Теленеделя 2-9 декабря
Сериал "Оттепель" Валерия Тодоровского на "Первом канале" закончился 10 декабря. Ни один сериальный проект уже давно не вызывал таких споров и обсуждений. О том, почему "Оттепель" стала событием уходящего года в телеэфире, об успехе сериала и о его смыслах рассказывает обозреватель Арина Бородина.
Такой реакции – от полного неприятия до восторга, – уже очень давно не вызывал ни один отечественный телевизионный сериал. Уже только этот факт может поставить работу Валерия Тодоровского в разряд самых успешных. "Оттепель", безусловно, стала событием и уходящего года, и всего телевизионного сезона. И, конечно же, это событие в жанре современного телевизионного сериала за последние несколько лет.
У Тодоровского это первая работа в качестве режиссера сериала. В его послужном списке есть талантливые сценарии и фильмы, давно принятые зрителем, продюсерские проекты в кино и на телевидении. Сериалы "Каменская", "Бригада", "Идиот", "Мастер и Маргарита", где Тодоровский был продюсером, в разные годы выходили в телеэфире и, при всей полярности их жанров, имели оглушительный успех и высокие рейтинги.
Идея снять сериал "Оттепель" принадлежит лично Тодоровскому. "Первый канал" предоставил ему для этого все свои возможности, дал максимальную свободу, придумал очень стильную и изобретательную промокампанию.
Ролик с кадрами из сериала и песней Константина Меладзе "Я думала, это весна, а это оттепель…" появился в эфире "Первого" почти за месяц до премьеры. Песня стала популярной еще до того, как зрители смогли оценить сам сериал. "Оттепель" еще шла в эфире, а песня уже жила своей жизнью, выйдя далеко за рамки удачно придуманной кинематографической мелодии. Песня Меладзе почти мгновенно превратилась в нарицательный образ: ее цитируют пользователи социальных сетей, она звучит на разных церемониях, в ней находили второй и третий смысл… Строчки припева "Я думала, это весна, а это оттепель" сейчас почти политический манифест. И одновременно история любви.
В промокампании "Оттепели" в эфире "Первого" на черно-белой пленке актеры читали стихи Геннадия Шпаликова и Беллы Ахмадулиной. А в анонсах предстоящих серий использовались реальные твиты зрителей с восторженными откликами о сериале.
Кто-то ждал от "Оттепели" откровенного политического звучания, заложенного в названии сериала. Но сам режиссер на этот счет ничего не обещал и не делал никаких авансов. Для Валерия Тодоровского это, прежде всего, личная история. Он снял сериал о том, что близко ему самому: мир кино, отношения людей кино, то, чем жили его родители, то, чем живет он сам. Это авторское высказывание. То, чего давно не видел массовый зритель и то, от чего отвык на большом телеэкране зритель искушенный, и то, на что почти никогда не ставят телевизионные продюсеры. Тодоровский рискнул. А генеральный директор "Первого канала" Константин Эрнст его в этом поддержал.
Действие сериала начинается в 1961 году. По факту это действительно оттепель. Ее реалии узнаваемы. Да, можно придираться к каким-то деталям и несоответствию времени марок магнитофонов, книжных полок, причесок и других предметов советского быта. Есть и фактические ошибки, а сотни свидетелей скажут, что в их жизни, в их доме все было не так: девушки не носили хвостики, а только косы, много не курили, почти не носили брюки, а мужчины не напивались, не изменяли, были благороднее и не ругались матом……
Наверное, в "Оттепели" нет очевидной фиксации символов времени, хотя есть и телевизионная реклама с кукурузой, и полет Гагарина в космос (эпизод, в котором младший брат Хрусталева от второго брака его отца входит в комнату в "космическом шлеме"). Ответом на все придирки, как мне кажется, может быть фраза, сказанная Региной Марковной, одной из самых ярких героинь сериала: "…У нас жанр такой чуть – чуть с перебором. У нас же все-таки сказка".
Герои "Оттепели" — кинематографисты. Режиссеры, актеры, операторы, сценаристы, целая съемочная группа и киностудия со своими собирательными образами 60-х. Тут в эпизодах даже есть реальный "Сергей Бондарчук" и "Софи Лорен".
Известный и маститый режиссер Кривицкий (Михаил Ефремов) снимает музыкальную комедию "Девушка и бригадир". Талантливый, молодой, смелый режиссер Егор Мячин (Александр Яценко) учится во ВГИКе и хочет снимать настоящее кино, не похожее на то, что поставлено на поток. Талантливый сценарист Костя Паршин (образ, напоминающий Шпаликова), которому почти не дают работы, написал сценарий, по внешнему рисунку это как "Иваново детство" Андрея Тарковского. Костя мечтает увидеть фильм по своему сценарию на большом экране. Но он погибает, выбрасывается из окна, а сценарий "завещает" снять друзьям, между собой незнакомым, режиссеру Мячину и талантливому оператору Виктору Хрусталеву (Евгений Цыганов).
В "Оттепели" сплетаются сразу три жанра: мелодрама, детектив и производственная драма. Все конфликты и истории завязываются как раз на производстве. На производстве кино. Есть, конечно, и элементы комедии. Юмора вообще в "Оттепели" много. Но как опять-таки говорят герои сериала на съемочной площадке, "комедия – грубое дело. Когда ближе к жизни, получается грустно".
Грусти тоже хватает. Страсти и любви — еще больше. Возможность выбора, мера компромисса, предательство, преданность – все в сериале неотъемлемо одно от другого.
Конечно, как и во многих фильмах Валерия Тодоровского, главное – это любовь. Тема любви идет через все серии "Оттепели". Главная история — это любовно-производственный треугольник. Егор Мячин случайно встречает студентку химфака Марьяну (Анна Чиповская) и влюбляется в нее. Марьяна случайно знакомится с оператором Хрусталевым и влюбляется в него. Потом так получается, что Мячин приводит Марьяну на съемочную площадку, чтобы она сыграла одну из главных ролей в фильме "Девушка и бригадир", а оператор Хрусталев отказывается от отношений с Марьяной из-за фильма. Марьяна ждет ребенка от Хрусталева, но в финале принимает предложение режиссера Мячина, хотя по-прежнему продолжает любить Хрусталева. А еще между Мячиным и Хрусталевым из-за Марьяны на площадке случается настоящая мужская драка.
Но это если уложить в примитивную цепочку. Чем прекрасна "Оттепель", так это тем, что большинство поворотов сюжета возникает совершенно неожиданно при внешнем соблюдении условных сериальных приемов. И характеры героев, детали их биографий, их драмы, и вся советская система, как монстр, порой настигают тебя там, где ты их не ждешь.
Для того, чтобы пробить сценарий погибшего друга, Хрусталев целый день вынужден сидеть в приемной директора "Мосфильма", а чтобы заинтересовать его "Осколками" (так называется сценарий фильма), он пытается сделать акцент на теме партизанского прошлого директора. Но если говорить, что сценарий не только о войне, или о войне, но другими глазами – то вообще не пройдет. И не проходит. Поэтому Хрусталев идет на компромисс: с системой и с самим собой. Чтобы иметь возможность потом снять то, что написал Паршин, он соглашается работать в музыкальном фильме о тружениках села и даже соглашается занять место своего товарища — оператора Люси.
Вот жена успешного режиссера Кривицкого устраивает ему сцену ревности, и в запале говорит: ну как же, Феденька, ты же был на войне, ты знаешь, что такое предательство. И тут во взгляде Ефремова, в его реакции на бред жены, тоже возникает тема войны. Но другая.
Через весь фильм проходят бесконечные истории про доносы на коллег, парткомы, цензуру, худсоветы, чиновников из ЦК и их сумасбродных жен, считающих, что фильмы снимают "для профурсеток", а не для советских людей… "У тебя все было четко: тут — партийность, тут — народность". Все это есть.
Вот героиня Марьяны приходит на прием к гинекологу. И врач с медсестрой, словно на допросе, задают ей вопросы о количестве половых партнеров и прочих деталях личной жизни, и тут же выносят свой приговор в медицинском кабинете: "Совсем стыд потеряли". Что-то изменилось с тех пор?
За то, что "Первый канал" оставил эту сцену в "Оттепели" целиком – отдельное спасибо. При нынешней процветающей гомофобии в стране и на другом государственном телеканале в частности — этот эпизод приобретает особый смысл.
Вообще невмешательство в ткань сериала Валерия Тодоровского со стороны Эрнста – вещь редкая и примечательная для сегодняшнего телевидения. Особенно на фоне того, что все вокруг обложено то общественными табу, то законодательными инициативами, порой лишенными адекватности и здравого смысла.
В «Оттепели» почти все герои курят, много пьют, занимаются сексом (не помню, когда еще так красиво снимали в наших сериалах постельные сцены и голых актрис). Это живые люди, которые говорят на обычном языке (аборты называют абортами, а если ругаются матом, то матом — в сериале он есть, но деликатно запикан). Ну, и уже тоже ставшая нарицательной и звучащая в сериале рефреном цитата от Регины Марковны – "иди в жопу".
Олицетворением зла и системы стал в "Оттепели" следователь Цанин (Василий Мищенко), который сначала подозревает Хрусталева в убийстве Кости Паршина, а потом в отместку за его независимый характер заказывает в газете поклеп на него. Очень показательна, кстати, и актуальна для сегодняшнего времени и реакция Нади Кривицкой на эту статью: "Феденька, это же газета, госорган, они зря не напишут, они бы сто раз проверили". Цанин обвиняет Хрусталева в трусости, что тот сознательно выпросил бронь у отца, чтобы не уходить на фронт. Он действительно не воевал, но контекст несколько иной.
Сцены появления Цанина в "Оттепели" — страшные и пронзительные. Он только входит в кабинет директора картины Гии, как тот, поняв, кто перед ним, почти сразу встает навытяжку и рапортует, что отсидел шесть лет по 58-й статье и, словно арестованный, докладывает все, что следователь у него спрашивает. На допросе Хрусталева Цанин не только читает ему мораль о безнравственной личной жизни героя, но и обвиняет в том, что, страна его "кормила, дала образование, обучила профессии", а он себя не оправдал. Дальше – больше: речь идет о том, что кончилось сталинское время, сожаления, что система ослабевает. "Чуть-чуть свободу почувствовали, гайки отпустили, и все дерьмо наружу полезло. Вот оно, ваше хорошее время", — говорит следователь, рассказывающий о том, как "в ста километрах от столицы нашей Родины" ему пришлось расстреливать мирных людей, которые, по его словам, "пошли громить отделения милиции, выкрикивая антисоветские лозунги". "Ну это уже не первый случай, когда у нас в стране невинных людей тоже губят", — отвечает ему Хрусталев.
"А ничего, что мы из отстойной аграрной страны превратились в великую атомную державу? А то, что в космос полетели? А то, что войну выиграли?", — пытается озвучивать традиционные стереотипы следователь Цанин. И дальше, уже в следующей серии, он продолжит это- презрение в адрес тех, кто, по его мнению, не вписывается в советский строй (а в целом это, конечно, уже один сплошной вневременной монолог): "От вас все дерьмо и гниль… Да, кто вы такие, чтобы сверху вниз смотреть и усмехаться над нами? Кто вы такие?… И женщины ваши бляди!"
Все это узнаваемо, и все это точно, и для времени наших родителей, и для времени, в котором живем мы. Четыре финальные серии "Оттепели" — это сгусток эмоций и страстей. И личная драма Хрусталева, его отношения с любимыми женщинами, дочерью, отцом, другом, его отношение к фильму, который он снимает, к времени, к себе – все это мчится к финалу на огромной скорости. Иногда кажется, что ты даже не успеваешь переварить эти всплывающие повороты сюжета, но режиссер тебя щадит, и ты "притормаживаешь": то смотришь на то, как бабушка и внучка перебирают на кухне гречку в один из самых тяжелых периодов их семьи, то как в пещере Хрусталев рассказывает дочери свою главную тайну, мучащую его всю жизнь.
"Оттепель" от первой серии, красивой, наполненной, неспешной, к финалу превращается в драму с целым сгустком безысходных историй.
И, конечно, настоящее удовольствие и счастье – это актерские работы в "Оттепели". Тодоровский всегда открывал в своих актерах новые грани их таланта, приносившие им очередную порцию славы. В "Оттепели" вообще настоящий актерский праздник. Многие артисты впервые играют в такой большой телевизионной работе. Например, для Евгения Волоцкого в роли Санчи это дебют. Известные по театральным работам Яна Сексте и Анна Чиповская тоже раньше почти не снимались. А здесь они обе, каждая со своей любовной историей, — украшение сериала. Не особенно везло в кино и Виктории Исаковой, которая настолько мощно сыграла в "Оттепели" одну из главных ролей, что поражаешься, куда раньше смотрели режиссеры.
Такого количества крупных планов, как в "Оттепели", почти не бывает сегодня в сериалах. И на этих крупных планах видно, что фальши тут нет.Тодоровский дает актерам играть, сам купается в их игре и дает оценить это зрителям.
У Евгения Цыганова, главного героя "Оттепели", здесь замечательная и очень талантливая работа. Его мужской характер, цинизм, отношение к женщинам сыграны им точно, до полутонов. Вплоть до финальной фразы на перроне, когда он говорит влюбленной в него Марьяне, к которой он, судя по всему, так и не смог остаться равнодушным: "Поедем со мной".
Нина Дворжецкая словно из жизни вошла в кадр со своей Региной Марковной, и понимаешь, что именно на таких, как она, все и держится. И каждый наверняка знает таких регинмарковн. А Михаил Ефремов, снимающийся традиционно много, сыграл в "Оттепели" одну из лучших своих ролей, если не лучшую. Его режиссер Кривицкий – один из самых сложных с точки зрения психологии роли герой. Александр Яценко — словно герой из 60-х, тонкий, органичный. Андрей Смирнов, Лариса Малеванная, Василий Мищенко, Владимир Гостюхин – актеры старшего поколения, погрузившиеся в рисунок своих персонажей и сыгравшие то, что хотел режиссер.
Народный артист Будник, который "пил с Лукино", носит костюм от Кардена и значок депутата, но при этом живет с трагическим комплексом артиста-звезды ("компромисс убивает искусство") в роли Павла Деревянко тоже точен до мелочей – образ собирательный не только для того времени. Чудесная Наденька Кривицкая в исполнении Светланы Колпаковой, ее дуэт с Ефремовым – отдельный номер, которого все время ждешь. Очень талантливо сыгранный Федором Лавровым Костя Паршин. Нет в "Оттепели" случайных людей и почти нет проходных эпизодов.
Не все концы сходятся в финале. Тодоровский оставляет много "крючков" для возможности снять второй сезон. Табличка на поезде "Москва – Одесса", и мимолетный герой Петя из Одессы, играющий на гитаре узнаваемые мелодии отца, Петра Ефимовича Тодоровского, который недавно ушел из жизни – это все манок в будущее. Будет оно или нет — неизвестно. Но настоящее получилось.
И, конечно, показательны рейтинги "Оттепели". Понятно, что бывали у сериалов цифры и выше. Но к началу премьеры, с таким неочевидным на первых порах для зрителя сюжетом, сразу пришло более 23% телевизионной аудитории среди всех зрителей старше 18 лет. Единодушны были тут и москвичи, и жители других городов страны. Показатели ровные: доля около 23% и рейтинг 8%. В среднем "Оттепель" на "Первом" канале в стране посмотрело более четырех миллионов человек.
На протяжении всех 12 серий доля "Оттепели" практически не снижалась, и составила более 20%. В социальных сетях споры не угасали все время, что шел сериал, здесь встречались противники и защитники того, что придумал на телеэкране Валерий Тодоровский. А зритель мирно пропустил три дня (пятницу, субботу и воскресенье), и в понедельник вновь вернулся к телеэкрану в прежнем составе – в количестве 20% аудитории. И снова и в Москве, и по стране в целом.
По итогам прошлой недели сериал Валерия Тодоровского занимает первую строчку среди всех сериальных проектов, и среди москвичей и среди жителей других городов. И если посмотреть на данные в разных целевых группах, то в этот раз (это тоже не совсем типичная для эфира ситуация) – среди проектов лидеров-недели нет вообще ни одного другого сериала ни у "России 1", ни у НТВ. "Оттепель" ушла в большой отрыв.
Самыми активными зрителями сериала Валерия Тодоровского стали женщины в возрасте от 25 до 54 лет и аудитория старше 55 лет. Это предсказуемо. Доля женщин среди аудитории "Оттепели" составила 23% (рейтинг выше 8%). Тех, кому больше 55-ти, у телевизоров было 25% (рейтинг больше 12%).
Рейтинги дают надежду на то, что второй сезон "Оттепели" может появиться в эфире. Такими показателями и реакцией зрителя, конечно, доволен и канал. И сам режиссер. Хотя похвала Георгия Данелии, который сказал Валерию Тодоровскому, что ему удалось в "Оттепели" поймать настроение времени, вероятно, для него важнее всего. Это как медаль.
Что ждет нас в итоге, мы не знаем. "Оттепель" закончилась. А до весны еще надо дожить.
Читайте другие материалы автора:
- Шерлок Холмс в новой партии
Новая экранизация приключений знаменитого сыщика на канале "Россия 1" стала самым обсуждаемым событием в телеэфире и вызвала противоречивые отклики. Арина Бородина рассказывает о том, каким она увидела "Шерлока Холмса" и о реакции на него зрителей. Читайте подробнее >> - Как в телеэфире ищут врагов
Самым заметным проектом недели стал восьмисерийный фильм Владимира Познера «Германская головоломка». Об этом фильме, а также о том, какими методами главные российские телеканалы снова разоблачают врагов, рассказывает Арина Бородина. Читайте подробнее >> - Легенды народного единства
Теленеделя попала на День народного единства. Обозреватель РИА Новости о том, как телеканалы формулируют смысл этого праздника в новостях и что они показывают зрителям в эти дни.Читайте подробнее >> - Эфир накрылся "Пеплом"
28 октября стартовала премьера — сериал "Пепел". Арина Бородина рассказывает о том, каким она увидела сериал, а также о других премьерах теленедели. Читайте подробнее >> - Телегерои из разных эпох
Событие теленедели — цикл "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" на "Первом канале". Обозреватель РИА Новости рассказывает о том, каким она увидела этот цикл, а также о выборе телезрителей разных возрастов. Читайте подробнее >>