Рейтинг@Mail.ru
Композиторы Чайковский и фон Цемлинский в новом прочтении в Новой Опере - РИА Новости, 19.04.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Репетиция оперы Карлик фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова

Истории о вранье и прозрении

Композиторы Чайковский и фон Цемлинский в новом прочтении в Новой Опере
Премьера театра объединяет одноактные оперы "Иоланта" Петра Чайковского и "Карлик" Александра фон Цемлинского. Произведения связывает общий замысел и сценическое пространство.
Режиссер спектакля Денис Азаров говорит о своей новой постановке как о едином спектакле, который вобрал в себя две оперы. В начале "Иоланты" на сцене появляется герой второй оперы Карлик, и наоборот ­­– в "Карлике" в конце на сцену выйдет Иоланта. Второе действие этого единого спектакля начнется с повтора "пройденного": последняя мизансцена "Иоланты" воспроизводится в начале "Карлика". "Это ментальная идея, для нас по сути между этими двумя частями нет антракта. Мы надеемся, что и у зрителя будет такое же ощущение", – рассказал в интервью РИА Новости Денис Азаров.
К тому же в обоих сюжетах фигурирует и белая роза. В первом – как символ чистоты и света, во втором – как разрушение красоты мира. И даже название произведений на афише театра написано едино – Иоланта/Карлик.
Две похожие истории
Постановка объединила две притчи о людях, находящихся в полном неведении и в финале узнающих правду. Иоланта не знает, что она слепа, а Карлик не знает о своем уродстве. Иоланта прозревает, а Карлику открывается правда о его внешности и отношении к нему окружающих. Действие перенесено в современность. В первой части это фешенебельная частная медицинская клиника, во второй – роскошная аристократическая вечеринка. Соавтором Азарова в этой необычной концепции выступил художник Алексей Трегубов. Музыкальный руководитель постановки – Карен Дургарян.
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераРежиссер Денис Азаров
Режиссер Денис Азаров
Режиссер Денис Азаров
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераДирижер Карен Дургарян
Дирижер Карен Дургарян
Дирижер Карен Дургарян
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераХудожник Алексей Трегубов
Художник Алексей Трегубов
Художник Алексей Трегубов
1.
Режиссер Денис Азаров
2.
Дирижер Карен Дургарян
3.
Художник Алексей Трегубов
"Считается, что интродукция к "Иоланте" – скорбная, холодная, сумрачная, создающая тревожное состояние. Римский-Корсаков даже упрекал Чайковского в неумелой оркестровке, которая якобы сделана "шиворот-навыворот", потому что материал отдан не струнным, а духовым. Но в этой неправильности и заключается гениальность Петра Ильича! Что касается "Карлика", это очень насыщенная партитура с плотной оркестровкой, практически симфония. Здесь важно, чтобы зритель почувствовал постепенное нарастание напряжения, которое непрерывно идет от начала к финалу, а особенно – от дуэта Инфанты и Карлика к его смерти", – объясняет музыкальный руководитель постановки.
Оперы Чайковского и фон Цемлинского разделяют 30 лет: премьера "Иоланты" состоялась в 1892 году в Мариинском театре, премьера "Карлика" – в 1922 году в Кельнcкой опере.
Афиша спектакля Иоланта/Карлик
Афиша спектакля "Иоланта/Карлик"
Сказка-обманка
"Иоланта" – последняя опера Чайковского, ее премьера состоялась в 1892 году, за год до смерти композитора. После написанной за два года до "Иоланты" "Пиковой дамы" на сей раз Чайковский обратился к лирической драме датского автора Генриха Герца. Произведение уже было переведено на русский и даже в переделанном варианте поставлено на сцене Малого театра. Основываясь на этом варианте, брат Чайковского Модест сделал либретто. Музыку Петр Ильич написал меньше, чем за полгода. "Иоланта" – опера для камерного состава исполнителей. В произведении Герца у главной героини был исторический прототип – Иоланда Анжуйская, герцогиня Лотарингии и Бара. Однако драма и вслед за ней опера – это сказка о слепой и исцелившейся принцессе, действие которой разворачивается в абстрактном средневековом замке.
В отличие от многих опер Чайковского, начиная с "Евгения Онегина" и заканчивая "Пиковой дамой", в либретто "Иоланты" по сути отсутствует цельная драматургия. Несмотря на это, опера весьма популярна среди певцов – Чайковский, как это часто бывало, написал произведение, сплошь состоящее из номеров, ставших настоящими шлягерами. Опера одноактная, и в свое время первое исполнение совместили с исполнением "Щелкунчика". Но с годами ее краткость стала некоторой проблемой для режиссеров: нужно или находить в пару какое-то другое произведение, или делить ее на два действия, что звучит крайне искусственно.
Русский композитор Петр Ильич Чайковский в Женеве

Действие происходит в XV веке на Юге Франции. В замке короля Рене живет его юная дочь Иоланта. Слепая от рождения, она не знает о недуге. Окружающие под страхом смерти скрывают правду и охраняют территорию от посторонних. В замок привозят врача, который говорит, что вернуть зрение девушке возможно, но он не гарантирует успех. Одновременно сюда попадают друзья-рыцари, один из которых в итоге открывает Иоланте правду о ее состоянии. Ради любви к рыцарю, а эти чувства взаимны, она готова пройти сложное лечение. В конце оперы девушка прозревает, король дает разрешение на брак Иоланты.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении "Иоланта" оказывается совсем не такой безобидной сказкой, как может показаться, уверен режиссер Азаров.

Если начать разрабатывать текст, то там находишь два важных момента, о которых мы часто забываем.

Денис Азаров
Режиссер
"Первое – это история про глобальное вранье. Девушке в течение 16 лет врал родной отец и, под угрозой смерти, окружающие. Мне становится интересно, как она ведет себя с отцом – ведь он так и не говорит дочери "прости" за свое вранье. Второе – мы представляем себе средневековую сказку. Но на самом деле в Средние века не было добрых королей, это время крови и насилия. И тогда получается, что подружки Иоланты – это не подружки, а по сути заложницы. И когда рыцарь Водемон попадает в замок – это фактически провал для тех, кто охраняет эту территорию", – рассказывает режиссер. Он считает, что если размышлять над обстоятельствами этого сюжета, разбирать его ситуативно, то выстраивается довольно жесткая история.
Такие интерпретации иногда чреваты отходом от композиторского замысла. Но в данном случае, уверен Азаров, Чайковский не избежал свойственного ему психологизма в музыке. "Чайковский писал романтическую сказку, но сам по себе он был очень сложным и объемным человеком и художником. Так что, как говорится, от себя не убежишь. И эта сложность присутствует и партитуре "Иоланты", – говорит Азаров.
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераРепетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Иоланта Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераРепетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Иоланта Чайковского в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
1.
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
2.
Репетиция оперы "Иоланта" Чайковского в постановке Дениса Азарова
Опера заканчивается прозрением Иоланты. "Но что дальше с ней будет ­­– мы не знаем. Она узнает правду об окружающем мире, но это правда не обязательно хороша. Иоланта сталкивается с миром не только "лютиков и цветочков", но и с миром, где есть жестокость", – поясняет режиссер. В этот момент, очень условно, действие оперы Чайковского постановщики связываются с оперой фон Цемлинского. После прозрения Иоланта как бы присутствует на вечеринке инфанты, где и разворачивается вторая трагическая история.
Сказка-трагедия
Если "Иоланта" Чайковского – одно из самых популярных произведений русской оперы, то "Карлика" австрийского композитора Александра фон Цемлинского российская публика практически не знает. В столице это произведение прозвучало в концертном варианте в 1998 году в Московской консерватории и теперь впервые появится в репертуаре оперного театра. Также, как и "Иоланта", в основе либретто "Карлика" – литературный источник. Это сказка "День рождения инфанты" Оскара Уайльда, опубликованная в 1891 году.
Выпускник Венской консерватории по классу фортепиано, фон Цемлинский еще будучи студентом начал писать музыку. Его первую симфонию высоко оценил Иоганнес Брамс, поддержав композитора и дав ему ряд рекомендаций. В годы учебы фон Цемлинский активно общался с Брукнером, позже познакомился и подружился с Шенбергом. Последний даже брал у него уроки. Успешный композитор, фон Цемлинский в 1906 году возглавил венскую Народную оперу, в 1920 стал первым ректором Немецкой академии музыки в Праге, позже дирижировал в Кролль-опере Берлина. После прихода к власти нацистов в 1933 году вернулся в Вену. А через пять лет переехал в США, где его музыка не пользовалась популярностью. Постепенно композитор перестал писать, много болел и скончался в 1942 году, завещав захоронить свой прах в родной Вене.
Композитор Александр фон Цемлинский

