11 марта 2012 года в полицию Брянска обратилась 19‑летняя Светлана Шкапцова, которая сообщила о пропаже коляски, в которой находилась ее девятимесячная дочка. По словам Светланы, она на минуту зашла в магазин, а выйдя, не обнаружила оставленную у входа коляску.
Вечером 11 марта полицейские обнаружили пустую коляску в подъезде одного из домов. Мать девочки ее опознала.
Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту пропажи ребенка.
Сотрудники правоохранительных органов отрабатывали все возможные версии, начиная от версии похищения душевнобольными до версии похищения ребенка с целью выкупа.
Брянская полиция объявила денежное вознаграждение в размере миллиона рублей за информацию о пропавшей девочке или ее похитителе.
Похищение Ани Шкапцовой в Брянске вызвало большой общественный резонанс. К поискам девочки подключились полиция, СМИ, добровольцы, соседние регионы и даже соседние государства. В Брянск приехали тысячи добровольцев и волонтеров, сотрудниками полиции были отработаны более 1928 населенных пунктов, проверено 39,31 тысячи домовладений, более 32 тысяч квартир, опрошено более 103,5 тысячи жителей области, обследовано 4,7 тысячи чердаков и подвалов, а также десятки стройплощадок, заброшенных зданий, мостов.
30 марта 2012 года, после двухнедельных поисков, следователи раскрыли похищение девочки в Брянске. Выяснилось, что ребенок был убит, главным подозреваемым в убийстве стал сожитель Светланы Шкапцовой Александр Кулагин.
И мать, и ее сожитель были арестованы. Кулагину предъявлено обвинение в убийстве малолетнего, а Шкапцовой — в пособничестве в этом убийстве (пункт "в" части 2 статьи 105 УК РФ). Кроме того, они обвиняются в заведомо ложном доносе о совершении преступления, соединенном с искусственным созданием доказательств обвинения (часть 3 статьи 306 УК РФ).
Эксперты признали, что Александр Кулагин и Светлана Шкапцова не страдали какими‑либо психическими расстройствами на момент совершения преступлений.
21 января 2013 года следственные органы завершили расследование.
По версии следствия, в конце февраля пьяный Кулагин устроил в квартире, где он жил со своей гражданской женой Шкапцовой, скандал. От шума спящая в детской коляске девочка проснулась и заплакала. Кулагин избил ребенка и бросил на диван. Сожители не помогли девочке и оставили ее умирать на расстеленном в ванне покрывале. 26 февраля она скончалась, до 4 марта тело ребенка пролежало на балконе, потом Кулагин сжег его. Для вида супруги гуляли с коляской и всячески изображали, что девочка жива. Одиннадцатого марта коляску с "ребенком" похитил Кулагин, надевший парик и женскую одежду.
Следователи обнаружили целую серию доказательств вины Кулагина и Шкапцовой, в том числе фотографии Кулагина в парике, очках и женской одежде, сделанные, когда обвиняемые репетировали инсценировку похищения ребенка.
Также стало известно, что Александр Кулагин ранее был лишен родительских прав на своих двух детей от первого брака, а также неоднократно избивал двоих детей от второго (гражданского) брака.
21 февраля 2013 года уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением было передано для рассмотрения в суд.
В суде мать девочки рассказала, что Аня умерла спустя три дня после побоев пьяного отца. Сам Кулагин заявил, что в ходе следствия признался в убийстве под давлением. Девочка же, по его словам, умерла, просто подавившись при кормлении. Оба родителя признали свою вину в ложном доносе и организации "похищения", однако каждый из них отрекся от авторства этой затеи.
Отец и мать Ани заявили суду о несогласии с обвинительным заключением по статье "убийство".
5 июня 2013 года прокурор Екатерина Макаренкова попросила суд признать Кулагина виновным и назначить ему 19 лет колонии строгого режима. В то же время она посчитала недоказанной вину Шкапцовой по статье "Убийство" и попросила квалифицировать ее действия по статьям "Оставление в опасности" и "Заведомо ложный донос". По мнению прокурора, она заслуживает 5 лет 2 месяцев колонии общего режима.
Отец Светланы Шкапцовой обратился к суду с просьбой назначить его дочери наказание в виде исправительных работ.
24 июня 2013 года Брянский областной суд признал Александра Кулагина виновным в убийстве и организации лжепохищения девочки и назначил ему наказание в виде 19 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Мать девочки Светлана Шкапцова признана виновной по статьям "оставление в опасности" и "заведомо ложный донос", она проведет в колонии четыре года и три месяца.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости