МОСКВА, 17 мар — РИА Новости. Администрации Обамы не удалось избавиться от пережитков провальной внешней политики времен президентства Джорджа Буша-младшего; неудачи текущих американских властей привели к перемещениям геополитических акторов в сторону неамериканских моделей сотрудничества, считает американский журналист Джеймс Мадсен.
"Берлин, Париж и Рим встревожены воинственностью Вашингтона в отношении России из-за украинского кризиса. Возможно, то, что экс-госсекретарь США Дональд Рамсфельд однажды назвал "старой Европой" (западноевропейские члены НАТО), является будущим европейского континента — оно определяется не надменным трансатлантическим партнерством, или, проще говоря, "улицей с односторонним движением" с Америкой в статусе доминанты, а движется в сторону двусторонних отношений евразийского характера", отмечает эксперт.
Он также обращает внимание на планы "тройки" — Европейский центробанк, Евросоюз и Международный валютный фонд, рассматривающей возможность отключения России от системы межбанковских коммуникаций SWIFT в рамках реализации программы санкций. По мнению журналиста, такой ход будет иметь печальные последствия для всех европейских экономик, зависящих от торговли с Россией, в частности для экономики Германии. На фоне недовольства европейских бизнес- и финансовых кругов в совет директоров SWIFT войдет представитель от России, усилив ее присутствие в организации, что лишний раз иллюстрирует противоречия между "ястребами", неоконсерваторами и европейскими элитами.
Помимо давления на Москву, администрация Обамы многое поставила на кон, запуская "курс на Азию", пишет Джеймс Мадсен, но именно Азия делает важный шаг, устремляясь в сторону Европы и нейтрализуя влияние Вашингтона в исторически благоприятном для американской политики регионе. Альтернативой Североатлантическому альянсу здесь видится Шанхайская организация сотрудничества, где складываются достаточно невыгодные для США центры силы. Так, Москва получила гарантии от Пекина на поддержку членства Индии в организации, а Китай заручился поддержкой Москвы в вопросе принятия своего давнего союзника — Пакистана. Расширенная ШОС с Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном в составе помимо вышеупомянутых государств станет препятствием для расширения НАТО по восточному направлению и для распространения "цветных революций" к востоку от Уральских гор.
Также отмечается, что, помимо стремления войти в ШОС, премьер-министр Индии Нарендра Моди озвучил желание развивать "мини-ШОС" в Индийском океане — Ассоциацию стран Индоокеанского пояса (IORA), создание которой станет вызовом для НАТО, рассматривающей Индийский океан в качестве площадки для военных объектов США в Омане, Джибути и на территории австралийских Кокосовых островов.
Что касается Латинской Америки, то здесь, например, заявление Обамы о "венесуэльской угрозе национальной безопасности США" было единодушно осуждено государствами-членами Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК) и Союза южноамериканских государств (УНАСУР). Санкционная политика Вашингтона в отношении Каракаса также осуждается представителями латиноамериканского континента, что, как считает эксперт, говорит об интеграционном потенциале стран, не разделяющих политики США.
Мадсен полагает, что нации по всему миру становятся устойчивее перед попытками американских властей поддерживать "цветные революции" по всему миру. Он отмечает, что провалилась американская "операция" по замене премьер-министра Македонии Николы Груевского на "оперативника Нуланд" Зорана Заева из поддерживаемой фондом Джорджа Сороса Социал-демократической партии, что стало неожиданностью для западных "инженеров демократии".
"Геополитическая мобильность наций и альянсов продолжает приносить выгоду тем, кто решается противостоять тиражированию влияния Вашингтона. Этот посыл становится ясен тем государствам, что стремятся принимать участие в неамериканских совместных проектах вроде Балканского потока или "Нового Шелкового пути" в Азии. "Американский бренд" уже утратил свой блеск на мировой арене", — заключает журналист.