Рейтинг@Mail.ru
"Сливки" трех сезонов. Новая Опера покажет лучшие спектакли последних лет - РИА Новости, 22.08.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сцена из оперы Мертвый город Корнгольда
Сцена из оперы Мертвый город Корнгольда
Спектакль Кармен
Сцена из оперы Мертвый город Корнгольда

"Сливки" трех сезонов

Новая Опера покажет лучшие спектакли последних лет
В преддверии нового сезона Новая Опера покажет самые громкие премьеры театра последних трех лет, они будут сыграны для зрителей в течение ближайшего месяца.
Открытие нового сезона для московского театра Новая Опера обещает стать громким событием – на 6 октября запланирована премьера оперы "Летучий голландец" Вагнера в постановке Константина Богомолова, музыкальный руководитель Филипп Чижевский. Это копродукция театра с Пермской оперой. В прошлом сезоне спектакль уже посмотрели зрители в Перми, а в этом он появится на столичной сцене.
Здание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
В разные годы постановки Новой Оперы становились большими событиями в театральной жизни. Так было и при жизни создателя театра Евгения Колобова, так происходит и сейчас. Например, опера "Мертвый город" Корнгольда (сезон 2021/2022) не только потрясла критику и публику, но и стала лидером "Золотой Маски", получив эту премию в трех номинациях, в том числе "Лучший спектакль в опере".
С прошлого сезона на этой сцене появился и танец – к театру присоединился Балет Москва, безусловный столичный лидер в области современного танца.

С 23 августа по 22 сентября театр покажет лучшее из того, что было поставлено Новой Оперой и Балетом Москва за последние три сезона. Всего восемь спектаклей: четыре оперы и четыре балета. Пожалуй, уникальная возможность для всех зрителей и поклонников.

Оперные раритеты

Последнюю оперу Чайковского публика знает хорошо, а вот партитура Цемлинского – настоящее открытие для слушателей, в Москве она не ставилась никогда.

Открывает программу спектакль "Иоланта/Карлик" (23 августа), объединивший две одноактные оперы композиторов Чайковского и Цемлинского. Идея совершенно оригинальная, которая принадлежит руководству театра. Произведения разные по стилю: с русской музыкой конца XIX века контрастирует европейский экспрессионизм, премьера "Карлика" состоялась в 1922 году.

Объединить эти партитуры невозможно, слишком разные они во всех своих подходах. А вот в самих либретто режиссер Дмитрий Азаров нашел нечто общее – это две истории о неведении и прозрении. Иоланта не знает, что она слепа, а Карлик не знает о своем уродстве.
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая Опера Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Карлик фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераРепетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Иоланта Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераИсполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
1.
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
2.
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
3.
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
Сочетание двух одноактных опер стало нестандартным решением. Вес событию добавляют и прекрасные исполнители: сопрано Марина Нерабеева и просто великолепный в партии Карлика тенор Михаил Губский. Особенно стоит отметить работу художника Алексея Трегубова, который буквально поместил действие "Карлика" в пространство знаменитой картины Веласкеса "Менины".
Продолжит афишу премьера 30-го сезона – опера Бизе "Кармен" (29, 30 августа). Это название есть в репертуаре, наверное, каждого оперного театра. И почти любой может напеть ту или иную мелодию из "Кармен" – партитура Бизе поистине уникальна, одна известная тема сменяет другую.

Сегодня сложно себе представить, что в 1875 году для первого спектакля исполнительницу главной роли нашли с трудом: многие известные певицы отказывались выходить на сцену в образе Кармен. Премьера сочинения, написанного по заказу "Опера-Комик", обернулась провалом, хотя многие критики отдавали должное автору.

На сцене Новой Оперы спектакль воплотил режиссер Юрий Александров. Художник Вячеслав Окунев, создавая декорации и костюмы, обратился к творчеству Антонио Гауди, интерпретируя его по-своему и подчеркнув таким образом испанский колорит.

Бизе, который скончался вскоре после премьеры "Кармен" в возрасте всего 36 лет, написал 15 опер. Из них лишь две сегодня по-настоящему популярны – это "Кармен" и "Искатели жемчуга". И все же французский композитор считается одним из главных авторов мировой оперы. Его итальянский соратник Джузеппе Верди прожил несравнимо больше, 87 лет, и написал 26 опер.

Сегодня "Стиффелио" ставят в один ряд с лучшими партитурами Верди, во многом эта опера предвосхитила знаменитую триаду "Риголетто", "Трубадур", "Травиата".

Большинство из них неизменно идут на подмостках мировых театров, и сегодня сложно представить, что в списке творчества Верди есть неизвестные страницы. Но именно опера "Стиффелио" (5 и 7 сентября) до недавних пор и была таковой. Но как ни удивительно, это произведение было неизвестно ни зрителям, ни профессионалам до середины ХХ века. Рукопись его нашли лишь в конце 1960-х годов в библиотеке Неаполя, и вскоре "Стиффелио" поставили в Парме.

© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера/Екатерина Христова Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
Реквизит к опере Верди Стиффелио
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера/Екатерина Христова Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
Реквизит к опере Верди Стиффелио
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера/Екатерина Христова Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
Реквизит к опере Верди Стиффелио
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
1.
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
2.
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
3.
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
Дело в том, что драматический сюжет закручен вокруг фигуры женатого протестантского священника, которому изменяет супруга, но он в итоге ее прощает. Такое либретто не могло быть одобрено католической церковью, так что уже до премьеры Верди и его либреттист Пьяве пытались сгладить острые углы, превратив двух главных героев в сектантов-проповедников. Но и это не спасло ситуацию: на авторов обрушилась и публика, и цензура. Второй редакции оперы также сопутствовал неуспех, так что партитура оказалась просто забыта.
В России эта музыка впервые прозвучала в 2020 году на "Крещенском фестивале" в Новой Опере, это было концертное исполнение. Почти два года спустя, в начале 32-го сезона театр представил полноценный спектакль. Режиссер Екатерина Одегова и художник-постановщик Этель Иошпа вдохновлялись европейским кинематографом, в том числе черно-белым кино. Спектакль выдержан в черно-белых тонах, а костюмы отсылают к викторианской эпохе.
Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы Стиффелио
Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы "Стиффелио"
"Мертвый город" (15 и 17 сентября) австрийского композитора Корнгольда можно по праву назвать одной из главных оперных премьер в столице за последние два года. Она была поставлена в Новой Опере в марте 2022 года.
В этом сюжете, основанном на романе "Мертвый Брюгге", фактически нет событий, лишь переживания главного героя Пауля, который потерял жену.

Режиссер спектакля Василий Бархатов и художник-постановщик Зиновий Марголин выносят действие на первый план.

Оркестр, который традиционно находится в "яме", здесь помещен за декорацией, что, кстати, никак не ухудшает акустику. Такое уникальное постановочное решение максимально приближает происходящее к зрителю: переживания героя взяты, что называется, "крупно", очень кинематографично. Это подчеркивает экспрессивную партитуру и прекрасное исполнение солистов, в том числе Марины Нерабеевой и Михаила Губского, которых можно услышать и в "Иоланте/Карлике".

Именно благодаря постановке Новой Оперы "Мертвый город", написанный в 1920 году, впервые прозвучал в России.

Танцевальные эксперименты
Спектакли Балета Москва известны как профессионалам, так и зрителям. Год назад эта танцевальная компания присоединилась к Новой Опере, и теперь ее постановки можно увидеть здесь в необычном формате "перевернутых спектаклей", когда зрители располагаются с танцовщиками на сцене.

Критик Анна Галайда о балете: "Танец как пытка и спасение, в котором можно отгородиться от жизни".

"Танцпол" (25 августа) бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена отсылает зрителей к популярным в США танцевальным марафонам времен Великой депрессии. Ради заработка участники во что бы то ни стало стремились победить, даже когда их силы уже на исходе. Бешеный темп задан с первых минут спектакля. Сначала герои "разогреваются", а потом начинается танцевальная гонка.

Спектакль Танцпол
Спектакль "Танцпол"
Постановка "Все пути ведут на Север" (8 сентября) появилась благодаря сотрудничеству бельгийского хореографа Карин Понтьес и танцовщиков Балета Москва – спектакль вырос из импровизаций артистов. Во время репетиций они предлагали свои идеи, которые благодаря Карин перерабатывались и позже воплощались на сцене. Получился настоящий калейдоскоп разных героев и характеров, объединенный одной темой. Сама Понтьес признавалась, что нашла в артистах Балета Москва то, что обычно ищет в творчестве: точность, увлеченность работой и самоотречение.
Вечер одноактных балетов "ТАНЦ NUVO" (20 сентября) создавался специально для сцены Новой Оперы. Это три спектакля нового поколения российских хореографов Константина Кейхеля, Ирины Кононовой и Анны Щеклеиной, объединенные одним названием.
Постановщики старались подчеркнуть индивидуальность каждого танцовщика, при этом представить Балет Москва как единый коллектив.

В новом проекте современный танец показан во всем его многообразии – от абстрактной техники до сатирической сюжетности и ритуальной медитативности.

Специально для постановок современные композиторы – Константин Чистяков, Эдуард Козловский и Василий Пешков – написали музыку, которая подчеркивает стилевые особенности творческого почерка каждого хореографа.

В спектакле звучит "Весна священная" и музыка, написанная специально для постановки британским композитором Фрэнком Муном.

Название спектакля "Лето, Зима и Весна священная" (22 сентября) сразу адресует зрителя к знаменитому сочинению Стравинского.

Действие балета хореографа Артура Пита разворачивается от конца к началу.

Балет Лето, Зима и Весна священная
Балет "Лето, Зима и Весна священная"
Сам он определяет сюжет как жизнь после апокалипсиса: у тех, кто выжил в глобальной катастрофе, осталась только виниловая пластинка с записью музыки Стравинского. Этим людям нужен мощный ритуал, который вернет все вокруг к жизни.
Спектакль Танцпол
Спектакль "Танцпол"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала