ХАБАРОВСК, 21 июл — РИА Новости. За год работы Михаила Дегтярева в Хабаровском крае наметились сдвиги в ситуации с диагностикой и лечением коронавируса, регион получил деньги на строительство объектов инфраструктуры и дорог, подготовился к пожарам и паводкам, считают опрошенные РИА Новости эксперты. При этом перед временно исполняющим обязанности губернатора остается много нерешенных задач, в первую очередь, это модернизация здравоохранения и привлечение инвестиций.
Владимир Путин назначил члена ЛДПР Дегтярева врио главы региона 20 июля 2020 года, на следующий день он прилетел в Хабаровск, где его представили правительству.
Медицина и здравоохранение
Дегтярев получил предложение возглавить Хабаровский край в условиях пандемии коронавируса, когда регион лидировал по количеству заболевших в стационарах, была серьезная нехватка медтехники. Одна из первых тем, которые он поднял на встрече с президентом, — сложная ситуация с заболеваемостью. Дегтярев попросил Путина помочь с поставкой аппаратов ИВЛ, уже 28 июля они поступили в регион.
Эксперты отмечают, что спустя год в Хабаровском крае отмечается постепенный выход на плато по заболеваемости COVID-19, но, несмотря на стабилизацию, темпы по-прежнему остаются на высоком уровне.
"Уже в прошлом году мы увидели, что стационары, которые работают с пациентами с новой коронавирусной инфекцией, оснащены и КТ, и кислородными концентраторами. Краем были закуплены экспресс-тесты, тогда с высоким напряжением работали лаборатории для ПЦР-исследований. Чтобы оказывать помощь, быстрее диагностировать, из резервного фонда были закуплены реактивы, чтобы этот процесс убыстрить, разгрузить работников лабораторий. Это позволило оказывать медпомощь, ставить диагнозы, обеспечивать лекарствами амбулаторных пациентов или госпитализировать с уже подтвержденным диагнозом COVID", — вспоминает главный врач Краевой станции переливания крови, председатель общественного совета Минздрава региона Оксана Кожемяко.
Хабаровский край также включился в программу модернизации первичного звена здравоохранения, за пять лет начиная с 2021 года на эти цели будет выделено свыше восьми миллиардов рублей. По программе закупят 600 единиц медоборудования, построят 40 новых объектов, в том числе две поликлиники, 28 ФАПов и девять амбулаторий. Как отмечает Кожемяко, основная задача руководства региона сейчас — реализовать все выделенные средства.
По словам председателя общественного совета, одной из главных проблем отрасли остаются кадры — медиков в регионе традиционно не хватает.
"Это серьезный вопрос, над этим власти работают в части целевой подготовки кадров и создания условий труда, ремонта и закупки оборудования, закупки транспорта для первичного звена", — говорит она.
Эксперт отмечает, что увеличилось число бюджетных мест для целевой подготовки в медицинском университете и медколледже, это может привести в отрасль здравоохранения дополнительно еще сотню медиков через три года.
"Среди задач — оснащение больших стационаров тяжелым крупным оборудованием, оно у нас изношенное. Край решает вопросы и покупает в том числе УЗИ-аппараты, КТ, рентген-аппараты, маммографы. Сегодня стоит большая задача — проводить углубленную диспансеризацию пациентов, которые перенесли коронавирус. Идет ряд исследований, которые можно провести не во всех поликлиниках. Поэтому вопрос нужно будет решать, и он на сегодня решается. Также важна работа с районами края, обеспечение и поддержание доступности медпомощи там, работа с санавиацией", — резюмировала Кожемяко.
Летом 2021 года Хабаровский край, как и многие другие регионы, столкнулся с нехваткой вакцин от коронавируса, этот вопрос был оперативно решен.
Строительство жилья
За год работы Дегтярева в регионе увеличился объем строительства жилья, власти занимаются дольщиками, в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре начали приводить в порядок придомовые территории. За первое полугодие 2021 года введено в строй 122,6 тысячи "квадратов" — это в 2,7 раза больше, чем за тот же период 2020 года. Перед властями строит задача ввода миллиона "квадратов" жилья к 2025 году.
Как рассказал РИА Новости председатель межрегионального отделения "Деловой России" по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, за последний год в крае появились крайне амбициозные инвестиционные проекты в сфере жилищного строительства на миллионы квадратных метров.
"Идет решение серьезных инфраструктурных задач, нацеленных на поиск и ввод новых площадок в строительный оборот. Ранее был их жесткий дефицит, сейчас идет движение в сторону ввода новых земельных участков для строительства жилья. Чтобы все это реализовать, нужно продолжать системную деятельность", — отметил собеседник агентства.
По его словам, сейчас перед властями края стоит задача увеличения количества земельных участков под жилищное строительство, оснащенных социальной и инженерной инфраструктурой.
"Есть вновь возникшие проблемы, которые нужно решать. Сейчас появилась проблема приаэродромных территорий — ограничивается этажность застройки. Это первоочередная задача, которую необходимо на сегодня решить. Без этого не приходится говорить о каких-то существенных объемах строительства. Решить этот вопрос нужно на федеральном уровне с Росавиацией. На сегодняшний день количество строек, не получивших вовремя разрешение на строительство, превысило 100 тысяч квадратных метров — это проекты, которые тормозятся из-за того, что возникла ситуация с аэродромными территориями", — отметил Грось.
Он уточнил, что власти Хабаровского края и полпредство предпринимают активные действия в этом направлении. Также решается вопрос с обманутыми дольщиками.
"Количество проблемных объектов уменьшается. По данным Фонда защиты прав обманутых дольщиков, объекты достраиваются, количество дольщиков, попавших в такую ситуацию, уменьшается. Думаю, что в ближайшие годы будет полностью вопрос закрыт", — резюмировал Грось.
Дороги и транспортный налог
В последнее время в регион начали поступать серьезные федеральные средства на ремонт и строительство дорог, также было уделено внимание автомобилистам края. По инициативе врио губернатора региональная Законодательная дума приняла поправки в закон о региональных налогах в части снижения транспортного налога с 1 января 2021 года. Для автомобилей старше трех лет он снизится на 11 процентов, старше десяти лет — на 29 процентов. Снижение ставок затрагивает 96 процентов автомобилистов в Хабаровском крае. Кроме того, для многодетных семей ставку на автомобиль мощностью до 200 лошадиных сил снизили в два раза.
Кроме того, по нацпроекту "БКАД" в 2021 году Хабаровский край получил из федерального бюджета 1,365 миллиарда рублей. На эти средства региональные власти планируют отремонтировать 138 объектов в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, девять из них уже сданы, на 58 объектах работы еще ведутся, семь — готовят к сдаче.
Дегтярев договорился о выделении финансирования на ремонт одной из самых проблемных дорог — между райцентрами Ванино и Советской Гаванью. В этом году специалисты уже провели ямочный ремонт на ряде участков. Еще дополнительно 320 миллионов рублей из федерального бюджета было решено выделить на эту дорогу после встречи Михаила Дегтярева с заместителем председателя правительства Маратом Хуснуллиным. Эти средства позволят отремонтировать еще 9,9 километра трассы.
В июле премьер Михаил Мишустин поддержал просьбу Дегтярева о предоставлении дополнительного финансирования из федерального бюджета на ремонт дорог в регионе. Таким образом, выделено дополнительно 800 миллионов рублей, что позволит начать работы на дорогах Ванино — Советская Гавань, Чегдомын — Новый Ургал, Комсомольск-на-Амуре — Березовый — Амгунь — Могды — Чегдомын, отремонтировать подъезд к селу Мухен и улично-дорожную сеть Ванино.
"В последние годы денег на транспортную инфраструктуру краю не выделялось, были только средства на автодорогу Ургал — Комсомольск-на-Амуре. Сейчас начали поступать большие деньги на автодороги. Видно, что врио губернатора старается", — сказал РИА Новости эксперт в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора в железнодорожной отрасли Владимир Кохан.
Он отметил: несмотря на начало работ по ремонту дорожной сети в регионе, задач остается еще много. Например, в крае есть территория с большими запасами золота и олова, и важно обеспечить ее транспортную доступность.
"От железнодорожной станции Постышево на север до Тугура, а оттуда — на Чумикан. Это белое пятно. Сегодня важно оживить этот район: там огромные залежи, большие кладовые — олово, золото; там можно сделать санатории, чтобы люди туда заехали и жили там", — отмечает собеседник.
По его словам, важная задача для региона — сделать автодорогу от железнодорожной станции Селихин и до станции Монгохто.
"Люди пешком ходят по 30-40 километров. Поезд там ходит один раз в сутки. Это тормозит и обслуживающие предприятия. В районе живет много людей, избирателей — они все сейчас, по сути, находятся в резервации", — добавил эксперт.
Борьба с паводками и пожарами
Дегтярев с начала своей работы в Хабаровском крае занялся подготовкой к борьбе с лесными пожарами, из федерального бюджета на эти цели было привлечено 351,7 миллиона рублей, дополнительная техника была закуплена по региональному проекту "Сохранение лесов".
"Что касается пожаров, который год в крае не такая напряженная ситуация, тем не менее губернатор в курсе дел по пожароопасной обстановке. Инфраструктура выстроена. Отмечу, что он поднял статус комитета лесного хозяйства, ранее это было управление лесами, комитет — это статус выше. Это хорошо, край у нас большой, лесистый", — сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник ФБУ "ДальНИИЛХ", кандидат биологических наук Алексей Орлов.
Он отметил, что к паводку в этом году регион также был готов, руководство оперативно приняло все соответствующие меры, сейчас угроза уже миновала.
"Строятся дамбы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, чтобы последствия от паводка были не такими трагическими, как, например, в 2013 году", — заключил Орлов.
Привлечение инвестиций
В части развития экономики региона и привлечения инвестиций Дегтярев сделал акцент на работе с небольшими проектами, считает советник научного руководителя Института экономических исследований ДВО РАН, кандидат экономических наук Олег Рензин.
"Экономика — штука крупная, инерционная, и с точки зрения стратегии отношений с экономикой у Дегтярева была правильная позиция — стратегия малых дел. Он не занимался крупными пафосными проектами, он занимался решением небольших проблем. Дегтярев выбрал теорию рассмотрения и реализации малых проектов, а их было много, и это, пожалуй, хорошо. Создается платформа, чтобы разговаривать с инвесторами, чтобы выставлять профессионально проработанные позиции. Это очень важно", — сказал Рензин РИА Новости.
Такая стратегия принесла свой результат: по итогам 2020 года по темпам роста инвестиций край занял первое место среди регионов ДФО — 124,7 процента в сравнении с 2019 годом.
За прошлый год реализован ряд крупных проектов. Так, в 2020 году завершено строительство первого этапа и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино, ТЭЦ в Советской Гавани, завода по производству водосточных систем из ПВХ в Хабаровске, создано комплексное деревообрабатывающее предприятия ООО "Восточная торговая компания", модернизирована Солнечная обогатительная фабрика, создан Производственно-логистический центр на территории индустриального парка "Авангард". На эти проекты привлечено более 68 миллиардов рублей инвестиций.
В этом году в крае реализуются крупные инвестиционные проекты, в том числе идет освоение Малмыжского месторождения медно-порфировых руд, строительство второй очереди Амурского гидрометаллургического комбината, строится аквапарк в Хабаровске, восточный полигон БАМ (ОАО РЖД) и другие объекты.
К запуску готовится проект "Роснефти" в партнерстве с Exxon Mobil Corporation по созданию завода по производству сжиженного природного газа в районе порта Де-Кастри. Ожидается, что инвесторы вложат туда более 12 миллиардов долларов. Также "КинроссГолд" планирует создание горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении "Чульбаткан", стоимость проекта оценивается в 500 миллионов долларов.