Теленеделя с Ариной Бородиной

RSS

Телегерои из разных эпох

(обновлено: )1168931911
Евгений Евтушенко и Соломон Волков вспомнили эпоху

Теленеделя с 14 по 21 октября

Событие теленедели – цикл "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" на "Первом канале". Обозреватель Арина Бородина рассказывает о том, каким она увидела этот цикл, а также о выборе телезрителей разных возрастов.

Три вечера с Евгением Евтушенко

Еще до премьеры цикла "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" было понятно, что он точно станет телевизионным событием. Отношение к этой премьере разное — от восторга до полного  неприятия.  Но среди типовой телепродукции для массовой аудитории, поставленной сегодня на поток, разговор поэта Евгения Евтушенко и известного писателя-интервьюера Соломона Волкова три вечера подряд выглядит как явление неординарное. 

Евтушенко, которому уже за 80, давно живет в Америке, в городе Талса, штат Оклахома, где почти 20 лет преподает в университете. Волков, автор известных книг и ярких интервью со знаменитыми людьми, тоже живет в США. Его "Диалоги с Иосифом Бродским" — одна из самых популярных и любимых поклонниками поэта книг-биографий, во многом раскрывшая личность Бродского и для массовой публики.

Евгений Евтушенко и Соломон Волков говорили 10 дней, их интервью составило 50 часов. Иногда это было физически тяжело обоим

Как появился этот фильм? Евтушенко написал Волкову письмо: "Дорогой Соломон! У меня к тебе предложение. Я готов к разговору…" Собственно, с этого и начинается телевизионная версия бесед Волкова и  Евтушенко. И главная тема – это сложные отношения между Евгением Евтушенко и Иосифом Бродским. Волков в фильме говорит, что это — "главная драма жизни Евтушенко". Сам Евтушенко в фильме откровенно признается: отношения с Бродским — "самое больное мое место".

Но история противостояния Бродского и Евтушенко — это третья серия, заключительная часть цикла "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко".

Первые две, которые показали в эфире во вторник и среду, резко от нее отличаются. И сутью, и телевизионной формой.

Автор сценария и режиссер цикла – корреспондент "Первого канала" Анна Нельсон, которая работает в США. Нельсон — профессиональный репортер, в 2008-м году получила премию ТЭФИ в этой номинации. Именно Нельсон предложила Соломону Волкову во время интервью записать на телекамеру воспоминания Евтушенко. Запись длилась  почти 10 дней и уложилась в 50 часов экранного времени. В итоговый вариант фильма, который Нельсон сделала на основании диалогов Волкова и Евтушенко, вошло лишь более трех часов. И вот в этом, на мой взгляд, заложена главная проблема этого цикла. Из 50 часов сделать три — очень сложно. К тому же у телевизионного формата есть свои законы, они сильно отличаются от литературных интервью, даже у таких масштабных личностей как Соломон Волков.

Ну и совсем ни одно и то же — быть хорошим репортером и стать сценаристом и режиссером, получившим в руки такой редкий, в чем-то уникальный, исповедальный материал одного из самых известных поэтов  своего времени. Исключения из правил не получилось.
У цикла "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" нет внятной структуры. Воспоминания скачут кусками: вот эпизод, когда перед Евтушенко оказалась голая Марлен Дитрих. А вот детство, вот отношения с первой женой, Белой Ахмадулиной. Вот война во Вьетнаме. Вот драма отношений со второй и третьей женой, брошенные дети, вот похороны Хрущева. Карибский кризис и вербовка Евтушенко КГБ в 1957 году… Немного о Солженицыне, снова отношения с женщинами, еще чуть-чуть о Высоцком, Любимове, потом большой фрагмент о Фиделе Кастро, Роберте Кеннеди, о встрече с президентом Никсоном…

Почему именно эти этапы истории и эти куски воспоминаний вошли в фильм? Почему, например, нет ни слова о периоде работы Евтушенко секретарем Союза писателей, о том, как он был народным депутатом, или о его творчестве во времена правления Брежнева? Нет ни слова о том, как поэт соглашался с цензурой  на свои стихотворения  из-за их "идеологической нецелесообразности"…  О его сложных отношениях не только с Бродским, но и с другими  поэтами и писателями…

Мы не знаем, что рассказывал или не рассказывал об этом Евтушенко. Хотя в своем письме Соломону Волкову он написал: "наш разговор станет единственным большим интервью, подытоживающим все эти 80 лет жизни поэта, которого при жизни называют великим в разных странах. А правда это или неправда, – надо еще разобраться".

Создатели цикла представили нам свою версию "подытоживания". Евтушенко получился эклектичным, гладким и исключительно героическим. Хотя, в его жизни, как и в жизни любого известного и талантливого человека, было много драм, не только личных, и главное – много полутонов. А их в фильме практически нет. 

В фильме  нет монолога Евтушенко (которого, конечно, все время хочется слушать); зрителю предложен диалог. Судьбу и личность Евгения  Евтушенко приходится постигать через вопросы Соломона Волкова, сценарий и монтаж Анны Нельсон.

Анна Нельсон, задумав этот сложный и важный по смыслу цикл, судя по всему, хотела, чтобы здесь было два равноправных героя. Это следует из названия, в котором сразу два имени – Волкова и Евтушенко —, и из того количества планов и проходов, в которых зрителю показывают автора вопросов. И это тоже разрушает общую ткань фильма. Потому что, по сути, герой один – Евгений Евтушенко. Ведь это же он написал письмо Соломону Волкову, что готов дать большое интервью. Что хочет выговориться. А как-то толком не получилось. То ли не не сумел он. То ли просто авторы не сумели это показать — оставили за кадром.

Зрителю, который не обязан быть знаком с привходящими обстоятельствами, кроме тех, о которых ему в конкретный момент рассказывают с телеэкрана, вряд ли так необходимо знать, как именно хотел покончить с жизнью Евгений Евтушенко. О возможном самоубийстве поэт сам признается  в своих воспоминаниях. Но Волков зачем-то уточняет у него: "А как именно вы хотели покончить собой – повеситься или выпить таблетки?" Неужели эта деталь так важна?

Или в эпизоде про сложные любовные отношения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной вдруг звучит вопрос Соломона Волкова: "Кто же научил ее пить по-серьезному?". Если бы даже в ответ Евтушенко произнес фамилию некоего N.N., что бы это дало зрителю с точки зрения понимания судьбы Евтушенко и его отношений с первой женой? Но к его чести, он на эти вопросы вообще не отвечает. 

На протяжении трех серий фильма так и не прозвучало вопроса о мере компромисса, который неизбежно сопровождал большую часть творческой жизни Евтушенко, его поэзию, связанную со всеми идеологическими издержками советской системы. Но зато был вопрос о том, чем отличались отношения  поэта с первой и второй женой (личная жизнь Евтушенко вообще занимает самое большое место в двух первых сериях). Или ремарка Волкова о том, что Бродский утверждал, что его дон-жуанский список вдвое больше, чем дон-жуанский список Пушкина в том же возрасте. Но и это Евтушенко, к счастью,  фактически пропускает мимо, замечая лишь, что он не вел подобных списков, просто всю жизнь очень любил женщин.

Для Евгения Евтушенко отношения с Иосифом Бродским – главная драма его жизни

Третья серия "диалогов" Волкова и Евтушенко – это  конфликт с Бродским. Безусловно, это серия самая яркая и, в отличие от двух предыдущих, имеющая и логику построения, и логику изложения, и понятную драматургию. О том, насколько этично или неэтично сопоставлять в эфире воспоминания ушедшего из жизни Иосифа Бродского, звучащие на магнитофонной пленке, находящейся в архиве у Соломона Волкова, с версией этих же событий, рассказанной в фильме Евгением Евтушенко (ведь Бродский уже не может ответить на представленную публике трактовку Евтушенко) – каждый решит для себя сам. Общего знаменателя здесь нет. И то и другое – уже история.

И письмо Бродского, которое Евтушенко показывает в фильме, выставляющее нобелевского лауреата не в лучшем свете (Бродский в нем просит не брать Евтушенко на работу в университет, утверждая, что он не достоин этого, поскольку поддерживает антиамериканские настроения) теперь осталось в своей эпохе. Хотя сам Бродский уже никак не может ответить и объяснить, как появилось это письмо. Но вывод, почти как приговор, в фильме звучит. Соломон Волков, комментируя этот поступок с письмом, утверждает:  "Бродский — самый несоветский поэт в чем-то все равно оставался советским человеком".

Что смотрели в телеэфире на неделе с 7 по 14 октября. Россия

Евтушенко не щадит себя в третьей серии. Здесь как раз и чувствуется магия эфира – энергетика начинает пробивать экран. Минимум вопросов. И монолог, который и является в фильме самым ценным.

"Маша запрещает мне говорить о Бродском. Это самая больная моя тема", — говорит Евтушенко не столько Волкову и зрителям, сколько, похоже, самому себе. И ради этого, он, конечно, и захотел говорить, несмотря на нежелание жены.  Евтушенко не ставит точку, хотя видно, что местами он просто ожесточен, как, впрочем, и Бродский был во многом беспощаден к Евтушенко. Бродский обвинял Евтушенко в том, что он тоже помогал КГБ в его травле, Евтушенко возмущался тем, что Бродский просил не брать его на работу в американский университет. Этот отчетливо показанный поединок-конфликт двух больших поэтов, одного из которых уже нет в живых, во многом оправдывает недочеты двух первых серий. "В небесах помиримся", говорит Евтушенко о Бродском.

Что смотрели в телеэфире на неделе с 7 по 14 октября. Москва

А вот с продюсерской задачей канал, безусловно, справился, и с этим можно поздравить Кирилла Клейменова, который,  давно возглавляя Дирекцию информационных программ "Первого канала", выступил в совершенно новом для себя амплуа – он стал продюсером этого цикла. Фильм активно обсуждали в социальных сетях, о его показе заговорили задолго до премьеры, и, судя даже по противоречивым отзывам, цикл на «Первом» ждали, его включили даже те, кто уже давно перестал смотреть телевизор.

А вот как это выглядело с точки зрения массового зрителя. Первая серия цикла в Москве среди аудитории старше 18 лет собрала долю 12% (рейтинг 3,3%). Это несколько выше, чем в среднем собирает эта линейка в 23.30. Конечно, ключевыми зрителями были люди старше 55 лет (они и телевизор чаще смотрят, и им хорошо понятно, кем был для страны Евгений Евтушенко): доля 17,2% (рейтинг 5,6%). Весьма примечательны и показатели у зрителей в возрасте от 14 до 24 лет. Здесь доля фильма "Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко" составила  12,6% (рейтинг 1,7%).  Это много, особенно если учесть, что это не канал ТНТ или СТС, где молодых традиционно много,  а "Первый" — с более консервативной аудиторией.  Эти цифры, скорее, отражают интерес молодых людей к личности Соломона Волкова и, конечно же, Иосифа Бродского.

Но в целом же в день премьеры цикла с воспоминаниями Евтушенко на «Первом» зрителей гораздо больше интересовала… некачественная еда. Именно этой излюбленной теме  массовой телеаудитории  посвятил свое очередное расследование Аркадий Мамонтов. В 23.50 на канале "Россия 1" начался цикл

"Специальный корреспондент" про то, "что мы едим, как мы едим и чем это опасно для нас", — так тему определил сам Мамонтов. По десятиминутной динамике распределения телеаудитории видно, что к началу цикла на "Первом" в 23.30 доля в Москве составила 15%, а уже через 20 минут, когда на "России 1" начался  "Специальный корреспондент", зрители ушли туда: на "Первом" доля упала до 11,1%, а на "России 1", напротив, выросла до 13%. Дальше – больше: до 17%. В итоге фильм Мамонтова про ужасы пальмового масла и прочих продуктовых добавок собрал долю в 18,5%  с рейтингом 4,2% (среди зрителей старше 55 лет доля и  вовсе составила 26,8%  с рейтингом 7,1%).

Все это в логике нынешнего зрителя объяснимо. И хотя выраженный в цифрах эффект ожидания от телевоспоминаний Евтушенко мог быть и большим (и у третьей серии о Бродском сохраняются все шансы получить высокие для такого формата рейтинги), все равно этот проект — не из тех, которые готовят к эфиру ради показателей. Такие премьеры делают ради репутации. Именно таким был для канала "Россия" "Подстрочник" Олега Дормана с воспоминаниями Лилианны Лунгиной, премьера которого состоялась не на специализированной "Культуре", а именно на главном массовом канале ВГТРК.

"Соломон Волков. Диалоги с Евгением Евтушенко", конечно, не "Подстрочник". Но он войдет в телевизионную историю. Так же, как вошел давно в историю сам  Евтушенко. В финале первой серии он вспоминает похороны Никиты Хрущева, говорит о том, что тогда это было "прощание с эпохой". И потом, прямо в кадре, Евгений Евтушенко неожиданно заплакал. Вот так, со слезами, он произнес, пожалуй,  главное, вне зависимости от того, все ли он сказал, и везде ли был искренним: "Вот так я прощался с этой эпохой. Но это моя эпоха. Что делать? Другой у меня не было…"

Совсем нетипичный сериал ТНТ

Совершенно неожиданный сериал,  с точки зрения формата канала, идет сейчас в эфире ТНТ. Точнее, уже заканчивается. Начался он еще 30 сентября. Обычно в сериалах ТНТ, вне зависимости от их качества, юмора больше, чем смысла. 

А мелодраматическая линия и психология отношений героев в сериалах ТНТ — вообще редкость. "Студия – 17" — так называется этот сериал – означает название компании, в которой четверо молодых людей пытаются создать свой бизнес: снимают рекламные ролики. Без юмора, конечно, не обошлось и здесь, иначе, зачем это аудитории ТНТ? Но сериал получился лирическим, веселым и умным одновременно. Абсолютно универсальным. Такие сериалы, хотелось бы, конечно чаще видеть в эфире молодежных каналов. Но, похоже, они выпадают из "формата". 

История четырех молодых людей из рекламного агентства Студия 17 - нетипичный для ТНТ сериал
1/3
История четырех молодых людей из рекламного агентства "Студия 17" - нетипичный для ТНТ сериал

Главные герои "Студии 17" —  Денис, Петя, Эдик и Оскар (получились очень интересные сериальные типажи) — совершенно разные по образу и характерам. В каждой серии смешиваются их истории о любви, дружбе, отношению к жизни, к близким, к делу, которым они занимаются… Там переплетаются их успехи, и провалы – творческие и человеческие.

Конечно, в сериале есть и  сленг, и "запиканные" жесткие выражения, и сексуальные сцены. Но все это не выглядит нарочито, а, напротив, делает сюжет реалистичным, а отношения молодых людей — такими, какими они чаще всего и бывают в жизни.
Нетипичен сериал еще и потому, что во многих сериях "Студии 17", кроме совсем молодых артистов, играют очень известные актеры, которых раньше трудно было бы представить в сериалах ТНТ: Валентин Гафт, Евгений Стеблов, Чулпан Хаматова… И это получилось очень органично.

Гафт в "Студии 17" играет в прошлом талантливого советского режиссера, которого ребята приглашают снять видеоклип по заказу одной из компаний. В этой серии, так же, как и в серии с героем Стеблова, который играет невезучего, но доброго изобретателя-неудачника (для него тоже нужно снять клип о его "открытии") заложена мысль, которой почти нет ни в одном из других тнт-шных сериалов. Они  — о взаимоотношениях со старшим поколением, о непонимании, и о выборе, который иногда приходится делать вопреки своим интересам. И сделано это в "Студии – 17" без морализаторства, обаятельно, и точно по сути.

Рейтинги  у сериала неплохие, он даже дважды вошел в число лидеров в Москве среди зрителей от 14 до 24 лет. Но в целом динамика показа не было рекордной для ТНТ.  В Москве его смотрели активней, нежели в других городах страны. В столице у зрителей этого возраста средняя доля "Студии 17" — 24%, общероссийская – 18,8%.

Но в целом гораздо больший успех  — на стороне таких форматов, как "Универ" и "Реальные пацаны", не говоря уже об "Интернах".  "Студия – 17" — скорее, исключение из правил ТНТ.  Захочет ли канал продолжать этот сериал (а все сюжетные линии дают возможность снять новые серии), непонятно. Смысл или развлечения – это ведь не только выбор героев  сериала "Студии 17". 

Что больше всего смотрели

Мужчины больше всего на прошедшей неделе смотрели футбол. Здесь полное единодушие и в Москве, и в других городах страны. Отборочный матч  между сборными России и Азербайджана, давший возможность нашей сборной попасть на Чемпионат мира по футболу,  принес прямой трансляции матча на "Первом канале" высокие показатели. Среди мужчин в возрасте от 25 до 54 лет доля аудитории в среднем составила около 30% (москвичи смотрели более активно — здесь доля 34%).

"Голос" продолжает сохранять лидерство почти во всех аудиториях. И его по-прежнему меньше смотрят мужчины.
Самые же высокие показатели по итогам недели среди разных групп зрителей — у выпуска программы "Пусть говорят", где обсуждали драматичную историю народного артиста СССР Алексея Баталова, которому совсем скоро исполнится 85 лет. Замечательный актер стал жертвой мошеннической ситуации, в результате которой его сосед по даче в Переделкино смог отобрать часть земли, которая принадлежала семье Баталовых.

Обсуждение было бурным и эмоциональным. Не менее активными были и телезрители. "Пусть говорят" удалось даже немного обойти "Голос". Среди зрителей старше 55 лет (а они неизменно самые активные потребители такой телепродукции) выпуск "Пусть говорят" о скандале вокруг земельного участка Алексея Баталова посмотрело более 30% аудитории (рейтинг программы составил более 17%). 

А на НТВ в субботу вышли "Новые русские сенсации". И эта линейка напомнила о более привычной для канала программной стилистике. Канал с начала сезона все пытается найти себя в новых форматах, а потом, не найдя отдачи от зрителей, один за другим снимает с эфира свои программные эксперименты.

Проект "Остров" идет на НТВ почти месяц. Несмотря на рекордный приз в 15 миллионов рублей, с рейтингами ей не везет

Вот и проект "Остров", который идет на НТВ почти месяц, с конца сентября каждую субботу в 21.45, только по внешним признакам напоминает когда-то популярный проект "Последний герой", много лет выходивший на "Первом канале". Теперь лицензия оказалась у НТВ, а ведущим проекта стал Глеб Пьяных. Достаточно было посмотреть первый выпуск, в котором одну из участниц – Светлану Курицыну — периодически называли то проституткой, а то и хуже, чтобы понять разницу подходов к этому телепроекту и интереса к нему со стороны зрителей. Не помогает даже то, что на кону — самый большой в истории телевидения (так говорят создатели) приз, 15 миллионов рублей. Но, похоже, что аудитории малоинтересно, кому он достанется. Среди всех зрителей старше 18 лет, доля аудитории  "Острова" на НТВ в среднем не превышала 8%. Вряд ли канал удовлетворен такими результатами.

А проверенный годами брэнд "Русских сенсаций", фактически на привычном субботнем месте в прай-тайм, принес высокие показатели НТВ. К тому же и тема там был из тех, на которые охотно клюет публика: "Проклятие рода Брежневых". Оттолкнувшись от эксклюзива "Первого канала", с правнучкой генсека ЦК КПСС Галиной, на НТВ сделали интервью с ее матерью, внучкой Брежнева, Викторией. Саму Галину, так же, как и кадры из "Пусть говорят" на "Первом" с ее откровениями, в "Новых русских сенсациях" тоже показали.

В итоге даже без особых сенсаций доля этой программы на НТВ среди зрителей старше 55 лет получила долю более 22% с рейтингом выше 11%.

Эксперименты — дело хорошее, но рейтинги они каналу с начала сезона не принесли ни разу. Сработало испытанное средство.
На наступающей неделе, похоже, прервется и череда неудач для сериалов канала "Россия 1", которые пока заметно уступают "Первому каналу". Главной ожидаемой премьерой станет сериал "Пепел" с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым в главных ролях. Он начнется с 28 октября.

Впрочем, и на "Первом" примечательная премьера. В среду и четверг здесь – полная версия в четырех сериях нашумевшего проекта "Высоцкий". Посмотрим, как будет реагировать на эти премьеры  зрительская аудитория.

Другие материалы автора читайте на ее странице "Теленеделя с Ариной Бородиной"

Теленеделя с Ариной Бородиной

Обсуждение

Все комментарии

  • Вл. Крылов
    А что такое "идеологические издержки советской системы"? Есть ли в природе американские идеологические издержки, или германские? Приходится угадывать причину подспудного недовольства автора статьи. Антисоветизма маловато подпущено? Угадал?
    Жаль, что у авторов материалов нет моды читать комментарии и отвечать на вопросы.
Показать новые комментарии (0)
    • Все
    • США

    Новости

    • Свежее
    • Популярное
    • Обсуждаемое
    Партнеры