Валерия Павлова
Катрин Денев не раз признавалась, что у нее никогда не было и нет настоящих друзей среди актеров, тут сразу вспоминается имя Марчелло Мастроянни в качестве исключения, но он ведь был совсем не другом. Она всегда находится "на стороне режиссера или сценариста". Подтверждение тому — ее фильмография, которой позавидует любая актриса. Это не список знаменитых картин и ролей, созданных на экране Денев, это список совместных работ с режиссерами. Да и как сама говорит актриса, история всегда важнее роли.
"Мне нравится быть руководимой режиссером. Если бы мне это не нравилось, я бы занималась чем-нибудь другим. Быть актером значит быть инструментом в чужих руках. Поэтому я очень люблю работать с режиссерами, чтобы иметь возможность отдать себя полностью их видению. Иначе я смогу играть только в рамках своих возможностей, снова и снова. Мне же хочется, чтобы кто-нибудь увел меня в ином направлении", — признается Денев.
Именно эта ее необходимость как актрисы — полагаться на руководство автора — заставляет Денев внимательно подходить к выбору режиссеров. Ведь нужно быть уверенной в таланте постановщика (а еще важнее — распознать потенциально талантливого), прежде чем довериться ему. Даже одна неудачная роль иногда стоит карьеры для актрисы.
Жак Деми
Катрин дебютировала в кино в 14-летнем возрасте, но об актерской карьере совсем не мечтала, рассматривала первые роли как временное занятие, кинозвездой в семье была старшая сестра Франсуаза Дорлеак (чтобы не мешать ее карьере, Катрин по совету родителей взяла псевдоним — девичью фамилию матери). Даже влияние Роже Вадима, к которому Денев переехала из родительского дома в 17 лет и позднее родила сына, не убедило актрису всерьез выбрать кино делом жизни. Известный своим умением находить талантливых актрис и делать из них звезд первой величины (Брижит Бардо, Джейн Фонда) Вадим снял Катрин в первой большой роли в "Пороке и добродетели" (1963), но Денев в навязанном ей образе а ля Бордо в лучшем случае оставила критиков и зрителей равнодушными.
Все изменилось в жизни актрисы после встречи с режиссером Жаком Деми. Музыкальная картина "Шербурские зонтики" в 1964 году была опасным экспериментом, сегодня же фильмы этого жанра стали настоящей классикой французского кино. Лента не только завоевала Золотую пальмовую ветвь в Канне, но и изменила жизнь сестер Дорлеак, поменяв их неожиданно местами: Катрин стала настоящей кинозвездой, в то время как фильм с Франсуазой "Нежная кожа" Франсуа Трюффо прошел на фестивале практически незамеченным, хоть и незаслуженно. Но, по словам Денев, даже если бы "Шербурские зонтики" оказался неудачей, она бы все равно уже не раздумывала бросать ли кино — работа с Жаком Деми изменила ее несерьезное отношение к карьере, он показал ей возможности кинематографа.
Похожие друг на друга сестры Дорлеак поставили режиссеров перед нелегким выбором — несимметричными "нововолновскими" чертами Франсуазы и классической красотой Катрин. Все тот же Жак Деми выбирать не стал и пригласил обеих в свой новый мюзикл "Девушки из Рофшора" (1967), где они сыграли сестер-близняшек Соланж и Дельфину. Как бы дальше повлияло соперничество сестер на карьеру Катрин, неизвестно (скорее всего, все сложилось бы также), но в 1967 году Франсуаза погибла в автокатастрофе.
Роман Полански
Если Деми открыл Денев магию кино, то Роман Полански — ее темную сторону. Их представил друг другу общий знакомый во время съемок "Шербурских зонтиков" (Полански снимал поблизости короткометражку для альманаха "Самые прекрасные мошенничества в мире"). За спиной молодого польского режиссера был только один фильм — "Нож в воде" (1962), но Денев мгновенно захватила его энергия и манера говорить, она захотела сниматься у него. Сначала Полански предложил скромной Катрин роль "какой-то идиотки" в пьесе Ролана Дюбиллара, что уязвило самолюбие актрисы, и она отказалось. Только после этого ей пришел сценарий будущего фильма "Отвращение" (1965), где ей теперь отводилась роль "шизофренички".
По словам Денев, ей было легко работать с Полански, потому что он очень тщательно режиссировал. В их совместном интервью в 2008 году для журнала Premiere Денев говорила, что "большая удача — в молодые годы попасть к хорошему режиссеру, когда сам еще ничего не умеешь выразить и нарабатываешь дурные штампы". Сам Полански восхищался игрой Денев, да еще и в условиях постоянной усталости. На Берлинском фестивале "Отвращение" завоевал две награды — спецприз жюри и приз кинокритиков. Полански уверенно ступил на поле англоязычного кино, а Денев сломала образ романтичной красавицы.
Луис Бунюэль
Двойственную природу актрисы Катрин Денев быстро распознал главный сюрреалист от кино Луис Бунюэль и предложил роль Северины в фильме "Дневная красавица" (1967) — добропорядочной жены успешного врача, с двух до пяти обслуживающей клиентов в публичном доме. Денев сыграла одновременно невинную и распутную героиню на грани аморальности, но не пересекая ее, за что заслужила немало восторженных отзывов критиков.
По словам Денев, Бунюэль, несмотря на сложившееся впечатление, не был требовательным режиссером, но в этом и была его опасность. Он не любил делать много дублей, поэтому с ним нужно было быть осторожным, иначе можно было попасть в фильм как есть в "черновом" (по мнению актера) варианте. "Он занимался актерами вынужденно, и они ему нравились, если были просты и легки в отношениях, не надоедали по пустякам. Он очень мало говорил с актерами. Но вообще-то, у актеров и не было много вариантов разыграть сцену. Ты не мог интерпретировать сценарий — он был очень точно прописан", — рассказывала о работе с режиссером Денев.
Такая дистанция с режиссером вызывала у актрисы немало переживаний по поводу точности своей игры. Когда через три года Бунюэль вновь приглашает Катрин на главную роль в "Тристане" (1970), отношения между ними становятся более дружескими (они вместе ужинают после съемок), но даже тут актрисе не хватает толчка в нужном направлении от режиссера. "Я немного расстроена: я не всегда чувствую, что мною должным образом руководят, и одновременно, не видя отснятый материал, не могу сама себя поправлять", — пишет Денев в дневнике со съемочной площадки "Тристаны". Но несмотря на все сомнения, именно в руках Бунюэля Денев смогла создать самые знаменитые свои кинообразы.
Франсуа Трюффо
Мир Трюффо-режиссера нельзя представить без женщин. Он любил их, особенно актрис, писал сценарии специально для них и очень ревностно опекал. Как отмечает Денев, все знакомые ей актрисы мечтали сниматься у Франсуа Трюффо. Их встреча состоялась еще в период съемок "Нежной кожи", но тогда режиссер был увлечен Франсуазой, а Катрин приходила иногда на площадку с сестрой, но смогла оценить его способ работы. Трюффо же заметил молодую актрису после "Дневной красавицы" и задумал экранизировать с ней роман Корнелла Вулрича "Вальс в темноте". Фильм получил название "Сирена "Миссисипи" (1969), а возлюбленного героини сыграл Жан-Поль Бельмондо. Однако, настоящие страсти происходили вне поля зрения камеры — между актрисой и режиссером. Все внимание Трюффо и съемочной группы было отдано Катрин, что очень сильно раздражало Бельмондо, уже привыкшего к вздохам и рукоплесканиям. Отсутствие искры между актерами в кадре, конечно же, отразилось на картине, фильм посчитали неудачей.
Творческим достижением обоих стал фильм "Последнее метро" (1980), завоевавший 10 наград национальной премии "Сезар", включая все главные. Но между этой лентой и первой их совместной работой лежали целых десять лет и тяжелый разрыв. Героиня Денев — актриса Марион Штайнер, жена театрального режиссера, польского еврея, вынужденного во время Второй мировой войны скрываться от нацистов в подвале театра. На плечи Марион падает как руководство постановкой нового спектакля, задуманного мужем, так и финансовые и бытовые вопросы театра, да еще и общение с руководством немецкой комендатуры. Катрин Денев сыграла женщину, вынужденную скрывать свои чувства за спокойной строгостью и при этом играть сразу несколько ролей — перед мужем, актерами театра, властями, с той тонкостью, которой, по ее словам, ее научил Трюффо.
"Когда читаешь диалоги в сценариях Франсуа Трюффо — видишь его взгляд, ощущаешь его правоту, тонкость и чувствительность его восприятия. Сниматься у него — большой подарок, но подарок "отравленный": после Трюффо почти невозможно найти столько же прелести в работе с кем бы то ни было", — признавалась Денев.
Марко Феррери
Знакомство актрисы с эпатажным Марко Феррери не произошло бы, если бы не встреча с Марчелло Мастроянни и последовавший роман с ним, результатом которого стало рождение дочери Кьяры. Актеры познакомились на съемках "Такое случается только с другими" (1971) Надин Трентиньян — картине, основанной на личной трагедии Надин и Жана-Луи Трентиньян, которые потеряли своего ребенка.
Чувства, легко возникшие между Денев и Мастроянни в интимной обстановке маленькой квартиры, после завершения фильма стало сложно поддерживать на две страны — у каждого своя работа. Поэтому влюбленный Мастроянни решил не полагаться на волю случая и уговорил своего друга Феррери пригласить их обоих в новый фильм — "Лиза" (1972). Так начался провокационный итальянский период в карьере Денев. В роли Лизы она переступала границы дозволенного для актрисы в кино: перенимала повадки собаки своего возлюбленного "робинзона" (Мастроянни) — ползала на четвереньках, ела из миски, лизала руку "хозяину". "Именно он [Феррери] научил меня раскованности. Сначала я, увидев столь невероятные, чудовищные вещи, страдала и была в полной растерянности", — рассказывала о съемках у Феррери Денев.
Вне съемочной площадки отношения Денев и Мастроянни обрели почву, Катрин ждала ребенка, и поэтому не смогла принять участие в очередном фильме Феррери "Большая жратва" (1973). Но идиллия продолжилась недолго, уже на съемках экстравагантной пародии на вестерны "Не трогай белую женщину" (1973) окружающим стали заметны разногласия, и этот фильм стал последней совместной работой Денев как с Мастроянни, так и с Феррери.
Андре Тешине
После "Последнего метро" Катрин Денев уже без сомнения была первой дамой французского, если не европейского кино. Казалось бы, можно оставить эксперименты позади и почивать на лаврах, но это не в правилах актрисы. В 80-х годах, в период когда время больших авторов прошло, а новые еще не обозначили себя, Денев начала сотрудничать с Андре Тешине. Он дал возможность "заслуженной" актрисе не относиться к своей персоне серьезно и вновь идти на риск. Чего стоит одна роль в фильме "Воры" (1996), где Денев играет профессора философии, влюбленную в девушку с суицидальными наклонностями.
"Я всегда стараюсь сохранять это чувство — нахождения на грани. Это очень сложно, но дело в том, что я боюсь быть слишком осведомленной и действовать машинально. Это также способ раскрыть себя, как в фильме "Воры", оказаться в затруднительной ситуации. Мне нужно чувствовать опасность, чтобы не быть полностью уверенной. Я боюсь быть слишком уверенной, просто произносить текст".
С Андре Тешине у Денев были самые близкие отношения среди всех ее режиссеров, он взял на себя не только руководство актрисой, позволив ей вновь открывать саму себя, но стал другом и наставником. Всего она появилась в пяти его фильмах. "Меня интриговала и интригует до сих пор загадка Катрин. Она остается неразгаданной. Катрин играет не для того, чтобы показать что-то, а для того, чтобы что-то скрыть. Мне такой тип актеров гораздо ближе и мне хочется при помощи моей камеры понять — что же она скрывает?" — признавался режиссер после премьеры фильма "Повернуть время вспять" (2004).
Мануэль де Оливейра
Португальский мэтр кино Мануэль де Оливейра написал сценарий фильма "Монастырь" (1995) специально для Катрин Денев, хотя до этого никогда не работал со звездами в своих фильмах. Интерес изначально проявила сама актриса, сказав в одном из интервью, что мечтает поработать у него. Партнером Денев в кинопритче о супружеской паре стал Джон Малкович. Обоих актеров Оливейра позднее еще раз пригласил в свой "Разговорный фильм".
"Мануэль де Оливейра очень, очень особенный. Он постоянно работает, пишет сценарии ночью. Когда мы начали съемки "Монастыря", он сказал мне, что никогда не будет снимать сцену в движении, и он также не хотел использовать "зум". Иногда он просил двигаться особенным образом, потому что не хотел менять линзу объектива. Помню, мы снимали сцену с Джоном Малковичем в лесу, и Оливейра попросил меня встать в странную позу, как бы лечь на дерево. Я чувствовала себя очень неловко и сказала ему об этом. Но он ответил: "Это не важно, потому что это то, что я хочу видеть в этой сцене", — рассказывала о работе с режиссером Денев.
А в 2006 году Оливейра решил снять сиквел бунюэлевской "Дневной красавицы" под названием "Красавица навсегда" (2006), но Денев отказалась играть Северину 40 лет спустя, ее роль исполнила Бюль Ожье.
Франсуа Озон
Франсуа Озон — один из тех счастливчиков, кому выпала возможность поработать с кумирами своей молодости. Сыграть в мюзикле "8 женщин" (2001) и вспомнить старые добрые времена Катрин Денев согласилась легко, потому что была знакома с творчеством молодого режиссера и была впечатлена фильмом "Под песком" с Шарлоттой Рэмплинг. А за именем Денев в авантюру Озона легко ввязались и остальные знаменитые француженки.
После выхода этого фильма Денев высказывала только комплименты по поводу режиссерской техники Озона: "Франсуа никогда не теряет времени, не заставляет ждать. Он — стремительный, резкий, легкий, живой. И в то же время педантичный". Что не удивительно, комедийная роль мадам Пюжоль, которая из "трофейной жены" директор завода по производству зонтов становится борцом за права женщин и депутатом, стала одной из лучших для Катрин в "новом" кино.