Рейтинг@Mail.ru
Дизель-электроход "Булгария" - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дизель-электроход "Булгария"

© РИА Новости / Вадим Китаев | Перейти в медиабанкТеплоход "Булгария" во 2-ю годовщину трагедии в затоне имени Куйбышева неподалеку от села Сюкеево в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Архив
Теплоход Булгария во 2-ю годовщину трагедии в затоне имени Куйбышева неподалеку от села Сюкеево в Камско-Устьинском районе республики Татарстан. Архив
Читать ria.ru в
Подробнее о Дизеле-электроходе "Булгария" читайте в справке РИА Новости.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель-электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800). Был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (в Чехословакии, с 1993 года город находится в Словакии).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1,9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырехтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров, максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.

Дизель-электроход имел класс Речного регистра: "О" (внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не выше семи баллов).

Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы.

На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель-электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии — древнего государства на территории современного Татарстана.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем было передано в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство"). Порт приписки — Пермь.

В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгарию") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.

В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования теплохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке.

В 2006 году теплоход прошел доковый ремонт, и в 2007 году его вновь спустили на воду. Cудно эксплуатировалось различными турфирмами для организации речных круизов.

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в том же году был сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан). Судно ходило по водохранилищам и крупным озерам бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

Срок эксплуатации дизель-электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года теплоход отправился в двухдневный рейс по маршруту Казань — Болгар — Казань со 163 пассажирами и 38 членами экипажа на борту. 10 июля 2011 года "Булгария", вышедшая из Болгара в штормовую погоду, в считанные минуты затонула в трех километрах от берега на глубине

17-20 метров в районе села Сюкеевский взвоз Камско-Устьинского района Татарстана. Теплоходу не хватило до спасительной мели, где его верхняя палуба осталась бы над водой, примерно 50 метров и нескольких секунд. Из 201 человека, находившегося на борту (включая пассажиров и членов экипажа) выжили только 79, погибли 122 человека, в том числе 28 детей.

Мимо плотов с уцелевшими людьми прошли сухогруз "Арбат" и буксир "Дунайский-66", которые не оказали помощи терпящим бедствие. Примерно через два часа оставшихся в живых пассажиров и членов экипажа "Булгарии" спас экипаж теплохода "Арабелла", следовавшего по тому же маршруту.

12 июля в России был объявлен днем национального траура по погибшим.

Поисково-спасательная операция в районе крушения продолжалась 16 суток. Последних погибших спасатели извлекли из кают "Булгарии" утром 25 июля, когда судно уже было поднято со дна Куйбышевского водохранилища и отбуксировано на мелководье. Последняя жертва была опознана лишь 17 августа 2011 года.

Расследование дела продолжалось около двух лет, в мае 2013 года начался судебный процесс. Уголовное дело составило 100 томов, было допрошено более тысячи свидетелей, проведено более 250 различных экспертиз, потерпевшими были признаны более 200 человек, порядка 50 из них подали иски о возмещении морального вреда на сумму 202 миллиона рублей.

Как установили следствие и суд, в навигацию 2011 года "Булгария" выполнила семь рейсов, практически в каждом происходили поломки. Восьмой, когда судно в условиях шторма шло лишь на одном двигателе, с неисправной осушительной системой, отказавшим в ходе рейса топливным насосом, со статическим правым креном и открытыми иллюминаторами, стал последним.

Московский районный суд Казани 7 июля 2014 года приговорил гендиректора ООО "АргоРечТур" Светлану Инякину, старпома "Булгарии" Рамиля Хаметова, начальника Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирека Тимергазеева, бывшего главного госинспектора этого же отдела Владислава Семенова, старшего эксперта Камского филиала Росречрегистра Якова Ивашова к срокам от 5 до 11 лет колонии общего режима. Ивашов был освобожден в зале суда, поскольку ввиду возраста (65 лет) и назначенного наказания (пять лет) попал под амнистию. В результате рассмотрения дела в апелляционной инстанции коллегия Верховного суда Татарстана в апреле 2015 года смягчила наказание Инякиной, которой окончательно назначено 9,5 лет лишения свободы, и ужесточила наказание Ивашову — до 5,5 лет заключения. Ивашов был арестован и направлен к месту отбывания наказания.

За неоказание помощи терпящим бедствие были также осуждены капитаны сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский-66" Александр Егоров. Им было назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

Теплоход "Булгария" сначала был отправлен в док ЗАО "Ремонтная база флота им. Куйбышева" Камско-Устьинского района Татарстана (поселок Куйбышевский Затон), а затем, как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении, передан под охрану судовладельцу — "Камскому речному пароходству" и отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

После окончания следствия судовладелец отказался оплачивать услуги по утилизации судна из-за чего "Булгария", брошенная без присмотра, затонула второй раз, но уже в затоне и без жертв. В феврале 2016 года теплоход был утилизирован.

Мемориал в память о погибших на теплоходе "Булгария" был открыт в первую годовщину трагедии 10 июля 2012 года на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско-Устьинского района Татарстана. Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала