Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авария на плавучей буровой платформе "Кольская" в Охотском море (2011)

© РИА Новости / Сергей Ещенко / Перейти в фотобанкСамоподъемная плавучая буровая установка "Кольская" в Кольском заливе на грузовом судне "Трансшельф"
Самоподъемная плавучая буровая установка Кольская в Кольском заливе на грузовом судне Трансшельф
Читать ria.ru в
Год назад, 18 декабря 2011 года, платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась во время сильного шторма в 200 км от Сахалина и полностью ушла под воду. Из 67 человек, находившихся на борту, спаслись только 14.

Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) "Кольская" — нефтяная платформа, построенная в 1985 году финской судостроительной компанией "Раума Репола". Платформа имела треугольную компоновку с консолью и тремя независимыми ногами для закрепления на морском дне. 

Общая длина установки (включая вертолетную площадку) — 69,3 метров;

Общая ширина установки (включая якоредержатели) — 80 метров;

Высота корпуса — 8,6 метра у диаметральной линии.

Владельцем платформы "Кольской" являлась компания "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР).

Порт приписки буровой — Мурманск.

С лета 2010 года по весну 2011 года был проведен капитальный ремонт СПБУ "Кольская" под надзором двух классификационных обществ — норвежского DNV и Российского морского регистра судоходства (РМРС).

В августе 2011 года плавучая буровая "Кольская" была доставлена на теплоходе "Трансшельф" из Мурманска в Магаданский морской торговый порт для ведения работ по бурению и испытанию скважины "Первоочередная" на Западно‑Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря.

26 августа 2011 года два буксира начали проводку "Кольской" в Охотском море. Работы начались в сентябре 2011 года. После завершения работ на Камчатке установка должны была сняться с точки бурения и пойти выполнять работы по заказу совместного российско‑вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро".

Платформа "Кольская", которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина. Установка полностью ушла под воду.

Из 67 человек, находившихся на борту, спаслись только 14.

20 декабря 2011 года было объявлено в Мурманской области днем траура по погибшим в Охотском море членам экипажа буровой "Кольская".

22 декабря 2011 года активный поиск был прекращен в связи с приближением в район поиска глубокого циклона.

Поисковые работы вели ледокол "Магадан", спасательное судно "Атлас", танкер "Георгий Фройер", буксир "Смит Сахалин". К поиску также были подключены два вертолета и самолет Ан‑74.

По факту аварии было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), санкции которой предусматривают до семи лет лишения свободы.

В начале мая 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) официально сообщила, что комиссия ведомства, куда входили представители Минтранса, Росморречфлота, Российского морского регистра судоходства (РМРС) и научных организаций, а также независимые специалисты, завершила расследование аварии с "Кольской" и сделала собственные выводы о ее причинах.

Согласно сообщению ведомства, причинами данной аварии стали:
— принятие судовладельцем — ОАО "Арктикморнефтегазразведка" решения на буксировку буровой установки в период действующего сезонного запрета на буксировку (ранее следствие выяснило, что "Кольскую" нельзя было буксировать в это время года);
— нарушение требований документов, определяющих порядок и объем подготовки "Кольской" к разовому перегону в зимнее время в зимней сезонной зоне со стороны судовладельца;
— неудовлетворительное обеспечение безопасности морской буксировки буровой со стороны руководства АМНГР.

Также к трагедии привело и запоздалое решение со стороны должностных лиц АМНГР, находящихся на берегу и платформе, по прекращению буксировки, спасению находящихся на "Кольской" людей и началу спасательной операции.

Непосредственной причиной затопления буровой установки, согласно выводам ведомства, "явилось воздействие значительных гидродинамических ветро‑волновых сил, приложенных к корпусу и надстройке судна". Это повлекло нарушение герметичности, которое привело к затоплению цистерн и помещений, в результате чего "Кольская" потеряла остойчивость, перевернулась и затонула. Все материалы расследования переданы в Следственный комитет РФ.

В Ространснадзоре считают, что были нарушены требования безопасности и буксировки платформы, а моряков могли спасти, если бы вовремя подали сигнал бедствия — однако руководители компании, которой принадлежала затонувшая платформа, до последнего момента отказывались подавать сигнал бедствия.

По данным экспертов, руководство АМНГР нарушило и инструкцию по безопасности, не эвакуировав лишних людей с платформы — вместо положенных 20 человек, на борту находились 67.

По данным экспертов, буксировать "Кольскую" планировалось вдоль западного побережья полуострова Камчатка и Курильских островов на расстоянии 70‑100 миль от берега. Однако, по показаниям выжившего старпома капитана "Кольской" Игоря Сухомлина, ответственный за буксировку Михаил Терсин самостоятельно изменил маршрут из‑за непогоды. Уходя от одного шторма, платформа попала в другой.

30 сентября 2012 года платформа "Кольская" была обнаружена на глубине 1055 метров.

Руководство дальневосточного следственного управления на транспорте в интересах следствия приняло решение 10 октября начать осмотр платформы.

На борту судна "Кендрикс", с помощью которого проводился осмотр, вместе со следователями находились родственники погибших членов экипажа, которые хотели побывать на месте крушения и опустить в воду венки.

© Фото : предоставлено ООО "Фертоинг"Судно специального назначения «Кендрик»
Судно специального назначения «Кендрик»

Главная задача, стоящая перед морскими инженерами, — видеосъемка платформы "Кольская" с высоким разрешением, также было запланировано тщательное обследование морского дна в месте гибели платформы.

Для выполнения подводно‑технических работ на глубинах до трех километров морские инженеры использовали тяжелый рабочий телеуправляемый аппарат "Тритон", имеющий на борту восемь телекамер высокого разрешения и два мощных манипулятора. После окончания подводных работ аппарат выполнил уникальную операцию — прикрепил памятную табличку в память о погибших членах экипажа к борту платформы "Кольская".

© Фото : предоставлено ООО "Фертоинг"Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса «TRITON XLX 150»
Телеуправляемый подводный аппарат рабочего класса «TRITON XLX 150»

Полученные фото‑ и видеоматериалы после тщательного анализа были направлены для производства технико‑судоводительской судебной экспертизы.

Платформа была застрахована в страховой группе СОГАЗ. Лимит ответственности страховщика официально не раскрывался, но по информации источника на страховом рынке агентству "Прайм", затонувшая "Кольская" стоила в районе 150‑200 миллионов долларов. В ноябре 2012 года группа СОГАЗ официально отказала в выплате страхового возмещения АМНГР. Основная мотивация состояла в том, что у платформы на момент катастрофы не было действующего класса. РМРС незадолго до катастрофы приостановил класс "Кольской", ограничив ее транспортировку, на основании того, что платформа не была предъявлена к внеочередному освидетельствованию перед буксировкой с Западно‑Камчатского участка на шельфе Охотского моря в порт Корсаков.

26 ноября 2012 года Арбитражный суд Мурманской области зарегистрировал кассационную жалобу ОАО "Арктикморнефтегазразведка" на отказ в иске к РМРС, приостановившему класс судна за нарушение правил его буксировки.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала