Рейтинг@Mail.ru
"Войну издали не снимешь…". Как фотокоры стали летописцами Победы - РИА Новости, 31.03.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фотокорреспондент Александр Моклецов во время фотосъемки
Военные фотокорреспонденты Ольга Ландер и Марк Редькин
В артиллерийском подразделении регулярно выходит Боевой листок. Сержант Волвенков (справа) и боец Богачев готовят к выпуску новый номер газеты

"Войну издали не снимешь…". Как фотокоры стали летописцами Победы

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости. С первых дней Великой Отечественной войны на места боевых действий отправились фронтовые фотокорреспонденты. Глазами этих людей мы видим фронтовые будни: каждый черно-белый кадр, по сути, является свидетельством той трагической и героической эпохи. Совинформбюро обладает уникальным фотоархивом, по которому можно проследить всю хронологию событий — от внезапного нападения Германии на Советский Союз до победоносного водружения флага над Рейхстагом. О том, как отчаянно работали на фронте наши фотографы — в материале РИА Новости, который был подготовлен совместно с редактором Службы визуальных проектов медиагруппы "Россия сегодня" Екатериной Волковой.
Их глазами мы видим войну…
На войне работали более 200 фотокорреспондентов центральных СМИ и военных изданий. Право иметь штатных фотокоров получили 18 фронтовых и 110 армейских газет. Многие фотокорреспонденты прошли всю войну и дошли до Берлина: среди них — Евгений Халдей, Виктор Темин, Яков Рюмкин.
День за днем документировали жизнь блокадного Ленинграда Борис Кудояров, Всеволод Тарасевич, Давид Трахтенберг. Подробную летопись жизни военной Москвы оставил фотограф Александр Устинов.
Хронику боев за Сталинград создал Георгий Зельма. На флоте фотографировали Роберт Диамент и Александр Межуев. Немало времени провели в партизанских отрядах Михаил Трахман, Яков Давидзон и Борис Игнатович. В первые дни войны ополченцем ушел на фронт Георгий Липскеров, принявший участие в ключевых сражениях ВОВ — битве за Москву, Сталинградской и Курской битвах.

Наравне с мужчинами работали на фронте и женщины-фотокорреспонденты — Ольга Ландер, Галина Санько и Наталья Боде, которая стала военным фотокорреспондентом после гибели на фронте мужа, фотографа Бориса Казюка. Боде освещала Сталинградскую и Курскую битвы, дошла до Берлина и окончила войну в звании старшего лейтенанта.

