19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день вспоминается, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.
Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил "правду", то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был "исполнить" эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.
Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению.
Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.
В воспоминание о евангельском событии в этот день, а также накануне (в крещенский Сочельник) во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта освященная вода именуется крещенской или (по-гречески) великой агиасмой и обладает благодатными свойствами ‑ освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги.
У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища. Эту воду можно пить — желательно натощак. Христиане хранят ее в течение всего года.
Накануне праздника Крещения — 18 января — принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо — сочиво. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников