Теленеделя 18-25 ноября
Новая экранизация приключений знаменитого сыщика из рассказов Артура Конан Дойля на канале "Россия 1" стала самым обсуждаемым событием в телеэфире и вызвала противоречивые отклики. Обозреватель Арина Бородина рассказывает о том, каким она увидела телесериал "Шерлок Холмс", о реакции на него зрителей, а также о других высоких показателях теленедели.
Новый "Шерлок Холмс" — премьера сезона
"Шерлок Холмс" на "России 1" — одна из двух главных сериальных премьер нынешнего сезона на этом канале. Ее, как и предыдущую – "Пепел" — анонсировали здесь так же неистово. Мнения зрителей разошлись. Кто-то совсем не принял версию Андрея Кавуна, кто-то, напротив, нашел новую экранизацию выдающейся.
Всего в новом "Шерлоке Холмсе" 16 серий. Показывали их по две каждый вечер в течение двух недель. По какому же принципу пошли создатели? Ведь есть обожаемая, и многими почитаемая за эталон, версия Игоря Масленникова "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Эпоху в новом сериале оставили прежней, Англия XIX века на экране снималась в основном в Петербурге и его окрестностях. Это роднит новую версию с советской экранизацией рассказов Артура Конан Дойля. "Картинка" в "Шерлоке Холмсе" на экране создана просто замечательная! Редкий российский сериал сегодня может похвастаться такой тщательной и профессиональной работой художников–постановщиков. Глаз отдыхает. Костюмы, грим, операторская работа (чего стоит финал в серии "Последнее дело Холмса"!), музыка в "Шерлоке Холмсе" на высоте. Все органично, современно, стильно. И не вызывает отторжения.
Шерлок Холмс на канале "Россия 1" молод, а доктор Ватсон (который в русском варианте "звучал" простецки и почти нарицательно), согласно английской транскрипции, теперь, как и положено — Джон Уотсон, старше его. Именно он выходит на первый план. Холмс в исполнении Игоря Петренко не курит трубку, не ходит в классическом костюме и не играет на скрипке. Он лишь иногда дергает струны висящего на стене инструмента. И у камина, как Холмс Василия Ливанова, он тоже задумчиво не сидит.
Холмс Петренко — молодой, экзальтированный, местами истеричный неврастеник, который все время говорит обрывками. Если он что-то делает, то боком, то согнувшись, то скрючившись. И все время поправляет сползающие очки. В его комнате неуютно, там царит какой-то хаос. К Ирэн Адлер у него отнюдь не платоническое и возвышенное чувство. У Кавуна Холмс и Адлер — любовники. Их отношения страстные и запутанные одновременно. Образ Ирэн (Лянка Грыу) вообще стал в "Шерлоке Холмсе" одним из ключевых. Она не просто певица-авантюристка, она почти преступница, попавшая в сети Мориарти и вынужденная на него работать.
Уотсон в исполнении Андрея Панина (это последняя в жизни работа одного из самых талантливых актеров своего поколения) – главная удача сериала "Шерлок Холмс". На экране не глуповатый, немного наивный, доброжелательный и все время удивляющийся тому, что вытворяет мозг Холмса, доктор Ватсон, отлично сыгранный Виталием Соломиным у Игоря Масленникова. Здесь это надежный, мудрый, опытный, прошедший войну в Афганистане, мужественный, немногословный, рефлексирующий и местами потерянный, неравнодушный Джон Уотсон. Не очень понятно, конечно, что их в начале сближает. И почему этот Холмс и этот Уотсон вместе. Но чем дальше смотришь сериал, тем меньше вопросов на этот счет. Актеры сыграли точно.
Следить за работой Панина на экране в "Шерлоке Холмсе" — сплошное удовольствие. Быть главным героем сериала по сути, но по форме не выпячивать это на экране, деликатно уходя в тень, дать почувствовать зрителю, что это партнерская игра — такое редко можно наблюдать в российских сериалах. Андрею Панину это удалось.
Лестрейд у Кавуна в исполнении Михаила Боярского тоже совсем не тот, что у Масленникова в исполнении Борислава Брондукова. Сначала тоже не понимаешь, какой он. Но постепенно вырисовывается характер: не тупой служака, а амбициозный и нервический полицейский начальник, который, хотя и отдает должное молодому Холмсу, но никак не может примириться с собственной профессиональной несостоятельностью.
Ну и миссис Хадсон в исполнении Ингеборги Дапкунайте, конечно, совсем не похожа на добропорядочную пожилую леди в исполнении Рины Зеленой. Молодая сорокалетняя вдова не менее эмоциональна, чем ее главный постоялец Холмс, местами фривольна и истерична. А под финал она и вовсе становится женой Уотсона, что, впрочем, очевидно с самого начала нового "Шерлока…". Дапкунайте и Боярский – тоже с нуля сумели создать на экране совершенно новых героев, с хорошо известными именами. За их характерами интересно наблюдать.
Одна из двух главных проблем сериала "Шерлок Холмс" — очень заметно, что он сдавался в эфир с колес. Это не скрывали даже на самом канале. Более того, ведущий Борис Корчевников в своем ток-шоу "Прямой эфир", посвященном премьере "Шерлока Холмса", сообщил зрителям, что режиссер Андрей Кавун едва ли не круглосуточно сидит в монтажке, поскольку выпускает серии к эфиру. Зачем об этом нужно было рассказывать аудитории, пусть решает сам канал. Но получилось не слишком умно. А вот небрежность на выпуске в первых сериях очевидна. Здесь трудно понять, что происходит с сюжетом. Звук, монтаж, темп часто раздражают, многое в сюжетах хаотично. Диалоги часто не разобрать.
К примеру, в "Обряде дома Месгрейвов" много нового, чего нет в одноименном, довольно простеньком рассказе, но сюда же намешаны еще и штрихи от "Собаки Баскервилей". А в самой "Собаке Баскервилей" почти ничего не осталось от канонической истории. Персонажи изменены часто радикально, у них появляются новые детали характера, не всегда оправданные, но иногда эффектные.
Так, например, в серии "Камень, ножницы, бумага", герой по имени Шолто (у Конан Дойля и Масленникова их вообще двое с такой фамилией: братья–близнецы, и образ совершенно другой), превращен чуть ли не в главного злодея. А одноногий Смолл, который у Масленникова и есть преступник, в новой версии становится другом и сослуживцем Уотсона и погибает, весь измученный и в крови, прямо в квартире на Бейкер-Стрит. Вообще эта серия настолько перелицована, что скорее отторгает, чем притягивает.
В финале, когда доктор Уотсон, понимая, что его бывший друг Шолто (яркая работа Игоря Скляра), совершил преступление, вызывает его на дуэль, вдруг слышит от него такую отповедь: "…Они заполонили здесь все. Они живут в наших домах. Они торгуют на наших рынках, они режут своих баранов уже у меня на улице. Они танцуют на наших площадях… Это называется толерантность? За это мы с тобой воевали, Джон?.. Скоро их станет больше, чем нас… В каждой семье их по 10-12 человек, они плодятся, как крысы… И мы против такой толерантности и такой плодовитости… Или мы их, или они нас…"
Напомню, что сериал вышел в эфир на государственном канале. Цитата очень "примечательная", ее потом широко распространяли в социальных сетях. Впрочем, речь идет не о современной России, как могло бы показаться, а об Англии XIX века и об отношении героя к тем, кто приехал туда из индийских колоний.
В "Шерлоке Холмсе" все актерские работы — интересные. Почти нет проходных. Андрей Мерзликин, Леонид Ярмольник, Александра Урсуляк, Алиса Гребенщикова, Светлана Крючкова, Сергей Юшкевич… Алексей Горбунов в роли профессора Мориарти — тоже очень удачная находка.
"Шерлок Холмс" — работа неоднозначная, вызвавшая споры. Но сделана она высококачественно, талантливо. Эта премьера из тех сериалов, которые сделаны на годы вперед. И может быть, будущий, более молодой зритель оценит ее лучше нынешнего. Ведь большая часть сегодняшней телеаудитории находится в сильной и объяснимой зависимости от знаменитых "Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона" Игоря Масленникова.
"Убить Сталина" накрыл "Шерлока Холмса"
Массовый зритель совсем не принял нового "Шерлока Холмса", и об этом говорят рейтинги. Они фактически убийственны для создателей. При показе первых двух серий доля аудитории среди всех зрителей старше 18 лет уже была не высока – в среднем около 15%. Для премьеры, которую так ждали и так анонсировали, это крайне невысокие цифры. А дальше совсем плохо. Уже во второй вечер доля "Шерлока…" на "России 1" резко упала. В Москве — с 14,7% до 10,8%, по стране – с 15,3% до 9,8%. На второй неделе в среднем уже лишь 6-7%. И так во всех возрастных группах. И от серии к серии рейтинги все время снижались. Среди зрителей от 14 до 24 лет доля показа в среднем на уровне 5%. У женщин от 25 до 54 лет – 11,2%, у мужчин этого возраста – 9,1%, у тех, кому больше 55 лет – 9,8%. Обычно самая возрастная часть телевизионной аудитории более благосклонна к сериалам. Но здесь этого не случилось, что объяснимо: в категории зрителей 55+ явно больше всего поклонников экранизации Игоря Масленникова.