После войны многие из военных фотографов пришли на работу в Совинформбюро (в дальнейшем получившее название Агентство печати "Новости"): среди них были Макс Альперт, Георгий Петрусов, Георгий Зельма, Израиль Озерский, Яков Берлинер, Анатолий Моклецов, Давид Шоломович. В архиве МИА "Россия сегодня" по сей день хранятся более восьми тысяч негативов, сделанных советскими фотографами в военные годы.
При погонах и с оружием
Во время Великой Отечественной войны аккредитованные для работы на фронте журналисты и фотографы зачислялись в ряды Красной армии, им присваивались офицерские звания. Порой приходилось вступать в бой. Как говорил Константин Симонов, "войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи!".
Фронтовой корреспондент Константин Симонов сидит на стволе орудия захваченной немецкой САУ Фердинанд
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Фронтовой корреспондент Константин Симонов сидит на стволе орудия захваченной немецкой САУ "Фердинанд", подбитой на северном фасе Курской дуги.
Редактор Службы визуальных проектов медиагруппы "Россия сегодня" Екатерина Волкова, которая изучает архивы РИА Новости и Минобороны, рассказала, что деятельность фотографов и пишущих корреспондентов на фронте была строго регламентирована. В 1942 году Главным политическим управлением Красной армии (ГлавПУР) было выпущено "Положение о работе военных корреспондентов на фронте".
В документе были четко прописаны темы, которые должны быть раскрыты: "боевой опыт частей, бойцов и командиров Красной Армии (Военно-Морского флота) в Отечественной войне Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков, опыт партийно-политической работы в частях Красной Армии; содействие населения прифронтовой полосы боевым действиям частей Красной Армии; чинимые немецко-фашистскими захватчиками зверства, грабежи и насилия над мирным населением оккупированных ими районов, истребление немцами советских военнопленных".
Отдельно отмечалось, что "военный корреспондент должен стойко переносить лишения и сложности фронтовой жизни, быть дисциплинированным, смелым и готовым в любую минуту к участию в бою, если этого потребует сложившаяся обстановка".
"Если сегодня наши фотокорреспонденты, работающие в зоне СВО, имеют статус некомбатантов (фр. "не воюющие"), то во времена ВОВ фактически все фотожурналисты были при погонах и с оружием в руках. Многие из них участвовали в боях наравне с рядовыми бойцами советской армии. Фотокор Аркадий Шайхет вывез на редакционной машине 15 раненых с поля боя, за что потом был удостоен ордена Красного Знамени. Павел Трошкин погиб в бою с бандеровцами. Его машина попала в засаду. Симонов пишет, что Трошкин до последнего отстреливался из автомата. Другой фотограф, Михаил Бернштейн, застрелился, не желая попасть в плен, когда находился в окружении под Харьковом. И таких примеров масса", — рассказала эксперт.
При этом, по ее словам, известен даже случай, когда военкор ТАСС, капитан Владимир Иванов, после гибели командира принял на себя командование целым батальоном в уличном бою в Белграде. Он был смертельно ранен. (По информации из книги Валерия Стигнеева "Век фотографии").
… На фронте погибли 27 фотокорреспондентов.
Мы знаем войну в ч/б
За четыре года войны фотографами были сделаны около миллиона кадров. Четыре года эти люди — разного возраста и опыта — работали над одной темой общечеловеческого масштаба. Первоисточники указывают на то, что делали они это в условиях весьма непростых, в том числе в техническом плане.
Разведчики в кубанских плавнях
Разведчики форсируют кубанские плавни.
"У кого что было, на то и снимали. Макс Альперт в своих воспоминаниях пишет, что на момент отправки на фронт у него уже была "Лейка" (фотокамера Leica), которой его премировали за удачный очерк. Это был очень хороший вариант. Кстати, советским фотокорреспондентам, работавшим в прифронтовой полосе, выдавали специальное разрешение на пользование иностранной техникой. А вот пленка была только черно-белая. Да, мы знаем войну в ч/б, хотя у немцев в то время уже появилась цветная пленка. Евгений Халдей упоминал, что в родной редакции над ним посмеялись, когда он попросил определенное количество пленки, дескать, "зачем тебе столько!? Война так долго не продлится…", — рассказала Екатерина Волкова.
Вопрос несовершенства техники стоял очень остро. В основном фотографам была доступна пленка с низкой светочувствительностью, что усложняло проведение съемок в условиях недостаточной освещенности.
© РИА Новости / Георгий Зельма | Перейти в медиабанкФронтовой фотокорреспондент газеты "Известия" Георгий Зельма во время фотосъемки боев за Сталинград
Фронтовой фотокорреспондент газеты Известия Георгий Зельма во время фотосъемки боев за Сталинград
Фронтовой фотокорреспондент газеты "Известия" Георгий Зельма во время фотосъемки боев за Сталинград
© РИА Новости / Владимир Гребнев | Перейти в медиабанкВеликая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Штурм Берлина. Советские пулеметчики М. Третьяков и П. Кармаков ведут огонь из cтaнкoвoгo пyлeмётa cиcтeмы Maкcим вo вpeмя yличныx бoёв за Берлин.
Советские пулеметчики М. Третьяков и П. Кармаков ведут огонь из cтaнкoвoгo пyлeмётa cиcтeмы Maкcим вo вpeмя yличныx бoев за Берлин
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Штурм Берлина. Советские пулеметчики М. Третьяков и П. Кармаков ведут огонь из cтaнкoвoгo пyлeмётa cиcтeмы Maкcим вo вpeмя yличныx бoёв за Берлин.
© РИА Новости / Григорий Капустянский | Перейти в медиабанкВеликая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Войска трех фронтов под командованием Жукова, Рокоссовского и Конева взяли Берлин, разбив группу "Висла" Хейнрици и части Буссе и Вейдлинга. Штурм Берлина. Советские солдаты ведут бой у одного из входов в берлинский метрополитен возле Франкфуртер-алле. Германия, Берлин, апрель 1945 года.
Советские солдаты ведут бой у одного из входов в берлинский метрополитен возле Франкфуртер-алле
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Войска трех фронтов под командованием Жукова, Рокоссовского и Конева взяли Берлин, разбив группу "Висла" Хейнрици и части Буссе и Вейдлинга. Штурм Берлина. Советские солдаты ведут бой у одного из входов в берлинский метрополитен возле Франкфуртер-алле. Германия, Берлин, апрель 1945 года.
1.
Фронтовой фотокорреспондент газеты "Известия" Георгий Зельма во время фотосъемки боев за Сталинград
2.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Штурм Берлина. Советские пулеметчики М. Третьяков и П. Кармаков ведут огонь из cтaнкoвoгo пyлeмётa cиcтeмы Maкcим вo вpeмя yличныx бoёв за Берлин.
3.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Берлинская наступательная операция. Войска трех фронтов под командованием Жукова, Рокоссовского и Конева взяли Берлин, разбив группу "Висла" Хейнрици и части Буссе и Вейдлинга. Штурм Берлина. Советские солдаты ведут бой у одного из входов в берлинский метрополитен возле Франкфуртер-алле. Германия, Берлин, апрель 1945 года.
Длиннофокусных объективов тогда практически не было, а сам материал зачастую приходилось проявлять "в полях". По воспоминаниям Ландер, пленку иногда сушили буквально на ходу, пока ехали из одной точки в другую.
"Отсюда мы видим много нерезких фотографий, "шевеленки" и пр. На тот момент наши фотографы выжимали из своей техники все, что могли", — добавила исследователь.
По ее словам, зарубежная фототехника советским фотокорреспондентам доставалась как и из довоенных закупок, так и в качестве трофейных экземпляров во время боевых действий. В военные годы фототехника поступала в Советский Союз по ленд-лизу (было получено 178 фотоаппаратов).

Фотографы армейских газет находились в более суровых условиях, чем их коллеги из центральных изданий. Вместо "Леек" они чаще всего использовали советские фотокамеры ФЭД (сокр. от Феликс Эдмундович Дзержинский) — отечественные аналоги немецких камер. Камера комплектовалась 50-миллиметровым объективом. По качеству оптики она сильно проигрывала "Лейке". Зимой матерчатые шторки затвора ФЭДа порой замерзали на морозе, приходилось отогревать фотоаппарат под одеждой.

Идеологическая составляющая
"В объективе аппарата всегда кусочек истории, и чем дальше идет время, тем ценнее становятся для нас исторические фотосвидетельства", — писал Константин Симонов, размышляя о роли фотокорреспондентов на фронте.
Военные фотографии должны были информировать о текущем состоянии дел на фронте, сообщать о достижениях и победах Красной Армии, передавать опыт бойцов и их командования, показывать примеры стойкости советских воинов.
"Очевидно, что фотография была неотъемлемой частью системы пропаганды и контрпропаганды. В одном из отчетов фотослужбы Совинформбюро подробно прописан список тем, которые рекомендуется освещать, а затем транслировать за границу. Более того, в этом отчете регламентирован и список стран, куда следует отправлять фронтовые фотографии. В топе — США, Англия, Индия и Иран", — отметила Екатерина Волкова.
Несмотря на жесткий контроль, четкие идеологические установки, несовершенство техники и сложность работы в условиях военного положения, фотокорреспондентам все равно удавалось создавать снимки большой художественной силы. Кадры наполнены глубоким гуманистическим смыслом и пронизаны сильными эмоциями: злостью и горечью в начале войны, счастьем и радостью — в конце.
Постановка или нет — сути не меняет
Вместе с тем советскую военную фотографию времен Великой Отечественной войны нередко обвиняют в отсутствии "правды жизни": постановках и использовании приемов монтажа и ретуши.
Младший сержант Ордена Красной Звезды военно-автомобильной дороги №15 Первого Белорусского фронта Лидия Андреевна Спивак регулирует движение на посту №1 у Бранденбургских ворот в центре Берлина
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Младший сержант Ордена Красной Звезды военно-автомобильной дороги №15 Первого Белорусского фронта Лидия Андреевна Спивак регулирует движение на посту №1 у Бранденбургских ворот в центре Берлина. Германия, Берлин, май 1945 года.
Так, например, сегодня все чаще можно слышать, что фотокорреспондент Дмитрий Бальтерманц при печати снимка из Керчи якобы вставил туда более выразительное небо из другого кадра, а Евгений Халдей сшил знамя Победы и срежиссировал его установку над Рейхстагом.
"Действительно, просматривая военные съемки, мы легко найдем среди них кадры, которые с большой долей вероятности можно отнести к постановочным: натянутые улыбки, неестественные позы, идеально выстроенная мизансцена… Есть и постановочные съемки атак, снятые так, как будто корреспондент находится лицом к нашим наступающим войскам и спиной к противникам. Могло ли быть такое в реальности? Вряд ли. Но значит ли это, что советская военная фотография 1941-1945 года неправдива?", — рассуждает эксперт.
"Так ли сейчас важно, что Дмитрий Бальтерманц усилил цвет неба на фотографии "Горе" и сделал его более драматичным? Это не отменяет и не искажает того факта, что в Керчи гитлеровцы проводили массовые расстрелы мирного населения. Фотограф не грешит перед фактом. Он запечатлел момент, когда десятки мирных жителей пытались опознать среди сотен трупов тела своих родных и близких. Он не погрешил против исторической правды, его камера хладнокровно зафиксировала обезумевшие от горя лица людей. Кадр Бальтерманца вошел в историю. Он сам стал историей", — добавила Екатерина Волкова.
Фотокорам было важно не только документировать действительность, но и создавать определенные образы для поддержки боевого духа. В истории фотографии война всегда делает легитимными те темы, которые до нее были немыслимы и цензурированы.
Достаточно вспомнить фотографию казненной Зои Космодемьянской. Очерк "Таня" в газете "Правда" (27 января 1942 года) был проиллюстрирован историческим снимком Сергея Струнникова, который стал классикой военного фоторепортажа. Это был первый случай в истории, когда газета центрального партийного органа опубликовала такого рода снимок: погибшая была снята крупным планом, лежащей на снегу с запрокинутой головой, обрывком веревки на шее и обнаженной грудью.
Зоя Космодемьянская
Зоя Космодемьянская
"И мы понимаем, почему это сделано. Фотография взрывает все табу, чтобы донести до людей ужас войны, сплотить против врага, показать его зверства", — комментирует эксперт.
Привет из 42-го…
Несколько лет назад РИА Новости выкупило у наследников архив советского фотографа Анатолия Гаранина. В агентстве теперь хранятся не только негативы, но и некоторые записи, которые он вел во время войны. Это была одна из составляющей работы всех фронтовых фотографов: они фотографировали на пленку, а затем делали короткие описания — так называемые текстовки, которые потом отправляли в редакции.
"У меня в руках очень ветхая тетрадка, она вся разваливается, вся в пятнах… Я даже не могу понять, что это — кровь, чернила или порох… 42 год. Крым. Я листаю эту тетрадь и вижу, что между страницами со страшными текстовками вложен засушенный крымский цветок. Это нам Гаранин прислал привет из 42-го"…
Тетрадь Анатолия Гаранина
Тетрадь Анатолия Гаранина
i

Справка:

В России реализуется проект "Отражение: 1941-1945", посвященный работе фронтовых корреспондентов в годы Великой Отечественной войны. Его организаторами стали музей-заповедник "Сталинградская битва" и РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив совместно с музеями Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской области. На площадках музеев в разных городах страны в 2025 году пройдут фотодокументальные выставки и медиалектории, которые расскажут о ключевых событиях военных лет через кадры репортажей фронтовых журналистов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала