Каждому пассажиру хочется купить билет на поезд быстро, удобно и безопасно для своих персональных данных. Мы уже принимаем как данность возможность сделать это в несколько кликов. Однако за всем этим стоит большая работа ИТ-специалистов РЖД. Как компания строит свою метавселенную, отбивается от кибератак, тестирует новые цифровые варианты оплаты в электричках, думает о применении новейших способов покупки билета на поезда дальнего следователя, ускоряет интернет в поездах и почему не переживает из-за удаления приложения в AppStore, в интервью РИА Новости рассказал заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин. Беседовала Александра Веселова. В подготовке участвовала Надежда Фролова.
– Какой объем продаж билетов в электронном виде был в 2023 году? На сколько он вырос по отношению к 2022 году?
– В 2022 году доля продаж билетов в электронном виде составила 76%, а в 2023 году было уже 78%. В отдельные пиковые дни прошлого года эти значения доходили до 80-82%.
– Как сказалось на электронных продажах удаление приложения РЖД из AppStore?
– Общая динамика роста электронных продаж точно не сократилась. Мы наблюдаем небольшое перераспределение среди источников таких продаж. Я напомню, что у нас есть возможность приобретения билетов через сайт, мобильное приложение на разных платформах и продажи через кассы. Также мы запустили веб-приложение, которое подходит в том числе для платформы IOS. Поэтому удаление приложения с платформы Apple существенно не повлияло на общий объем электронных продаж.
–Недавно РЖД запустили pwa-приложение. Планируется ли добавить в новое приложение дополнительные функции, например, покупку билетов на пригородные поезда?
– Безусловно, мы планируем полный набор функционалов. Расписание пригородных поездов уже можно посмотреть, а онлайн-покупку билетов планируем запустить в одном из следующих обновлений. В дальнейшем мы хотим сделать многофункциональное мобильное суперприложение для нашей экосистемы – так называемый суперапп. Это позволит связать все электронные сервисы: продажи билетов, включая мультимодальные билеты на разные виды транспорта, туристические продукты, услуги в поезде, на вокзалах, сервисы наших партнеров. Кроме того, планируется персонализация предложений каждому пассажиру на основе опыта коммуникации с ним.
–Суперапп будет одним большим приложением или разветвленным на несколько сервисов, как, например, у Госуслуг?
–Это будет единая цифровая платформа, и пользователь, заходя в одно окно, сможет воспользоваться всеми необходимыми услугами, легко переходя по нужным разделам.
–Минтранс РФ недавно рассказывал о проекте оплаты проезда через геолокацию. РЖД планируют тестировать подобную функцию?
– Это наша общая активность с Минтрансом. Мы работаем в тесной связке, и могу отметить очень хорошее взаимодействие с коллегами. Технология оплаты по геолокации уже испытывалась на маршрутах городского общественного транспорта, а сейчас тестируется в пригородном сообщении в Республике Татарстан на маршруте между аэропортом Габдуллы Тукая и железнодорожным вокзалом Казани. Там существует фокус-группа из местных жителей, которые постоянно пользуются маршрутом. На данный момент совершено уже более полутора тысяч поездок. В перспективе рассматриваем возможность объединить технологии оплаты в пригородном железнодорожном и городском наземном транспорте на базе единого приложения. Это позволит сделать мультимодальные поездки бесшовными, с возможностью применения единого тарифа.
–Как работает данная технология? С помощью чего происходит оплата на маршруте?
– У пользователя должно быть установлено приложение "ПроТранспорт+", которое взаимодействует с BLE-устройствами – это "якоря-маячки", они стоят на станции. Соответственно, пользователь подтверждает начало поездки, при этом мобильное приложение "замораживает" стоимость на банковской карте и формирует QR-код для дальнейшего прохода и проверки в пути следования. После подтверждения окончания поездки, когда пользователь уходит с конкретной станции, с карты списывается фактическая стоимость проезда. При этом формируется электронный билет и электронный чек. Когда эта технология заработает, мы уверены, что она будет востребована и полезна. И более того, могу сказать, что мы активно общаемся с регионами и уже видим заинтересованность других субъектов в технологии оплаты по геолокации. Естественно, мы эту технологию будем интегрировать в наши электронные каналы взаимодействия с клиентами.
–Когда планируется расширить такой проект на другие регионы? В текущем или в следующем году уже?
– Я думаю, что не в этом году. Это инновационная технология для нас. Мы должны обеспечить 100% работоспособность, надежность и удобство для клиентов.
–Какие существуют интеграции цифровых сервисов РЖД с государственными системами?
– Да, интеграция с системами наших социальных ведомств – важное направление. Это позволяет нам получать сведения, необходимые для оформления льготных билетов и предоставления скидок. Мы уже реализовали возможность онлайн-оформления льготных билетов, и сейчас у граждан льготных категорий нет необходимости получать физическую справку для приобретения билета – все делается в цифровом формате. То есть теперь пассажиры, которым нужен льготный билет, могут купить его не только через кассу, но и онлайн. Также в мобильном приложении "РЖД Пассажирам" есть раздел помощи маломобильным пассажирам, там можно оформить заявку на сопровождение и оказание помощи на вокзалах и остановочных пунктах.
–Планируется ли внедрять какие-то новые системы для оплаты, в том числе на кассах, например, биометрию?
– Мы прорабатываем очень много технических интеграций с провайдерами, различные способы оплаты с банками и так далее. В этом плане работаем практически со всеми. Если это надежно, безопасно, удобно, эффективно, то мы постепенно такой способ оплаты можем внедрить.
–Пассажиры периодически жалуются на плохую мобильную связь и интернет в пути. Понятно, что качество связи зависит от оборудования мобильных операторов, но что делает РЖД со своей стороны для улучшения связи?
– Вы справедливо отметили, что мы зависим от наличия инфраструктуры. Надо понимать, что с точки зрения мобильных операторов установка оборудования на большей части сети железных дорог – это коммерчески невыгодный проект. Поезд прошел где-нибудь в тайге, и все – людей нет, жилья нет. Там, где есть станция или населенный пункт – другое дело. Таким образом, в пределах населенных пунктов и железнодорожных станций покрытие обеспечивается, а на перегонах между ними отсутствует.
Тем не менее, мы сейчас активно прорабатываем со всеми сотовыми операторами вопрос обеспечения покрытия железных дорог сетями связи в стандарте LTE. И при этом сами не сидим, сложа руки, сейчас внедряем технологию, которая на языке ИТ-специалистов называется Radio-Ethernet. Это такой альтернативный способ доставки радиосигнала на борт поезда: технология обеспечивает радиопокрытие именно в полосе отвода железной дороги, что гарантирует стабильное и высокоскоростное соединение между движущимся поездом и наземной инфраструктурой. Для путешественников обеспечивается непрерывный доступ в интернет. Мы уже протестировали технологию на участке Тверь-Завидово. Максимальная скорость доставки – 600 мегабит в секунду на подвижной состав. Этой скорости более чем достаточно, чтобы пассажиры "Сапсана" могли в комфортном режиме пользоваться привычными интернет-сервисами, например, мессенджерами, соцсетями, смотреть видео.
–Планируете расширять такую технологию? На каком маршруте в первую очередь?
– Да, в первую очередь планируем до конца 2026 года оснастить оборудованием Radio-Ethernet все поезда "Сапсан" на участке Москва-Санкт-Петербург, а потом будем масштабировать технологию на других наиболее востребованных пассажирских направлениях. Помимо того, что такая технология обеспечит интернет в поезде, она поможет сотовым операторам улучшить именно сотовую связь для пассажиров. Внутри состава устанавливаются мини-базовые станции, которые обеспечат сотовую связь внутри поезда для любой категории устройств, будь то кнопочный телефон или смартфон.
–В 2022 году РЖД запустили свой сервис бронирования отелей и гостиниц. Сколько пассажиров воспользовались данным сервисом в 2023 году?
– Бронирование отелей с помощью нашей туристической витрины в 2023 году выросло на 86%. На старте проекта в ассортименте было лишь 60 тысяч отелей, а сейчас уже более 318 тысяч объектов размещения в России и еще в 12 странах. Кроме стран СНГ, мы уже интегрировали более 100 тысяч объектов в Китае и ОАЭ. Среди популярных направлений прошлого года у посетителей платформы были Белоруссия, Казахстан, Узбекистан и Абхазия. На платформе есть различные категории средств размещения, в том числе глэмпинги для отдыха на природе с полноценным отельным обслуживанием и комнаты длительного отдыха на вокзалах в России. А также санатории и СПА-комплексы – уже около 800 объектов.
–РЖД стали продавать на сервисе и билеты на концерты, шоу и в театр. Планируете ли продавать билеты на спортивные мероприятия?
– Мы функционально расширяем охват туристической витрины. Для нас этот портал – это не просто бронирование отелей, мы создаем широкий спектр впечатлений для клиента. Начали с экскурсий: сейчас на витрине размещено более 2,4 тысячи организованных туров. С прошлого года подключили культурные и спортивные мероприятия, всего более 65 тысяч мероприятий. И, что важно, наш ресурс – это очень хороший канал для развития малого и среднего бизнеса в индустрии гостеприимства в российских регионах.
– Планируется ли подключить возможность заказа билета на культурные мероприятия в других странах?
– Мы абсолютно открыты к таким предложениям. Готовы и организационно, и технически. Безусловно, для нас важными параметрами мероприятий являются качество и надежность со стороны организаторов.
– В рамках выставки "Россия" РЖД представили свой проект метавселенной. Для чего холдингу нужен такой сервис?
– Наша метавселенная (а мы называем ее ВИАР – Виртульная иммерсивно-адаптивная реальность) – это новый способ коммуникации с аудиторией, прежде всего, с молодым поколением. Виртуальные средства коммуникаций активно развиваются. Есть виртуальные вселенные, в рамках которых пользователи не только играют, но и посещают концерты, выставки, другие культурные мероприятия. И мы к этому идем.
Виртуальное пространство станет хорошим инструментом для развития туризма, даст возможность показывать аудитории интересные места, путешествовать на виртуальных туристических поездах.
Нельзя забывать, что наша задача – обеспечить качественные услуги всем категориям наших граждан, включая тех, кто в силу обстоятельств не может физически посетить достопримечательность. Я говорю про людей с ограниченными возможностями. Метавселенная в будущем создаст такую возможность.
А для сотрудников, к примеру, опасных производств это будет возможность пройти обучение без риска для жизни и здоровья.
– Можно ли использовать метавселенную как цифровой полигон для проверки гипотез или каких-то новшеств в реальной жизни?
– По большому счету, метавселенная – это цифровое окно в сервисы компании. Зашел на Витебский вокзал, сел в поезд, в виртуальное купе, встретился с другими участниками метавселенной, провел, к примеру, видеоконференцию или посетил лекцию.
Большой потенциал у VR-решений в области медицины. Мы с нашим медицинским блоком сейчас прорабатываем создание технологии для нейрореабилитации, которая позволит людям восстанавливать двигательные функции с использованием виртуальной реальности.
– Что касается программного обеспечения, когда планируется завершить адаптацию ОС "Аврора" для рабочих гаджетов в РЖД?
– На самом деле "Аврора" уже используется в мобильных рабочих местах наших коллег из производственных подразделений. В числе первых были связисты. Эксплуатационный персонал РЖД использует несколько тысяч устройств с ОС "Аврора" в виде мобильного рабочего места для контролирующего обслуживания и ремонта объектов электросвязи. В устройствах проводников, которые используются для контроля посадки пассажиров в поезд, формирования внутренней отчетности и других служебных целей, также уже установлена эта операционная система. В следующем году "Аврору" планируем протестировать и в устройствах контроля посадки пассажиров в поезда "Ласточка" и "Сапсан" дирекции скоростного сообщения РЖД.
–В 2022 году компании столкнулись с большим количеством кибератак, РЖД не стали исключением. Насколько увеличилось количество атак в 2023 году?
– Если сравнивать 2023 с 2021 годом, количество кибератак выросло в четыре раза. В этом году также наблюдается рост: за первый квартал зафиксировано и нейтрализовано более одного миллиона атак на нашу инфраструктуру. И это почти на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кибератаки изменяются с точки зрения вектора и изощренности. И надо понимать, что те, кто хочет нанести урон, изобретают все новые и новые способы. Поэтому у нас выстроена эшелонированная, многоступенчатая система информационной защиты. У нас есть свои подразделения, которые отвечают за информационную безопасность, и мы пользуемся разработками специализированных компаний.
–Также с 1 января 25 года запрещается использовать иностранное ПО на объектах КИИ. На каком этапе сейчас разработка отечественной ERP-системы, которой занимается РЖД?
– В целом, могу сказать, что все планы, которые мы ставили на 2023 год, выполнены с точки зрения импортозамещения. Уверен, что в этом году тоже все плановые показатели выполним. Если говорить конкретно по ERP, то у нас есть два вектора: это перевод системы управления ресурсами РЖД на отечественную версию и деятельность по созданию национального стандарта систем управления ресурсами для крупных предприятий, в котором мы выступаем лидерами.
В апреле к нам присоединился Холдинг Т1 – одна из крупнейших российских технологичных компаний. Мы также плотно взаимодействуем с компанией 1С как с нашим технологическим партнером, который модернизирует свою платформу под наши требования.
И сейчас силами холдинга РЖД мы активно разрабатываем базовую функциональность системы. Уже запущены несколько функциональных блоков, поэтапно перевели на них наших пользователей. Полномасштабную разработку и пилотирование до конца следующего года должны завершить. Это будет нашим существенным вкладом в достижение стратегической цели государства – обеспечение технологического суверенитета.