Само программное решение канала "Россия 1", — показать встык новую и старую версию про Шерлока Холмса, — вызывает сильное изумление. Что именно хотел показать канал? Либо он стеснялся новой экранизации и заискивал перед аудиторией: дескать, смотрите, вот, что сняли, а вот вам, чтобы не расстраивались, то, что вы знаете и любите. Или наоборот, хотел показать себя смелым экспериментатором – сравнить за один раз сразу два режиссерских подхода к одному произведению?
Но обычно таким приемом пользуются конкуренты, которым в таких ситуациях всегда выгодно оттенить непонятное пока новое — любимым старым. Какими бы ни были мотивы этого программного решения, объяснить его логически совершенно невозможно, с точки зрения рейтингов тоже никакой отдачи не получилось. А то, что зрителя немного перегрузили Шерлоком Холмсом, очевидно. Все-таки по четыре серии за вечер в двух вариантах, которые требуют от зрителя серьезной эмоциональной перезагрузки от одной версии к другой – это слишком.
Под финал "Шерлоку Холмсу", впрочем, как и всем остальным сериалам, пришлось несладко. Прайм-тайм накрыл сериал "Убить Сталина" на "Первом". Ретро-стилистика, эпизоды из советской эпохи, с обязательным разоблачением врага государства, военно-патриотические сюжеты с присутствием в них Сталина и Берии почти бесперебойно представлены именно в эфире государственных телеканалов.
При этом подобные сериалы, похоже, производят на одной и той же "сериальной фабрике", на которой никого не волнует, как это было в реальности.
Вот о чем "Убить Сталина": "Осень 1941 года. Немецкие войска подошли к Москве… Положение на фронте тяжелое. Руководство рейха решает нанести сокрушительный и коварный удар – убить Сталина… Осуществить "операцию"… помогает глубоко внедренный в нашу армию фашистский агент. На пути врага встают умные и смелые сотрудники МГБ СССР".
Про "умные и смелые" я цитирую пресс-релиз "Первого канала". Ну и классическое противостояние: главный герой — "наш" Александр Домогаров, главный антигерой — "диверсант" Михаил Пореченков. Разве может устоять массовый зритель против такого дуэта и сюжета, где все время в кого-то стреляют, кого-то ловят, а главное – подозревают и разоблачают диверсии? В итоге очень высокие рейтинги. Особенно у тех, кто старше 55 лет.
Первые серии "Убить Сталина" только в Москве среди зрителей старше 18 лет посмотрело около 22% аудитории (рейтинг выше 8%). А по стране доля первых двух серий составила 24,5% с рейтингом 8,6%. Среди общероссийской аудитории старше 55 лет доля 32,7%, рейтинг – 16,1%. Этот сериал на "Первом" сейчас смотрит почти в три раза больше зрителей, чем умного и красивого, как виньетка, "Шерлока Холмса" на "России 1".
Вот этот момент, про "члена еврейской общины и владельца ювелирного магазина", который сам вышел на связь с советскими разведчиками (как он их, интересно, узнал?) я, признаться, перечитала дважды, настолько была впечатлена сценарным ходом.
Ну и еще о ретро. Но с большим знаком качества. Со 2 декабря, как раз, когда на "России 1" начнется премьера "Бомбы", на "Первом канале" состоится премьера "Оттепели" Валерия Тодоровского. Это телевизионный двенадцатисерийный фильм. Его анонсы в эфире, где звучит новая песня Константина Меладзе, идут почти месяц. Это режиссерский дебют Тодоровского, одного из самых талантливых современных кинематографистов, в сериальном жанре. Не пропустите эту премьеру. Такие события на нашем телевидении случаются редко.
Телелидеры недели
Что больше всего смотрели зрители разных возрастов на прошедшей недели?
В Москве молодые люди от 14 до 24 лет предпочитали очередную часть любимого Гарри Поттера – вторая часть "Гарри Поттер и дары смерти" на ТНТ собрала более 44% аудитории. Мужчины от 25 до 54 лет по-прежнему активно выбирают сериалы НТВ – "Пятницкий" и "Шеф-2" (в среднем доля 25%). У женщин-москвичек и аудитории старше 55 лет в лидерах шоу "Голос" (его смотрят более трети всех включивших телевизор). Тут же непременные программа "Время" и "Пусть говорят" Андрея Малахова.
В этот раз среди сериалов у молодежи символично лидирует "Молодежка" на СТС (чем дальше сериал идет в эфире, тем охотнее его смотрят те, кому от 14 до 24 лет) и "Универ. Новая общага" на ТНТ.
НТВ отличилось на прошлой неделе высокими показателями годами испытанного формата, который и в новой версии приносит каналу рейтинг.
Две программы удерживают сейчас субботний прайм-тайм канала: "Центральное телевидение" и "Новые русские сенсации". Последняя – особенно. На этой неделе бесчисленное количество раз в межпрограммке канала зрителям обещали, что их ждет "мировой эксклюзив". Я совсем не уверена, что кому-то в мире это так же интересно смотреть, как российским зрителям. Но на НТВ настойчиво напирали на слово "мировой". Выпуск "Новых русских сенсаций" назывался тоже не менее броско — "Тайна пациента №1".
Дальше все понятно. Рецепт изготовления такой телепродукции стандартный: в кадре собираются воспоминания разных людей, от бывшего соседа по палате в психиатрической клинике до офицера КГБ в отставке, а также архивные кадры, фрагменты старых интервью Михаила Горбачева, где он, в том числе, вспоминает свою покойную жену. Рефреном по всей программе шел закадровый комментарий про Евгения Титоренко: "Кому выгодно, чтобы он никогда не вышел из психушки?"; "Кто пытался присвоить себе его квартиру?"; "Спасет ли своего шурина бывший президент Советского Союза?".
Ну и зрители тоже остались верны себе. "Новые русские сенсации" про брата Раисы Горбачевой смотрели очень охотно. Особенно аудитория старше 55 лет. Среди этой группы зрителей доля программы в Москве составила более 28%, рейтинг – 15,6%. Общероссийская доля – 25% рейтинг – 13,9%. И НТВ, конечно, продолжит в том же духе: рейтинги-то высоки.
На этот раз большую часть программы посвятили… убийству Влада Листьева. Экстрасенсы угадывали, кто был изображен на фотографиях, какие-то детали биографии Листьева, и даже пытались высказать свои версии его убийства.
Давно понятно, что в "Битве экстрасенсов" нет никаких преград в темах. Как это выглядит со стороны; что именно и как делают экстрасенсы во время программы, пересказывать бессмысленно. Кто хочет — смотрите сами.
Выпуск "Битвы экстрасенсов" на ТНТ про убийство Влада Листьева посмотрело более трети зрителей в возрасте от 14 до 24 лет (доля 33,4% с рейтингом 7,1%), более четверти женщин в возрасте от 25 до 54 лет (доля 26,9% рейтинг 11,4%) и около 20% мужчин этого же возраста (доля 18,7% и рейтинг 6,9%). Рейтинги очень высокие. Значит что-то же привлекло людей именно в этой программе
"Самый мистический проект, участники которого доказывают миллионам телезрителей, что они не сумасшедшие и не шарлатаны", — с этих слов начинает "Битву экстрасенсов" ее ведущий Марат Башаров. С этим утверждением, конечно, можно сильно поспорить, но факт есть факт: судя по рейтингам, эту программу на ТНТ смотрят просто взахлеб.
Читайте другие материалы автора:
- Как в телеэфире ищут врагов
Самым заметным проектом недели стал восьмисерийный фильм Владимира Познера «Германская головоломка». Об этом фильме, а также о том, какими методами главные российские телеканалы снова разоблачают врагов, рассказывает Арина Бородина. Читайте подробнее >> - Легенды народного единства
Теленеделя попала на День народного единства. Обозреватель РИА Новости о том, как телеканалы формулируют смысл этого праздника в новостях и что они показывают зрителям в эти дни.Читайте подробнее >> - Эфир накрылся "Пеплом"
28 октября стартовала премьера — сериал "Пепел". Арина Бородина рассказывает о том, каким она увидела сериал, а также о других премьерах теленедели. Читайте подробнее >> - Телегерои из разных эпох
Событие теленедели — цикл "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" на "Первом канале". Обозреватель РИА Новости рассказывает о том, каким она увидела этот цикл, а также о выборе телезрителей разных возрастов. Читайте подробнее >> - Зеркальное телевидение
Главное в телевизионных новостях — события в московском районе Бирюлево. Из них в эфире сделали целое постановочное шоу. О событиях и программных решениях прошедшей недели. Читайте подробнее >>