МОСКВА, 19 мар — РИА Новости. Решение властей американского штата Техас не выдвигать обвинения против приемных родителей погибшего российского мальчика Максима Кузьмина вызвало негативную реакцию российской стороны. МИД РФ и детский омбудсмен Павел Астахов будут настаивать на том, чтобы США предоставили все документы о гибели ребенка. Тогда Москва сможет сделать собственное заключение о причинах трагедии.
В ночь на вторник стало известно, что власти Техаса не будут предъявлять обвинений в связи с гибелью Максима Кузьмина, усыновленного в России Лорой и Аланом Шатто. По данным СМИ, такое решение вынес суд присяжных, постановив, что доказательств для предъявления обвинений недостаточно.
О смерти в Техасе трехлетнего Максима стало известно в феврале. Мальчик скончался 21 января после того, как его доставили в госпиталь. Власти Техаса 1 марта объявили на основании медэкспертизы, что смерть Максима не связана с насилием.
Спорное решение
Первым о решении техасских властей высказался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. По его мнению, прекращение преследования приемных родителей Шатто со стороны прокурора штата противоречит первичным данным расследования.
"Позиция прокурора Техаса в деле М.Кузьмина огорчает отказом от тщательного исследования обстоятельств его гибели. Экспертиз так и не было. Данная позиция прокурора Техаса противоречит первичным данным, представленным шерифом, соцслужбой, заявлению приемного отца, заключению врачей", — написал детский омбудсмен в своем микроблоге в Twitter.
МИД РФ также заявил, что решение властей Техаса вызывает серьезные вопросы у российской стороны. По словам уполномоченного министерства по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, получается, что ребенок погиб, но приемные родители в этом не виноваты.
"Более того, нас пытаются убедить, что травмы, несовместимые с жизнью, мальчик нанес себе сам", — заявил РИА Новости Долгов.
Полиция Техаса утверждает, что погибший Максим Кузьмин причинил себе ставшую смертельной травму без посторонней помощи. Ранее детский омбудсмен Астахов заявлял, что приемная мать кормила ребенка психотропными препаратами и что перед смертью он был сильно избит.
Член президентского Совета по правам человека, бывший уполномоченный по правам ребенка Алексей Головань считает, что ставить под сомнение решение американского суда присяжных неправильно. По его мнению, у РФ недостаточно информации о гибели Максима, чтобы можно было делать свои выводы о ее причинах.
"Если мы не доверяем суду присяжных, ставим его под сомнение, то мы можем поставить под сомнение все решения судов, которые принимаются в судах любой страны, в том числе и в России", — сказал РИА Новости Головань.
От доказательств не уйти
Москва по-прежнему требует от США безотлагательно предоставить все документы о гибели Кузьмина, включая результаты патологоанатомической экспертизы, подчеркнул Долгов.
По его словам, произошедшее ложится в общую канву "снисходительности" правоохранительных органов и судов США различных уровней в отношении американских приемных родителей, по вине которых гибнут усыновленные дети из России.
Представитель МИД заявил, что после изучения указанных документов компетентные органы России смогут сделать собственное заключение о гибели ребенка, а затем определятся, как действовать дальше.
Детский омбудсмен Астахов также намерен настаивать на том, чтобы власти США предоставили документы по делу Кузьмина.
Судьба брата
Пристальное внимание властей РФ в настоящее время приковано не только к расследованию обстоятельств гибели Максима, но и к судьбе его брата Кирилла, которого также воспитывают супруги Шатто.
Москва рассчитывает, что США предоставят беспрепятственный доступ к Кириллу, чтобы российская сторона смогла оценить условия, в которых он содержится. "Это важно для дальнейшей проработки вопроса о его возвращении в Россию", — подчеркнул Долгов.
По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной ("Единая Россия"), необходимо строго контролировать условия проживания Кирилла в США. Она убеждена, что пока не прольется свет на обстоятельства гибели Максима, нет никаких гарантий, что его брат находится в безопасности.
"Нужен плотный консульский контроль с возможностью посещения Кирилла в семье приемных родителей", — сказала Баталина во вторник журналистам.
Солидарную с депутатом позицию выразил и председатель комитета Совфеда по социальной политике Валерий Рязанский. По его мнению, российские дипломаты должны усилить давление на власти США, чтобы судьба Кирилла была, по меньшей мере, взята под особый контроль.
Баталина уверена, что представители министерства образования и науки должны вести консультации с американской стороной по поводу возможности возвращения Кирилла в Россию. "Насколько мне известно, такой документ находится на подписи у министра образования", — пояснила депутат.
Она добавила, что в настоящее время уже шесть семей в Псковской области выразили свою готовность принять Кирилла в свою семью, но сначала его американские родители должны быть лишены прав на ребенка.