Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Луи Армстронг. Биографическая справка

Читать ria.ru в
4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового музыканта, композитора и вокалиста Луи Армстронга.

4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового музыканта, композитора и вокалиста Луи Армстронга.

Афроамериканский джазовый музыкант, композитор, вокалист, руководитель оркестра Луи Дэниэль Армстронг (Louis Daniel Armstrong) родился 4 августа 1901 г. в Новом Орлеане, штат Луизиана (США). До тех пор, пока в конце 1980-х гг. не было обнаружено свидетельство о рождении, датой его рождения считалось 4 июля 1900 г. - сам Армстронг при жизни придерживался легенды, будто он родился в день независимости Америки в начале века.

Армстронг рос в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана, отец рано бросил семью и ребенка воспитывала бабушка. Они жили в Сторивилле, черном районе, известном своими барами, клубами, танцзалами и публичными домами.

С самого раннего детства Луи зарабатывал деньги продажей газет, а вечерами пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. Позднее занимался продажей угля, работал в порту.

Первое музыкальное образование Армстронг получил в лагере-интернате для малолетних правонарушителей Jones Home, куда он попал в 1913 г., устроив стрельбу из пистолета во время празднования Нового года. В лагере был оркестр, который исполнял традиционный репертуар того времени - марши, рэгги и популярные песенки. Луи сразу присоединился к лагерному оркестру и научился играть на корнете; он подбирал на слух мелодии, услышанные в детстве на улицах Нового Орлеана.

Пробыв в приюте 18 месяцев, Армстронг вышел из него достаточно техничным музыкантом.

После освобождения он вернулся домой, перебивался редкими заработками, выступал в барах с любительскими ансамблями, обучаясь искусству джаза у новоорлеанских музыкантов. Постепенно Луи становился настоящим музыкантом.

На молодого и способного юношу обратил внимание Джо "Кинг" Оливер (Joe "King" Oliver), считавшийся тогда лучшим корнетистом города. Кинг Оливер, который покровительствовал Армстронгу, часто посылал его играть вместо себя. В 1918 г. по его рекомендации Армстронг был принят в оркестр очень влиятельного тромбониста "Кида" Ори на место Оливера, уехавшего в Чикаго. После 16 месяцев работы у Ори Армстронг присоединился к бэнду Фэтса Мэрейбла и два года работал на экскурсионных пароходах, плавающих вверх по Миссисипи. Мэрейбл преподал юноше первые основы нотной грамоты.

В 1922 г. по приглашению Кинга Оливера Луи Армстронг приехал в Чикаго, чтобы выступать с оркестром Оливера "Креольский джаз‑банд" (Creole Jazz Band ) в качестве второго корнетиста. В составе этого оркестра Армстронг устроил собственные первые записи.

В 1923 г. Армстронг познакомился с пианисткой Лили Харден, которая через год стала его женой. Лили уговорила Луи перейти в оркестр Флетчера Хендерсона. В 1924 г. Луи Армстронг переехал в Нью-Йорк, где в течение 11 месяцев был трубачом-солистом в оркестре Хендерсона, параллельно записав с группой Кларенса Уильямса Blue Five композицию Red Onion Jazz Babies.

В 1925 г., по истечении срока ангажемента у Хендерсона, Армстронг вернулся в Чикаго и вместе с женой Лили организовал собственную группу Hot Five, в которую вошли тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Додс, банджист Джонни Сент-Сир и пианистка Лили Харден. В мае 1927 г. к квинтету примкнули тубист Пит Бриггс и барабанщик Бэби Доддс и группа стала называться Hot Seven.

В это время им были записаны вещи, вошедшие в золотой фонд джаза: Cornet Chop Suey, Hebbie Jebbies, Potatoe Head Blues, West End Blues. В этот период Армстронг постепенно переходит от корнета к более звучной трубе.

В 1926 г. Армстронг был солистом оркестра Кэрролла Диккерсона, после ухода которого возглавлял этот коллектив до 1929 года.

В 1927 г. в течение короткого периода времени он руководил собственным оркестром Louis Armstrong And His Stomperts. В тот же период выступал в дуэте с Эрлом Хайнсом, в оркестре Кларенса Джонса, гастролировал в различных городах США.

В конце 1920-х гг. Луи Армстронг считался джазовой звездой первой величины, его исполнительский стиль ассоциировался с подлинным новоорлеанским джазом.

В 1928 г. Армстронг играл в студийной группе The Savoy Ballroom Five. В 1929 г. он окончательно перебрался в Нью‑Йорк и выступал в Гарлеме и на Бродвее, где исполнил песню Фэтса Уоллера Aint Misbehavin в бродвейском ревю Hot Chocolates и стал популярен как вокалист. Он пробует свои силы в скэте (вокальном звукоподражании трубе); это произошло впервые при записи композиции Heebie Jeebies, ставшей хитом и окончательно сделавшей популярным скэт-пение.

Луи Армстронг первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (Satchmo, сокращение от Satchel Mouth , "рот, похожий на кошелку"; у него была профессиональная травма верхней губы - деформация и разрыв тканей из-за чрезмерного давления мундштука).

В 1930-е гг. Луи Армстронг совершил ряд турне в Европу и Северную Африку, что принесло ему широкую известность не только за рубежом, но и на родине. Прежде в США он был популярен главным образом у негритянской публики.

В начале 1930-х гг. его брак с Лили распался; Армстронг женился вновь, и вновь неудачно. Потом его женой стала Люсиль Уилсон, с которой он прожил до конца своих дней.

В 1936 г. он опубликовал автобиографическую  книгу "Свинг это музыка" (Swing That Music).

До 1947 г. Армстронг работал с биг‑бэндами, затем его менеджер Джо Глейзер организовал для него небольшую группу All Stars ("Все звезды"). В первый состав оркестра входили кларнетист Барни Бигард, тромбонист Джек Тигарден, барабанщик Биг Сид Катлетт, пианист Дик Кэри и контрабасист Арвелл Шоу. Секстет существовал до смерти Луи Армстронга. В разные годы в него входили Эрл Хайнз, Джо Башкин, Эдмонд Холл, Трамми Янг, Милт Хинтон, Кози Коул, Дэнни Барселона, вокалистка Велма Мидлтон.

Луи Армстронг и All Stars объездили всю планету, побывали в самых экзотических местах от Исландии до Ганы и Новой Зеландии.

В 1950-е гг. Армстронг  записал свои основные хиты Blueberry Hill, Mack the Knife, Hello, Dolly, исполнил джазовую версию оперы Гершвина "Порги и Бесс" (вместе с Эллой Фицджералд).

В 1954 г. вышла  вторая автобиографическая книга Луи Армстронга "Сэчмо. Моя жизнь в Новом Орлеане" (Satchmo. My Life in New Orleans).

К середине 1950-х гг. Луи Армстронг был одним из самых известных в мире музыкантов. Госдепартамент США присвоил ему неофициальное звание "Посол джаза" и неоднократно спонсировал его мировые турне.

В 1959 г. Армстронг пережил инфаркт и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда полностью не прекращал играть.

В 1960-е гг. Армстронг выступал только в качестве вокалиста. С годами болезнь губ развилась настолько, что стала причинять музыканту страдания всякий раз, как он прикладывал трубу к губам. Поэтому в записях этих лет преобладает вокал.

В 1960-е гг., разъезжая по всему свету (всегда вместе с женой, которую он называл "Мама Люсиль"), Армстронг считал себя миссионером, "послом джаза". Он был торжественно принят в Африке и Австралии, в Азии и в странах Восточной Европы (Чехословакия, Восточная Германия).

В конце 1960-х гг. здоровье Армстронга ухудшилось, врачи запрещали ему играть, он выходил на сцену всего на несколько номеров, но продолжал пользоваться огромным успехом.

В 1968 г. композиция What A Wonderful World в исполнении Армстронга поднялась на первые места в хит-парадах Америки, а в 1969 г. мировые экраны обошел мюзикл Hello, Dolly.

Помимо концертов и записей Луи Армстронг участвовал в многочисленных театральных постановках и радиопрограммах, снимался в кинофильмах. Он снялся в более чем в 30  художественных кинофильмах, в том числе в таких известных, как "Пенни, упавшие с неба" (1936), "Художники и натурщицы" (1938), "Новый Орлеан" (1946), "Песня родилась" (1948), "История Гленна Миллера" (1954), "Высшее общество" (1956), "Пять пенни" (1959), "Парижский блюз" (1966), "Хелло, Долли!" (1969) и других.

Многие джазовые мелодии и песни приобрели неслыханную популярность в его интерпретации: West End Blues, Tiger Rag, Struttin With Some Barbeque, Potato Head Blues, Make The Knife, Mame и другие.

При его содействии был организован ряд филармонических джазовых концертов в Таун-холле и на сцене Метрополитен-опера. Он оставил огромное число грамзаписей.

В марте 1971 г. прошли последние выступления  Луи Армстронга и All Stars в Нью-Йорке, а 6 июля 1971 г. он скончался в Нью-Йорке. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала