



"Сливки" трех сезонов

С 23 августа по 22 сентября театр покажет лучшее из того, что было поставлено Новой Оперой и Балетом Москва за последние три сезона. Всего восемь спектаклей: четыре оперы и четыре балета. Пожалуй, уникальная возможность для всех зрителей и поклонников.
Последнюю оперу Чайковского публика знает хорошо, а вот партитура Цемлинского – настоящее открытие для слушателей, в Москве она не ставилась никогда.
Открывает программу спектакль "Иоланта/Карлик" (23 августа), объединивший две одноактные оперы композиторов Чайковского и Цемлинского. Идея совершенно оригинальная, которая принадлежит руководству театра. Произведения разные по стилю: с русской музыкой конца XIX века контрастирует европейский экспрессионизм, премьера "Карлика" состоялась в 1922 году.



Сегодня сложно себе представить, что в 1875 году для первого спектакля исполнительницу главной роли нашли с трудом: многие известные певицы отказывались выходить на сцену в образе Кармен. Премьера сочинения, написанного по заказу "Опера-Комик", обернулась провалом, хотя многие критики отдавали должное автору.
Бизе, который скончался вскоре после премьеры "Кармен" в возрасте всего 36 лет, написал 15 опер. Из них лишь две сегодня по-настоящему популярны – это "Кармен" и "Искатели жемчуга". И все же французский композитор считается одним из главных авторов мировой оперы. Его итальянский соратник Джузеппе Верди прожил несравнимо больше, 87 лет, и написал 26 опер.
Сегодня "Стиффелио" ставят в один ряд с лучшими партитурами Верди, во многом эта опера предвосхитила знаменитую триаду "Риголетто", "Трубадур", "Травиата".
Большинство из них неизменно идут на подмостках мировых театров, и сегодня сложно представить, что в списке творчества Верди есть неизвестные страницы. Но именно опера "Стиффелио" (5 и 7 сентября) до недавних пор и была таковой. Но как ни удивительно, это произведение было неизвестно ни зрителям, ни профессионалам до середины ХХ века. Рукопись его нашли лишь в конце 1960-х годов в библиотеке Неаполя, и вскоре "Стиффелио" поставили в Парме.




Режиссер спектакля Василий Бархатов и художник-постановщик Зиновий Марголин выносят действие на первый план.
Оркестр, который традиционно находится в "яме", здесь помещен за декорацией, что, кстати, никак не ухудшает акустику. Такое уникальное постановочное решение максимально приближает происходящее к зрителю: переживания героя взяты, что называется, "крупно", очень кинематографично. Это подчеркивает экспрессивную партитуру и прекрасное исполнение солистов, в том числе Марины Нерабеевой и Михаила Губского, которых можно услышать и в "Иоланте/Карлике".
Именно благодаря постановке Новой Оперы "Мертвый город", написанный в 1920 году, впервые прозвучал в России.
Критик Анна Галайда о балете: "Танец как пытка и спасение, в котором можно отгородиться от жизни".
"Танцпол" (25 августа) бельгийского хореографа Йеруна Вербрюггена отсылает зрителей к популярным в США танцевальным марафонам времен Великой депрессии. Ради заработка участники во что бы то ни стало стремились победить, даже когда их силы уже на исходе. Бешеный темп задан с первых минут спектакля. Сначала герои "разогреваются", а потом начинается танцевальная гонка.

В новом проекте современный танец показан во всем его многообразии – от абстрактной техники до сатирической сюжетности и ритуальной медитативности.
В спектакле звучит "Весна священная" и музыка, написанная специально для постановки британским композитором Фрэнком Муном.
Название спектакля "Лето, Зима и Весна священная" (22 сентября) сразу адресует зрителя к знаменитому сочинению Стравинского.
Действие балета хореографа Артура Пита разворачивается от конца к началу.






