Рейтинг@Mail.ru
Неизвестный шедевр Верди: "Стиффелио" в театре Новая опера - РИА Новости, 16.09.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реквизит к опере Верди Стиффелио

Неизвестный шедевр Верди:

"Стиффелио" в театре Новая опера
Московский театр Новая опера имени Е.В.Колобова, оправдывая свое название, начинает 32-й сезон премьерой спектакля, неизвестного российской публике ­– опера Верди "Стиффелио" впервые ставится на российской сцене.
"Стиффелио" называют безусловным оперным шедевром знаменитого итальянского композитора. Считается, что это произведение предвосхитило знаменитую оперную триаду Верди – оперы "Риголетто", "Трубадур" и "Травиату". В этом произведении сплелись драматический сюжет и неповторимая вердиевская мелодика, многие эпизоды предвосхищают более поздние шедевры композитора, которые не сходят с оперных сцен. Однако судьба этой оперы была весьма незавидной.
Долгий путь к публике
Премьера "Стиффелио" состоялась в 1850 году в Триесте. В основе либретто – пьеса французских драматургов Эмила Сувестра и Эжена Буржуа "Священник, или Евангелие и сердце". Впервые в своем творчестве Верди обратился к современному литературному источнику. Второй раз он пошел тем же путем три года спустя, когда работал над "Травиатой", основанной на романе Дюма-сына "Дама с камелиями". В остальных случаях, а всего у Верди 26 опер, композитор обращался к сюжетам прошлого – и, возможно, не без причины.
i

Сюжет оперы "Стиффелио" закручен вокруг фигуры женатого протестантского священника, которому изменяет супруга, но он в итоге ее прощает.

Сюжетная коллизия не могла прийтись по душе католической Италии. Еще до премьеры Верди и автор либретто Франческо Мария Пьяве были вынуждены превратить двух героев – пасторов Стиффелио и Йорга – в сектантов-проповедников. Однако и это не спасло ситуацию: на авторов обрушилась и публика, и цензура. В 1854 году Верди писал своему другу Чезаре де Санктису: "Среди тех моих опер, которые не идут, есть получившие на то мое согласие, потому что я ошибся в сюжете; но имеются и такие, которые я хотел бы спасти от забвения: это “Стиффелио” и “Битва при Леньяно”".
© Фото : предоставлено пресс-службой театра "Новая опера"/Екатерина Христова Станислав Мостовой на репетиции оперы Верди "Стиффелио"
 Станислав Мостовой на репетиции оперы Верди Стиффелио
Станислав Мостовой на репетиции оперы Верди "Стиффелио"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера/Екатерина Христова Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы "Стиффелио"
Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы Стиффелио
Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы "Стиффелио"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра "Новая опера"/Екатерина Христова Екатерина Одегова и Елизавета Соина на репитиции оперы "Стиффелио"
Екатерина Одегова и Елизавета Соина на репитиции оперы Стиффелио
Екатерина Одегова и Елизавета Соина на репитиции оперы "Стиффелио"
1.
Станислав Мостовой на репетиции оперы Верди "Стиффелио"
2.
Анджей Белецкий и Екатерина Одегова на репетиции оперы "Стиффелио"
3.
Екатерина Одегова и Елизавета Соина на репитиции оперы "Стиффелио"
Спустя семь лет композитор предпринял еще одну попытку вернуть спектакль на сцену и значительно переработал оперу. Он перенес действие на семь столетий назад, изменил некоторые повороты сюжета и отредактировал музыкальный материал. Новая версия под названием "Арольдо" была представлена публике в 1857 году, но и она провалилась. В итоге опера была фактически забыта. Лишь в середине ХХ века в 1960-х годах в библиотеке Неаполитанской консерватории были найдены листы первой партитуры "Стиффелио", премьера этой версии прошла в Парме в 1968 году.

1850

Премьера оперы "Стиффелио" в Триесте

1857

Премьера переделанной версии под названием "Арольдо"

1960

В Неаполитанской библиотеке найдены листы оригинальной партитуры "Стиффелио"

1968

Первая постановка оригинальной версии в Парме

2020

Первое концертное исполнение на Крещенском фестивале в Новой опере

2022

Первая постановка "Стиффелио" в России на сцене Новой оперы

Реквизит к опере Верди Стиффелио
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
Главные лица постановки
В России опера "Стиффелио" никогда не ставилась – она единожды прозвучала в концертной версии в 2020 году на Крещенском фестивале в Новой опере под руководством дирижера Александра Самоилэ. Он же работал как музыкальный руководитель и дирижер над нынешней премьерой.

"На мою сегодняшнюю интерпретацию "Стиффелио" повлиял длительный перерыв: между концертным исполнением на Крещенском фестивале в 2020 и грядущей премьерой прошло почти три года! Это время помогло мне многое переосмыслить и найти что-то новое в этой музыке".

Александр Самоилэ
Дирижер
Режиссер этого спектакля – Екатерина Одегова, музыковед по первому образованию и режиссер музыкального театра по второму. В интервью пресс-службе театра дирижер Александр Самоилэ как раз отмечает важность того, что Екатерина имеет музыкальное образование. "Когда режиссер – музыкант, у нас не может возникать серьезных противоречий. Наоборот, мы практически всегда и во всем совпадаем. К примеру, Катя говорит: здесь по мизансцене мне нужна пауза. И чаще всего получается так, что и для меня эта пауза логична" – говорит музыкальный руководитель спектакля.
Екатерина Одегова
Екатерина Одегова
Александр Самоилэ
Александр Самоилэ
Художник-постановщик спектакля Стиффелио Этель Иоша
Художник-постановщик спектакля "Стиффелио" Этель Иоша
В истории о супружеской измене и прощении режиссер концентрируется на том самом "больном" моменте, из-за которого опера на десятилетия исчезла со сцены. Ее интересует кризис веры главного героя – протестантского священника Стиффелио. Измена жены для него – момент истины, суровое испытание веры, которая казалась незыблемой.
Художником-постановщиком спектакля стала Этель Иошпа, постоянный соавтор Екатерины Одеговой. В сценическом воплощении постановщики вдохновлялись европейским кинематографом, в том числе черно-белым кино. Этель Иошпа решает спектакль аскетично, в черно-белых тонах, а ее костюмы отсылают к Викторианской эпохе.
Макет декораций к опере Стиффелио

Отправной точкой стали первые черно-белые фотографии того времени, внешне транслирующие благопристойность, благополучие, сдержанность, но скрывающие за недвижимыми, ничего не выражающими лицами некую тайну.

Заглавную партию готовит приглашенный солист Большого театра России Сергей Поляков. Еще один исполнитель роли Стиффелио – солист Новой оперы Михаил Новиков. Роль Лины, жены Стиффелио, репетируют Елизавета Соина и Марина Нерабеева.
Сергей Поляков
Сергей Поляков
Михаил Новиков
Михаил Новиков
Елизавета Соина
Елизавета Соина
Марина Нерабеева
Марина Нерабеева
Музыкальное сокровище
Знаменитые оперы Верди не зря причисляют к настоящим музыкальным шедеврам: эти спектакли не сходят с подмостков мировых оперных театров, мелодии арий у всех на слуху, порой даже у тех людей, кто и оперой не особенно увлекается. Говоря о "Стиффелио", постановщики спектакля в Новой опере называют ее не менее прекрасной по музыке, чем популярные партитуры композитора.

"У меня было преимущество по сравнению с самим Верди. Когда композитор создавал "Стиффелио", все главные шедевры были у него еще впереди, он был в развитии. А я к моменту знакомства с оперой уже знал его поздние работы ("Дона Карлоса", "Аиду" и, конечно, "Реквием") и применил ключ зрелого Верди к формообразованию в "Стиффелио", где авторский стиль еще только намечался".

Александр Самоилэ
Дирижер
Считается, что Верди от многих композиторов отличало особое внимание к слову: в музыкальных фразах имеет большое значение фонетика. "Вердиевские партии удобно петь, важно лишь разгадать смысловой акцент фразы, а он всегда один – всё гениальное просто", – объясняет дирижер.
По словам музыкального руководителя постановки, как и во многих других операх Верди, в "Стиффелио" есть арии, которые публика моментально запомнит.
"Конечно, главные партии – Стиффелио, Станкар и Лина – очень выразительны. Но у меня есть свой любимый персонаж – Лина. Ее образ многообразен драматургически, а с точки зрения вокальной техники эта партия – высший пилотаж. К примеру, во многих постановках купируется ее молитва (Preghiera), потому что это сложнейший номер, требующий высочайшего уровня мастерства. Он написан в высоком регистре, а я требую от певиц, чтобы они не просто выкрикивали верхние ноты, а пели pianissimo. Я не преувеличу, сказав, что исполнительницы этой роли – Марина Нерабеева и Елизавета Соина – блестяще справляются с поставленной задачей", – говорит дирижер.
Премьерные спектакли "Стиффелио" пройдут 20, 22 и 24 сентября.
Реквизит к опере Верди Стиффелио
Реквизит к опере Верди "Стиффелио"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала