ВАШИНГТОН, 20 янв – РИА Новости. Администрация Дональда Трампа намеренно вышла из ряда основополагающих договоров, в том числе с Россией, так, чтобы в них было сложно вернуться, но снижение напряженности в отношениях с Москвой и Пекином должно быть в числе приоритетов новых властей, считает профессор истории международных отношений США Сиракьюзского университета Осама Халил.
Единственное, но без гарантий
"Единственным положительным достижением можно назвать мирное соглашение между Соединенными Штатами и "Талибаном". Переговоры об этом периодически велись при разных администрациях. Тот факт, что администрация Трампа хотела вести и довести до конца переговоры и начать вывод войск из Афганистана, я считаю положительным", - сказал он РИА Новости.
В то же время, отметил он, власти Афганистана остались за бортом этих переговоров, и это может затруднить реализацию соглашения.
"Так что в этом есть и положительная сторона, но, с другой стороны, там много пространства для того, чтобы администрация Байдена успешно проигнорировала эти договоренности", - добавил Халил.
Вместе с тем он не согласился, что Авраамские соглашения о нормализации отношений Израиля с рядом арабских стран можно считать достижением Трампа.
"Неправильно называть это соглашениями о мире. Это соглашения о нормализации отношений. Ни у одной из этих стран нет общей границы с Израилем, они не находятся в состоянии войны с Израилем. И, возможно, самое важное, что как минимум три из них (оставим Судан в стороне, это особый случай) – ОАЭ, Марокко и Бахрейн – имеют давние связи с Израилем, которые они поддерживали тайно", - пояснил собеседник агентства.
Изъян этих соглашений в том, что они заключены при сохранении оккупации палестинских территорий, а палестинцы так и остаются без своего государства или даже обещаний о его создании, а соглашения фактически закрепили эту ситуацию, считает Халил. Соглашение с Марокко он называет в этом смысле худшим из них, так как оно также включало признание Вашингтоном суверенитета Марокко над Западной Сахарой.
"Один из плюсов этих соглашений для Соединенных Штатов – это увеличение продаж вооружений странам Персидского залива, где и так большое количество оружия и большая напряженность. Часть этого также сдерживание Ирана", - добавил он.
Опасное наследие
В общем и целом внешнеполитическое наследие Трампа он назвал "негативным и довольно опасным".
"Администрация Трампа открыла дверь таким организациям, которые еще при администрации Буша рассматривались как неприкасаемые: Фонд защиты демократий, ряд других исламофобских организаций. Это послужило не только распространению их аргументов, но и имело непосредственное влияние на политику, что выразилось, например, в запрете на въезд в США (в 2017 году Трамп своим указом ввел ограничения для граждан Ирана, Ирака, Ливии, Судана, Сомали, Сирии и Йемена, этот указ еще называют "Запретом на въезд мусульман" - ред.) и том, как администрация проводила свою политику", - сказал Халил.
Однако, отметил он, администрация Трампа в отличие от прежних администраций не развязала новую войну, за что ей можно отдать должное.
"Но она не завершила войну в Сирии, не завершила свою вовлеченность в ситуацию в Йемене, в Африке", - добавил эксперт.
При этом был убит иранский генерал Касем Сулеймани, что, считает Халил, совершенно не было необходимо и лишь привело к росту напряженности.
Провал с Ираном
Политику максимального давления на Иран Халил считает провальной. По его словам, беспокойство должно вызывать и то, что после убийства Сулеймани и с началом пандемии коронавируса СМИ сообщали, что в администрации на высоком уровне – госсекретаря Майка Помпео и советника по национальной безопасности Роберта О"Брайена – звучали призывы использовать пандемию, чтобы нанести удар по Ирану, "наказать его и усилить трения".
"Считалось, что мы можем нанести удар по Ирану, они будут не в состоянии ответить, и режим падет", - сказал Халил.
Он обратил внимание на то, что источником утечки информации в газеты тогда был Пентагон.
"То есть у вас Пентагон против наращивания напряженности, а госдепартамент на удивление за", - отметил эксперт.
Убеждение Помпео в том, что правящий режим в Иране постоянно находится на грани коллапса, несмотря на любые свидетельства обратного, и что для его свержения достаточно нанести удар, Халил назвал смешным.
Обратный эффект
По его словам, политика США привела к укреплению позиций сторонников жесткой линии в Иране, который при этом стремится просто к тому, чтобы получить признание на международной арене и не быть в статусе изгоя. Тегеран видит свое будущее в укреплении отношений с Востоком, а не Западом, и это видно по его торговле с Китаем и Россией после выхода США из СВПД, добавил эксперт.
"Посмотрите, что было до СВПД. Китай и Россия не были готовы жертвовать своими отношениями с США ради Ирана", - продолжил Халил.
Но торговые войны и ряд политических шагов в отношении Китая, таких как поддержка протестующих в Гонконге, отказ признать претензии Пекина в Южно-Китайском море, привели к тому, что Китай готов обходить санкции и расширять связи с Тегераном, считает он.
По его мнению, Иран, возможно, был бы готов на некоторые шаги, такие как разрыв связей с "Хамас", уменьшение отношений с "Хезболлой" и даже отказ от поддержки Башара Асада, хотя и не уход из Сирии. Но убийство Сулеймани было ясным сигналом, что нормальные отношения с Вашингтоном невозможны, что опять ориентирует Иран на Восток и ряд европейских стран, таких как Франция или Германия, сказал Халил.
При этом он выразил уверенность в том, что Иран заинтересован в СВПД, так как не хочет санкций, хочет торговать с Европой и не желает возможных санкций на торговлю с Россией и Китаем.
Уход с гарантией
"Администрация Трампа не просто вышла из СВПД, Договора об открытом небе, Договора о РСМД. Она предприняла шаги, чтобы Соединенным Штатам гарантировано было сложно туда вернуться. Например, в случае с Договором об открытом небе они начали разбирать самолеты, которые использовались для этого", - сказал эксперт.
По его мнению, это было сделано намеренно, чтобы следующая администрация не смогла легко откатить это назад.
Хотя ранее администрации и оставляли своим преемникам проблемы, но на таком уровне, когда выходили из основополагающих договоров с многолетней историей, таких как ДРСМД, и потом начинали гонку вооружений, это никогда не происходило, добавил он.
"Это очень усложняет не только возврат в этот договор, но и выработку нового. Так что здесь в общем и целом наследие негативное", - сказал собеседник агентства.
Потому что не Трамп
Отношения с европейскими странами будут как раз тем, что администрации Байдена наиболее просто восстановить.
"Европейские страны не привыкли к тому, чтобы их принижал на международной арене президент США. Примут ли они Джо Байдена? Уверен, что да, просто потому что он не Дональд Трамп. Будут ли они также осторожничать в том, чтобы следовать в будущем за США, это, пожалуй, один из вопросов в наследии Трампа", - сказал Халил.
Главными проблемами в последнее время между США и Европой он называет войны таможенных пошлин и давление на союзников в вопросе увеличения финансирования нужд НАТО.
Кроме того, настоящей проблемой для союзников в Европе стал выход Вашингтона из ДРСМД, так как он был гарантом неразмещения ядерного оружия и предотвращения ядерной войны для Европы.
Еще одной проблемой для многих европейских стран он назвал рост националистических настроений, и Трамп тоже сыграл в этом роль, считает Халил.
"Хотя обычно об этом говорят как о внутренней проблеме, мы видим, что многие силы, которые стояли за Трампом и поддерживали его, тоже придали этому популярность в Европе. И в этом мы тоже увидим больше напряженности в следующие четыре года", - сказал он.
США и Россию ждет рост напряженности
"Думаю, это будет интересное время. Если посмотреть, кого выбрал Байден по линии национальной безопасности и в государственный департамент, эти люди очень критиковали Россию и Владимира Путина. Не предвижу, чтобы администрация Байдена поддерживала тесные отношения с Москвой. И я уверен, что будут трения, особенно вокруг вопросов хакерства, этой новой гонки вооружений, Украина, Сирия", - сказал он.
По словам собеседника агентства, ранее в СМИ была целая информационная волна о якобы связи Трампа с Россией. Это, по его мнению, делалось по большей части ради рейтингов и апеллировало к "мышлению времен холодной войны среди демократов".
"Что, честно говоря, может помочь, так это то, что администрация Байдена может быть слишком отвлечена на борьбу с коронавирусом и экономику, а также работу с Ираном. Но в ближайшие два года, я думаю, будет рост напряженности между Соединенными Штатами и Россией", - добавил Халил.
Потенциальное продление СНВ-3 могло бы частично снять напряженность в нынешних отношениях двух стран, считает он.
"Но я не уверен, насколько это входит в повестку дня Байдена", - сказал Халил.
Главное — COVID
Первоочередной задачей новой администрации он считает борьбу с пандемией коронавируса.
"Это означает, что Соединенные Штаты должны оказать поддержку ВОЗ, увеличить ее финансирование", - сказал он.
Эксперт напомнил, что Вашингтон урезал финансирование на работу центров раннего предупреждения об эпидемиях и появлении новых вирусов на ранней стадии, в том числе в Китае.
"Во-вторых, это работа с проблемой изменения климата. Предпосылки таковы, что Парижского соглашения может быть недостаточно. Но вернуться в Парижское соглашение очень важно", - продолжил Халил.
На третье место он поставил вопрос иранской ядерной программы.
"Четвертое и пятое касаются отношений с Россией и Китаем, выстраивания их таким образом, чтобы снизить напряженность вокруг торговых войн, вокруг новой гонки вооружений, вместо того чтобы двигаться к новой холодной войне, о чем мы, если честно, много слышим в вашингтонском истеблишменте", - сказал эксперт.