24 ноября 2015 года российский самолет Су-24 потерпел крушение в Сирии. Президент России Владимир Путин сообщил, что самолет был сбит ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией и упал в Сирии в 4 километрах от границы с Турцией.
Владимир Путин назвал этот инцидент "ударом в спину" со стороны пособников террористов".
Генштаб РФ заявил, что, по точным данным объективного контроля, бомбардировщик границу с Турцией не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО.
По сообщению Генштаба РФ, в районе действий российской авиации проводится операция сирийских правительственных войск по уничтожению бандформирований, в которых сосредоточено более 1000 боевиков — выходцев с Северного Кавказа.
Никто из партнеров РФ и стран, ведущих боевые действия против ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ), никогда не говорили о том, что в этом районе находятся подразделения так называемой умеренной оппозиции и что они не рекомендуют наносить удары по нему.
Напротив, эти районы известны как территории, контролируемые наиболее радикальными бандформированиями.
В целях эвакуации российских летчиков с места приземления была проведена поисково-спасательная операция с привлечением двух вертолетов Ми-8. В ходе операции один из вертолетов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории.
Пилот Су-24 Олег Пешков был расстрелян во время катапультирования с земли боевиками на территории, которую контролируют сирийские туркмены. Спасенный штурман Константин Мурахтин сообщил журналистам, что границу машина не пересекала, предупреждения от турецких истребителей экипаж Су-24 не получал.
Никаких попыток со стороны турецкого самолета связаться или установить визуальный контакт с российским экипажем средствами объективного контроля не зафиксировано.
В ходе спасательной операции погиб морской пехотинец, контрактник Александр Позынич.
Указом президента Олегу Пешкову посмертно присвоено звание Героя России. Александр Позынич (посмертно) и Константин Мурахтин и награждены орденом Мужества.
24 ноября президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что Турция считает, что в инциденте со сбитым российским военным самолетом Су-24 ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы. По его словам, неопознанный военный самолет вторгся в турецкое воздушное пространство, и в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений.
По данным главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, F-16 устроили в небе засаду для Су-24М, так как им бы не хватило времени на подлет с близлежащего аэродрома. Су-24М находился в зоне обнаружения РЛС ВВС Турции в течение 34 минут. В процессе нанесения удара по цели, расположенной на удалении 5,5 километра к югу от госграницы Турции, экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание, после которого был сбит ракетой "воздух-воздух" самолетом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома "Диярбакыр" 8-й авиабазы, расположенного на территории Турции.
Средства контроля российской авиабазы в Сирии и соседний самолет не зафиксировали ни одного предупреждения со стороны турецкого истребителя F-16.
24 ноября в Брюсселе по просьбе Турции было созвано экстренное заседание совета НАТО на уровне послов. По итогам заседания генсек НАТО Йенс Столтенберг не раскрыл данные альянса о том, как был сбит российский самолет Су-24.
25 ноября президент Турции Тайип Эрдоган и президент США Барак Обама обсудили в телефонном разговоре ситуацию в связи с крушением российского военного самолета Су-24.
В интервью телеканалу CNN Эрдоган заявил, что Турция не будет извиняться за инцидент с Су-24.
26 ноября, комментируя инцидент, президент Турции заявил, что в случае повторения ситуации с нарушением границ страны, которая случилась с бомбардировщиком Су-24, Турция в состоянии снова дать такой же ответ. В то же время, по его словам, Турция считает Россию стратегическим партнером и не хочет эскалации конфликта.
26 ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия обменивается информацией с США по Сирии, однако результаты беспокоят: Вашингтон знал планы полетов российской авиации.
30 ноября президент США Барак Обама на встрече с главой российского государства Владимиром Путиным в Париже выразил сожаление в связи с инцидентом с российским Су-24. При этом Госдепартамент США считает, что сбитый турецкими ВВС российский бомбардировщик Су-24 нарушил воздушное пространство Турции.
1 декабря на встрече с Бараком Обамой Тайип Эрдоган обсудил ситуацию, сложившуюся после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24. По словам Эрдогана, Турция является сторонником дипломатических усилий для разрешения возникшего кризиса.
Президент РФ Владимир Путин заявил, что у России есть основания полагать, что российский самолет Су-24 был сбит для обеспечения безопасности поставок нефти в Турцию запрещенной в России группировкой ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ).
2 декабря в ходе брифинга в Национальном центре управления обороной РФ министерство обороны России предоставило материальные свидетельства в пользу того, что нефть, добываемая террористической группировкой ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ), попадает на территорию Турции. Высокопоставленные представители российского Минобороны сообщили, что турецкие элиты во главе с президентом Тайипом Эрдоганом — главные потребители доходов от преступной добычи нефти на подконтрольной международным террористам территории Сирии и Ирака. Минобороны продемонстрировало спутниковые снимки, на которых, по словам российских военных, изображены колонны бензовозов, следующих из подконтрольных ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ) территорий в Турцию.
Согласно заявлению главы МИД Сирии Валида Муаллема, сын самого Эрдогана может быть причастен к незаконной торговле нефтью с ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ). По его словам, именно из-за интересов нефтяной компании сына Эрдогана Турция сбила российский самолет Су-24 в Сирии. Глава МИД России Сергей Лавров обращал внимание на то, что инцидент с Су-24 произошел после ударов по нефтяным приискам ИГ (ДАИШ, запрещена в РФ). По словам министра, это случилось после того, как по этим бензовозам, нефтяным приискам стали наноситься прицельные и весьма эффективные удары российской авиацией.
Сын президента Турции Тайипа Эрдогана Биляль Эрдоган заявил, что его компания занимается строительным бизнесом, у брата действительно есть грузовой транспорт, но он не может использоваться для перевозки нефти.
28 ноября президент РФ Владимир Путин подписал указ "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики".
Указом временно вводится запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому правительством РФ. Также был введен запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турции, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории России. Указом запрещено работодателям в РФ с 1 января 2016 года нанимать работников из числа граждан Турции.
Президент России Владимир Путин поручил приостановить с 1 января 2016 года действие безвизового режима с Турцией.
Туроператорам и турагентам, согласно указу президента РФ, надлежит воздерживаться от реализации гражданам Российской Федерации туристского продукта, предусматривающего посещение территории Турецкой Республики.
1 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о применении специальных экономических мер против Турции. Данным документом вводится, в том числе, запрет на ввоз в РФ с 1 января 2016 года ряда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турция.
Кабмин РФ распорядился приостановить работу межправительственной комиссии с Турцией по торгово-экономическому сотрудничеству.
С 1 декабря 2015 года был введен запрет на чартерные перевозки между РФ и Турцией, исключение сделано для рейсов, возвращающих россиян с отдыха.
18 декабря бортовой самописец Су-24 был вскрыт специалистами в лаборатории Межгосударственного авиационного комитета (МАК), работы транслировались в прямом телеэфире. Из самописца специалисты извлекли модуль памяти.
Работы с черными ящиками Су-24 проводились в присутствии международных наблюдателей.
Руководители Международного общества экспертов воздушной безопасности (ISASI) подтвердили объективность и непредвзятость работ по расшифровке бортовых самописцев.
В ходе работ выяснилось, что микросхемы модуля памяти бортового самописца Су-24 оказались сильно повреждены. По словам замначальника Службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, для расшифровки понадобится помощь российских научно-исследовательских учреждений, это займет длительное время.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников