Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

День моряка-подводника в России: история праздника

Читать ria.ru в
19 марта в России отмечается День моряка‑подводника.

19 марта в России отмечается День моряка‑подводника.

Профессиональный праздник появился в 1996 году в соответствии с приказом главнокомандующего Военно‑Морским Флотом РФ. Дата для проведения праздника была выбрана не случайно. 19 марта (6 марта по ст. ст.) 1906 года подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей. Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству № 52 от 11 марта (по новому стилю 24 марта) 1906 года, подписанный морским министром, в котором говорится "Государь Император [Николай II], в 6‑й день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки". Этот день считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.

Идея подводного плавания неоднократно обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении XVII‑ХIX веков. Различные изобретатели предлагали свои проекты, некоторые из них были воплощены в жизнь. Впервые подводная лодка документально упоминается в российских источниках в 1718 году как "потаенное судно" Ефима Никонова. В начале 1880‑х по проекту Степана Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Лодки Джевецкого приводились в действие мускульной силой гребца и предназначались для обороны приморских крепостей. 

До 1900 года в России было построено свыше 60 подводных лодок. Все они предназначались для прикрепления мин к неподвижным (стоящим на якорях) кораблям противника, но малая скорость, неустойчивость движения по курсу и глубине, невозможность ориентирования в подводном положении не позволили стать этим подводным лодкам боевым оружием. 

К началу ХХ века Морское ведомство России всерьез поверило в могущество подводного флота и в 1901 года утвердило комиссию для проектирования полуподводных судов. Комиссия разработала проект подводной лодки "Дельфин", принятой в состав флота 14 октября 1903 года под названием "миноносец № 150". 

Русско‑японская война стала первой в мировой истории, в которой принял участие еще официально не признанный, но уже заставивший противника дрогнуть, новый класс военных кораблей - подводные лодки

В 1906 году, с изменением официальной классификации кораблей Императорского российского флота от 1891 года, подводные лодки были отнесены к кораблям 3‑4 ранга, перестав именоваться миноносцами.

Первое соединение России - бригада подводных лодок - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы "Европа" и "Хабаровск". 

К началу первой мировой войны в составе российского военно‑морского флота числились уже 22 боеспособные подлодки, еще 24 ‑ строились. Бригады, дивизионы и отряды их базировались на Балтике, Черном море и Тихом океане. 

В первую мировую войну 1914–1918 годов подводные лодки широко применялись для борьбы на морских коммуникациях. А к концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи. 

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось после преодоления последствий разрухи с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота.
 За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов имелось 212 подводных лодок. 

В годы Великой Отечественной войны от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов. 

Переломным этапом в истории советского флота стало появление в 1950‑е годы подводных лодок с ядерными энергетическими установками. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания. 

Уже к 1961 году российский флот имел 9 атомных лодок - 4 ракетных и 5 торпедных. А всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов и (с учетом царской России) свыше 1000 дизельных подводных лодок.
 После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились

К настоящему времени состав подводных сил российского Военно‑Морского Флота существенно сократился. Военно‑морской флот России насчитывает порядка 60 подводных лодок различных типов, в том числе около 10 подлодок являются стратегическими атомными, более 30 ‑ многоцелевыми атомными, остальные ‑ дизельные и подводные лодки специального назначения. В настоящее время строятся новые подводные ракетные крейсера стратегического назначения, многоцелевые подводные лодки для пополнения подводных сил ВМФ. 

Подводные силы являются ударной силой ВМФ, способной скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям.

Основу их составляют атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами (морские силы ядерного сдерживания ‑ МСЯС). Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана в готовности к немедленному применению своего стратегического оружия.

День моряка‑подводника отмечают не только военные, но и создатели подводного флота – сотрудники проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов. Благодаря талантливым конструкторам и инженерам, квалифицированным рабочим подводные лодки являются востребованными как в отечественном военно‑морском флоте, так и во флотах иностранных государств.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала