"Российским железным дорогам" в этом году исполнится 20 лет, и компания к юбилею сделала гигантский скачок в обновлении пассажирских вагонов и введении новых сервисов: пассажиров по железным дорогам России перевозят современные пригородные составы и дальние поезда, а "зеленые электрички" стали ретропоездами для туристов. Останется ли плацкарт в отечественных поездах, почему немецкие "вагоны-шоколадки" едут на юг, будут ли дополнительные билеты на курорты, вернут ли курение в поездах, сколько еще лет проработают "Сапсаны", и что придет им на смену, появятся ли двухэтажная "Ласточка" и поезда с караоке и СПА, а также почему "скачут" интернет и связь в пути, в интервью РИА Новости рассказал заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. Беседовала Надежда Фролова.
– Дмитрий Владимирович, как вы считаете, удалось сделать плацкарт и электрички удобными для пассажиров?
– Каждый подвижной состав должен соответствовать определенной ситуации, своему времени, расстоянию, месту поездки. Электрички в 80-х годах полностью удовлетворяли потребности пассажира своего времени. Если говорить о современном подвижном составе, то, действительно, благодаря новым материалам, комплектующим, развитию промышленности, удалось сделать рывок в изготовлении нового подвижного состава. Современные поезда легче, экономичнее, долговечнее и отвечают современным запросам наших пассажиров, обеспечивая возможность предоставления всех возможных сервисов в пути, таких как Wi-Fi, интернет, зарядки, гаджеты, гигиена, питание и все, что с этим связано.
Сегодня некоторые электрички мы в процессе капитального ремонта переделываем в туристические ретропоезда. Например, в зимний период между Санкт-Петербургом и Выборгом ходил стилизованный туристический поезд "Лахта", в дни Грушинского фестиваля участников мероприятия из Самары и Тольятти к Мастрюковским озёрам доставлял "Грушинский экспресс". И, поверьте, они составляли достойную конкуренцию "Ласточкам", курсирующим по тем же маршрутам, были постоянно заполнены. Так, "Грушинский экспресс" вышел на линию после капитально-восстановительного ремонта. Внутри темно-зеленых вагонов сохранились знакомые многим с детства сиденья с деревянными рейками, присутствует декоративная раскладка на потолке и окнах и так далее. При этом новые окна, современная светодиодная система освещения вагонов, USB-розетки для зарядки гаджетов, кондиционер и биотуалеты.
– Вы сказали про Wi-Fi. Понятно, что качество интернета и сети зависит от вышек сотовых операторов и покрытия сети. Но пассажиры все равно жалуются РЖД на перебои в сети и в интернете. Можете сказать, когда на всей сети железных дорог будут хорошая связь и интернет?
– Это зависит не столько и не только от РЖД. Если бы сотовые операторы могли завтра по щелчку расставить вышки вдоль всей железной дороги, наверное, они бы это сделали. Значит, есть свои трудности в реализации этой работы. Но даже если расставить вышки – это не значит, что все будет работать. Примером может послужить история с "Сапсаном". Когда мы его запустили – вышки были поставлены вдоль всей линии Санкт-Петербург – Москва. Дальше начались проблемы иного характера. Вообще все перестало работать. Сигнал был мощный, одна вышка мешала другой. Сотовый телефон не понимал, как переподключаться между вышками на скорости 200 километров в час. Пришлось отдельно проводить работу по настройке этой сети. Это была непростая задача.
Сейчас можно, в том числе, пользоваться в поезде доступным контентом: посмотреть кино или ролики, послушать подкасты или лекции, почитать новости или книгу и так далее. Да, и на самом деле не так уже много мест, где покрытия нет. Но чем больше будет поездов, тем больше люди будут куда-то ездить. Если будет больше людей в этих локациях, операторы будут понимать, что в этом месте надо поставить вышки. Например, как это и происходит сейчас в Карелии.
– Если говорить о плацкарте, то на немецком это означает плата за место в поезде, а в России это название закрепилось за определенным видом класса обслуживания. У кого-то плацкарт – это прекрасные воспоминания из юности, а у кого-то – неприятные ассоциации. Планируют ли РЖД вообще избавляться от таких вагонов и названия? Была идея переходить на эконом, бизнес…
– Мне кажется, что плацкарт останется. Современные плацкартные вагоны уже не те, что были раньше, они стали более комфортными: оснащены кондиционерами, экологически чистыми санитарными комнатами с бесконтактным оборудованием, душем. А шторки, индивидуальное освещение, розетки для зарядки гаджетов позволяют пассажиру создать персональное пространство в вагоне.
– Не появятся ли в поездах, как предлагали общественники, специальные места для курения или вагоны для курящих?
– Нет, конечно.
– Какое-то время назад спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила убрать из вагонов ковровые дорожки, назвав их "пылесборниками". Не осталось таких старых ковров?
– Вопрос не в коврах, а в состоянии этих ковров и их обслуживании. Уже несколько лет мы используем современные материалы, прорезиненные поверхности.
– То есть старых ковров уже не осталось?
– В вагонах, которые находятся в постоянной эксплуатации, нет. В дополнительных, которые берем из резерва в периоды максимального спроса на перевозки, допускаю, что их можно встретить. Дело в том, что сейчас, в условиях растущего спроса на перевозки на юг, того количества вагонов, которые мы используем в обычное время, нам не хватает. Готовясь к лету, мы привели в порядок и вывели на линии все действующие пассажирские вагоны, которые в принципе есть у холдинга. Даже немецкие "Аммендорф" – так называемые "шоколадки". Это старенькие вагоны с купе, но соответствующие всем требованиям и нормам, в том числе безопасности. Там все работает, есть и кондиционеры.
– Билеты на них со скидкой продаются?
– Конечно, в таких вагонах всегда продаются билеты по другому тарифу – цена ниже.
– Пассажиры, кстати, пишут в интернете и говорят, что билетов на юг не хватает. Есть ли такая проблема и как будет решаться этот вопрос?
– Мы постоянно мониторим наличие билетов на востребованных направлениях и, при необходимости, увеличиваем количество мест в поездах за счет дополнительных вагонов, назначения дополнительных поездов, изменения периодичности курсирования существующих. Сейчас дополнительные поезда курсируют в Анапу, Новороссийск, Адлер, Кисловодск, Минеральные воды, Краснодар. Но, напомню, что в этом году наши возможности сильно ограничены масштабными работами по модернизации инфраструктуры в центральном транспортном узле. Тем не менее, делаем все возможное. Периодически добавляем поезда на юг и открываем продажу билетов с учетом возможности пропуска. Также разрабатываем новые маршруты из регионов к югу России. Вот, например, недавно назначили новый пассажирский поезд из Самары в Анапу. Это современный двухэтажный состав. Он следует с остановками в ряде крупных региональных центров, включая Саратов, Волгоград, Краснодар и другие.
Также мы наблюдаем рост спроса на перевозки в Абхазию. Поэтому в дополнение ко всем уже ранее назначенным поездам в июне мы запустили еще и "Ласточки" из Сочи в Гагру. Это очень удобный и комфортабельный поезд. Прилетев в аэропорт Сочи, пассажиры пересаживаются в "Ласточку" и едут к месту отдыха в Абхазии, при этом таможенный и пограничный контроль они проходят прямо в поезде.
– "Сапсаны" вернутся на маршруты в Нижний Новгород?
– Как я уже говорил, у нас ремонт инфраструктуры в Московском узле. Пока "Сапсаны" просто физически невозможно пропустить через Москву и невозможно принять на Курском вокзале. Давайте вернемся к этому вопросу после запуска МЦД-3 и МЦД-4. Тогда мы посмотрим, какая возможна оптимальная схема по пропуску поездов.
Но, я хочу подчеркнуть, что и сейчас у нас нет никаких проблем в перевозках между Москвой и Нижним Новгородом или между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. Пассажиров же, которые ездили на "Сапсане" по всему маршруту из Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратно, было не так много.
– Есть вообще шанс, что Siemens исполнит контракт по поставке последней партии "Сапсанов"?
– Думаю, что нет. Выполнение контракта шло по графику. Четыре поезда мы получили, и вопросов не было. Еще пять готовых поездов стоят на заводе или в порту. Siemens не может их отправить, потому что существуют санкции ЕС, которые не позволяют поставлять инновационный подвижной состав в Россию. Выполняет ли Siemens контракт? Они его практически выполнили, но возникли другие причины, которые от компании не зависят, а зависят от руководства Евросоюза, просто заблокировавшего поставку. Я думаю, если когда-то будет принято решение отменить санкции, все это откатить назад, наверняка, Siemens захочет эти поезда РЖД поставить. Другой вопрос, захотим ли мы их брать? Может быть, к тому времени мы уже сами начнем высокоскоростные поезда делать.
– Например, в авиации говорят, что иностранные самолеты, которые сейчас есть в России, мы сможем эксплуатировать до 2030 года. Сколько сможем эксплуатировать "Сапсаны"?
– Срок службы "Сапсанов" – 30 лет. У нас немного все-таки другая идеология, чем в авиации, где запасные части меняются, исходя из выработанных часов, налета, взлета-посадки и так далее. Менять мы должны только расходники: колесные пары, цельнонакатанные колеса, некоторые комплектующие от токоприемника, масла, смазки и подшипники. Но, во-первых, запас этих элементов на первую партию был вперед чуть ли не на 30 лет. Они лежали на складах, ими мы сейчас и пользуемся. Мы эксплуатируем поезда, обеспечиваем их безопасность и надежность. При этом понимаем, какие узлы через какое-то время потребуют дополнительного внимания. Все они находятся в процессе локализации. Уже локализовано примерно 60-70% этих узлов. То есть мы можем в любой момент российские комплектующие поставить. Причем, их выпускает не один, а нескольких наших производителей. Например, сейчас проходят сертификацию подшипники.
– Комплектующие, которые для "Сапсанов" начали локализовать российские предприятия, уже используются при техобслуживании?
– Частично. Например, это смазки и масла, подшипники и колеса. Сейчас локализуются даже тяговые двигатели. Причем это как бы про запас. В принципе тяговые двигатели не должны выходить из строя, но мы считаем: пусть у нас в запасе будут. Плюс будет компетенция, которую потом можно применить на нашем новом скоростном поезде.
– С поставками электроники для "Сапсана" нет проблем?
– "Сапсан" сделан достаточно надежно, и с 2009 года не было такого, чтобы электроника вышла из строя и нужно везти новые блоки. Может быть, это и начнется условно еще через 10 лет. Но к тому времени мы уже точно будем готовы.
– Техобслуживанием "Ласточек" и "Сапсанов" с лета 2022 года занимается российская компания – "внучка" РЖД. Нет проблем с обслуживанием этих поездов? Там сейчас работают специалисты, которые и раньше участвовали в процессе?
– С обслуживанием все нормально. Изначально им занималась российская компания под руководством Siemens. Сегодня весь обслуживающий поезда технический персонал Siemens переведен в новую отечественную компанию. Он продолжает выполнять те же самые функции. Никаких проблем нет. Мы продолжаем работать и справляемся со всеми задачами.
– Как удалось так быстро создать полностью отечественную "Ласточку" и почему рабочее название "Восток"?
– Изначально, когда производили "Ласточку" еще вместе с Siemens, существовала очень большая потребность в отдельном типе этого поезда переменного тока с возможностью высадки на низкие платформы, которые очень распространены за Уралом. Поэтому мы поставили задачу "Уральским локомотивам" разработать поезд для эксплуатации на востоке России. При этом пассажиры, которые будут ездить в этих поездах, не должны платить за функционал, который не нужен. То есть за схему постоянного тока. Мы предложили заводу сделать "Ласточку" для Восточной части России. Так и появилось рабочее название "Восток". После ухода компании Siemens из российского проекта завод "Уральские локомотивы" стал самостоятельно дальше разрабатывать этот поезд. Поскольку производство выпускаемых совместно с Siemens "Ласточек" (назовем их 1.0), по сути дела, прекратилось, было решено не ограничиваться "Ласточкой" только для Востока, а сделать полностью свою собственную. Теперь у нас будет "Ласточка", которая на 100% с запчастями из России и сделана в России. Я бы, все-таки, применял слово "Восток" к той первой задумке. А эту новую пока будем называть "Ласточка 2.0".
– Где планируется эксплуатировать первые новые "Ласточки"?
– Самым логичным вариантом мы считаем Урал, возле города Екатеринбург. Потому что рядом есть завод-производитель, который всегда может вылечить "детские болезни", либо помочь с эксплуатацией.
– Во времена работы с Siemens с "Уральскими локомотивами" обсуждалось создание двухэтажных "Ласточек". Что с этим проектом?
– Если мы победим сейчас "Ласточку 1.0" и сделаем "Ласточку 2.0", то потом придем, конечно же, опять к логике изготовления этого поезда в два этажа. Двухэтажная "Ласточка" планировалась как конструктор. То есть схема вагона, стеновые панели и все остальное разрабатывалось так, чтобы можно было оборудовать ее внутри по желанию заказчика. Например, для пригородных компаний – с сидячими местами, для дальнего следования – со спальными купе и так далее.
– РЖД последние годы активно развивают турпоезда. Планирует ли холдинг такие составы, скажем, со стеклянным потолком, СПА или открытой площадкой?
– РЖД уже разработали экскурсионный "обзорный вагон" для ретро и туристических поездок по видовым маршрутам. В конце мая Воронежский вагоноремонтный завод – филиал АО "Вагонреммаш" – передал нам первый такой вагон. Еще два будут готовы в самое ближайшее время. Первый "обзорный вагон" включен в состав туристического поезда на паровозной тяге "Ладожская Нерпочка", который с июня курсирует по маршруту Сортавала (вокзал) – Сортавала о.п. Валаамский причал. Всех секретов и планов производителей и заказчиков раскрывать не буду, но можно рассказать, что в разработке есть такие вагоны как СВ с душем, "вагон-СПА", вагон "Тренажерный зал", "Бар-караоке" и "Кукольный театр – кинотеатр".
– РЖД пару лет назад говорили, что первые вагоны с местами-капсулами повезут пассажиров в 2023 году? Эти сроки в силе?
– Ситуация с того времени изменилась. Конечно же, работа в этом направлении ведется, но сроки по понятным причинам изменились. Сейчас производители подвижного состава восстанавливают производство вагонов ранее уже выпускавшихся, но с новыми, полностью российскими, комплектующими. Поезд состоит из ряда элементов, некоторые из которых были импортные. Просто взять и поставить вместо них российские элементы невозможно. Это циклы испытаний, определенные требования, получение сертификатов. Эти циклы иногда затягиваются по времени. Ожидаем, что в четвертом квартале будет готов полностью российский двухэтажный поезд. Потом наладим производство и полностью российских капсульных вагонов. От этой идеи мы не отказываемся.
– Испытывают ли в целом российские производители пассажирских поездов проблемы с дефицитом импортных комплектующих для выпуска пассажирских поездов?
– На начало 2022 года уровень локализации производства пассажирских вагонов локомотивной тяги составлял 85-94% в зависимости от модели. В прошлом году ФПК и Тверской завод начали работу по импортозамещению в конструкциях пассажирских вагонов. В первую очередь речь идет об электрооборудовании и установках кондиционирования воздуха. Сейчас для почти 97% импортных комплектующих подобраны качественные аналоги отечественного производства. Оставшаяся часть изделий имеется на складах поставщиков на территории России.
Уровень локализации отечественных скоростных поездов "Ласточка" порядка 90% и говорить о каком-либо существенном дефиците комплектующих для производства поездов не приходится. В планах – дальнейшее повышение уровня локализации и полный уход от импортной зависимости. Наша ключевая задача ездить на отечественных скоростных и высокоскоростных электропоездах, и в этом направлении сейчас ведется большая работа.
– Сейчас очень много внимания уделяется беспилотным технологиям. Тестируется на МЦК "Ласточка". Когда беспилотные пассажирские поезда могут появиться на дальних маршрутах?
– Такие технологии для железнодорожного транспорта разрабатываются впервые и имеют право на существование при гарантии безопасности и доказанности заявленных эффектов. На МЦК это стало возможным с учетом особенностей инфраструктуры, компактного расположения, наличия периметрального ограждения, ограничивающего доступ на пути. Все эти факторы, конечно, отличаются от специфики дальних маршрутов. Поэтому говорить о запуске беспилотных поездов на дальних маршрутах пока преждевременно.
– РЖД недавно стали переходить на печать билетов на чековой ленте вместо привычных бежевых бланков. Будет ли вообще отказ от бумажной формы билета?
– Мы делаем покупку билетов на поезда максимально удобной и доступной для пассажиров, предлагаем им пользоваться электронными сервисами и покупать билеты в три клика. Идеально вообще отказаться от бумажных билетов. Я не понимаю, для чего они некоторым людям необходимы. Сейчас человек, купив билет, может просто прийти к своему поезду, показать паспорт и все. Если же билет нужен для отчета по командировке, то при покупке в кассе выдается распечатка с чековой ленты перевозчика и фискальный чек, а если билет покупается онлайн на сайте РЖД или в приложении "РЖД Пассажирам", то билет предлагается распечатать или прислать на электронную почту, также на почту высылается и фискальный чек.
– Неоднократно замечала, что вы лично отправляетесь в первый рейс при запуске какого-либо нового маршрута вместе с остальными пассажирами. Зачем?
– Потому что надо посмотреть, как все работает, пообщаться с пассажирами и узнать их мнение о новом маршруте или сервисе, чтобы при необходимости, принять какие-то корректирующие меры. Например, после некоторых первых поездок коренным образом корректировалось расписание поездов. Запускали, например, "Нерпочку" в Сортавале, и две женщины едва успели на нее с "Ласточки", прибывшей из Санкт-Петербурга. Стыковка была хорошо продумана, но туристы – это особый вид пассажиров. Они едут за впечатлениями от новых локаций. Их отдых начинается в поезде, попадая в который, они забывают про контроль времени. А потому и на пересадку им нужно больше времени, чтобы успеть сфотографироваться, купить сувениры, воду и так далее. Это банальный пример, и таких – миллион.
– У РЖД разнообразный модельный ряд пассажирских поездов в парке. Но столкнулась с тем, что в детских магазинах или маркеплейсах не продаются игрушечные пассажирские поезда, которые ездят в России. Есть ли в планах компании запустить продажу таких игрушек?
– Мы подумаем.