатели горимости, установленные правительством. На 2024 год – это 5,1 миллиона гектаров. Задача даже не выйти за обозначенные пределы, а добиться минимальных площадей за счет оперативного выявления и ликвидации огня.
Все возможности для этого имеются: действует развернутая система мониторинга лесопожарной обстановки, поэтому ни один пожар невозможно утаить и скрыть. К борьбе с огнем готовы 27 тысяч лесных пожарных. На авиамониторинг в этом заложено свыше 31 тысяч часов авиапатрулирования, на наземный – 1,3 миллиона километров. К тушению пожаров в лесах привлекается почти 15 тысяч единиц тяжелой техники и свыше 80 тысяч единиц оборудования.