Действие сказки происходит в блистательном дворце испанской короны. На празднование дня рождения наследной принцессы Инфанты собрались гости. Их развлекает Карлик – с короткими кривыми ногами, горбом, взлохмаченными волосами, он не осознает своего уродства. Принцесса приглашает Карлика танцевать лично для нее. Он влюблен в Инфанту и спешит навстречу ей по дворцовым коридорам. В одной из комнат он встречает ужасного горбуна и постепенно понимает, что это его отражение в зеркале и что собравшиеся тешились над его уродством. Карлик умирает – у него разбивается сердце.

Композитор Александр фон Цемлинский писал не сказку. Мне кажется, в этой опере очень много личного, того, что свойственно для австрийско-еврейской культуры того времени. У меня возникла атмосферная связь с Кафкой. В "Карлике" нет, конечно, сюрреализма Кафки, но это история о человеке, который не видел всю жизнь зеркала. Это обман – не обман, прозрение – не прозрение.

Денис Азаров
Режиссер
Опера начинается как типичная сказка, с легкой и яркой музыки. Но постепенно оборачивается масштабной трагедией главного героя. Карлика фон Цемлинский поручил героическому тенору, наделив его партию вагнеровским пафосом и надрывом. Действие спектакля режиссер помещает "внутрь" известной картины Веласкеса "Менины". Полотно считается одним из самых важных и наиболее изученных работ западноевропейского искусства. Отдельный "квест" – это понять, кто на кого смотрит на полотне. Этой теме посвящено множество искусствоведческих трудов. В спектакле главного героя на сцене окружают куклы, благодаря чему меняются масштабы и пропорции – исполнитель главной партии окружен огромными фигурами.
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая Опера Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Карлик фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая ОпераИсполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
© Фото : представлено пресс-службой театра Новая Опера Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы Карлик фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
1.
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
2.
Исполнитель партии Карлика Михаил Губский на репетиции
3.
Репетиция оперы "Карлик" фон Цемлинского в Новой Опере в постановке Дениса Азарова
"У нас Карлик не видит живых людей. Он существует внутри картины, вокруг него куклы, которых озвучивают певцы. Получается как бы один большой спектакль дополненной реальности", – объясняет Азаров, которому в осуществлении этой идеи помогал режиссер по куклам Артем Четвериков.
Спектакль заканчивается не совсем так, как у фон Цемлинского. Музыка звучит без купюр, но главный герой не умирает на сцене. "Мне интересно сделать так, чтобы мы не знали, что после этого прозрения происходит с Карликом. Последняя мизансцена у нас – Карлик прижимается к Иоланте, и мы не знаем, что будет дальше. Иоланта прозрела и с этим теперь живет. Так же и он: что с ним будет дальше, как он будет жить и будет ли жить – всего этого мы не знаем", – говорит Азаров.
В премьерных спектаклях партию Иоланты исполняют в разных составах Марина Нерабеева и Елизавета Соина. Первым исполнителем партии Карлика в России стал тенор Михаил Губский. Его, а также Сергея Писарева смогут услышать зрители Новой Оперы.
Слова из либретто оперы Иоланта, написанные на листке во время репетиции в Новой Опере
Слова из либретто оперы "Иоланта", написанные на листке во время репетиции в Новой Опере
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала