7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як-42Д с бортовым номером RA-42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) — Минск (Белоруссия), разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.
На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" — 37 пассажиров — и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" — первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).
В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно-посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна". Во время разбега воздушное судно выкатилось за пределы полосы и произвело взлет с грунта примерно в 400 метрах за ее торцом. Полет длился всего несколько секунд. Самолет набрал высоту не более пяти-шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800-900 метров от торца ВПП.
43 человека погибли сразу (39 человек — от мгновенных механических повреждений тела, три человека — из-за утопления, один человек погиб из-за термических повреждений тела).
Выжили только двое — хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.
Выжившие были госпитализированы. Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.
Сизов на следующий день после катастрофы был отправлен в реанимацию НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела.
Нападающий команды "Локомотив" 20-летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, не полетели с командой на матч в Минск и остались живы.
7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.
По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием рассматривались версии о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.
9-11 сентября в Ярославской области были объявлены траурными днями.
В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" прекратила выступления в высшей профессиональной лиге КХЛ в сезоне 2011/2012.
10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля состоялось прощание с погибшими. Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.
22 сентября с выжившим в катастрофе бортинженером Александром Сизовым побеседовали представители МАК. Сизов сообщил, что никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. С его слов было уточнено фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник.
Позже в интервью Александр Сизов сказал, что при разгоне самолета стало ясно, что все идет не по плану. Он также сообщил, что в момент катастрофы находился не в кабине пилотов, а в салоне, на последнем ряду справа и не был пристегнут. В момент удара в самолете все полетело, и его чем-то сильно ударило. После этого он уже ничего вокруг практически не видел — ни пожара, ни самолета.
26 октября 2011 года бортинженер Александр Сизов был выписан из НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
7 октября МАК сообщил, что в соответствии с решением технической комиссии МАК по расследованию катастрофы самолета Як-42Д, была подготовлена, согласована и утверждена программа натурного эксперимента для реконструкции аварийного взлета самолета Як-42Д 7 сентября 2011 года.
21 октября все необходимые этапы работы по расследованию катастрофы самолета были выполнены. 2 ноября 2011 года МАК обнародовал результаты расследования катастрофы.
Согласно полученным результатам, Як-42 был полностью исправен, взрывов и пожара на борту не было, внешние причины также никак не влияли на нормальный взлет. Взлетная масса, центровка, характеристики устойчивости и управляемости самолета соответствовали установленным параметрам.
Согласно выводам МАК, непосредственной причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. В результате скорость самолета в конечной стадии взлета была ниже необходимой на 20 километров в час.
МАК выявил также причины, сопутствовавшие катастрофе самолета:
— серьезные недостатки в переучивании членов экипажа на самолет Як-42 (основной летный опыт командира воздушного судна и второго пилота приходился на самолет Як-40; в аварийном полете имел место негативный перенос навыков в управлении с самолета Як-40 на самолет Як-42 на взлете, выразившийся в неправильном положении ног на педалях в процессе разбега);
— отсутствие контроля со стороны авиакомпании за фактическим уровнем подготовки экипажа;
— ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчете параметров взлета, а также в процессе разбега;
— несогласованные, нескоординированные действия экипажа в заключительной фазе разбега.
Кроме того, в крови одного из пилотов был обнаружен препарат феноборбитал. Выполнение полетов под воздействием данного препарата, а также при наличии заболеваний у второго пилота, отмеченных по результатам анализа медицинской документации в коллегиальном заключении специалистов-неврологов гражданской авиации и министерства обороны, запрещено российским авиационным законодательством, а также руководством по авиационной медицине Международной организации гражданской авиации.
6 сентября 2012 года в рамках дела о крушении самолета следствие предъявило обвинение бывшему заместителю гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). По данным следствия, именно Вадим Тимофеев отвечал в компании за квалификацию летного состава и ее проверку. Следователи установили, что Тимофеев допустил грубые нарушения правил безопасности при допуске экипажа к полету.
По уголовному делу в качестве свидетелей были допрошены более 200 человек, проведено свыше 120 судебных экспертиз, объем уголовного дела составлял около 90 томов.
7 октября 2014 года стало известно, что Главным следственным управлением Следственного комитета России завершено расследование уголовного дела об авиакатастрофе в Ярославской области в отношении бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадима Тимофеева. Следствием установлены причины авиакатастрофы. Помимо нарушений в работе членов экипажа воздушного судна при выполнении взлета из аэропорта Туношна Ярославской области установлено, что экипаж самолета был допущен к выполнению рейса сотрудниками эксплуатировавшей воздушное судно авиакомпании "Як Сервис" с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
В середине октября прокуратура направила в суд уголовное дело об авиакатастрофе.
3 декабря 2014 года в Ярославском районном суде началось рассмотрение дела.
Подсудимым по делу о катастрофе являлся замгендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев, потерпевшими — родители игроков ХК "Локомотив".
Обвинение просило приговорить подсудимого к шести годам колонии-поселения.
Родственники потерпевших попросили назначить наказание без ограничения свободы, так как считают, что причина катастрофы не установлена.
Тимофеев вину не признал. Кроме него, обвинения по этому делу никому не были предъявлены.
23 сентября 2015 года Ярославский районный суд признал Тимофеева виновным и приговорил к пяти годам колонии-поселения, но в связи с амнистией освободил от наказания.
3 сентября 2012 года в Екатеринбурге был открыт памятник погибшим игрокам ярославской команды. Памятник представляет собой хоккеиста, который в левой руке держит клюшку, а правую приподнял на уровень груди, сжав пальцы в перчатке как бы в кулак, но не до конца. На груди у него эмблема "Локо", а на правом плече — цифра 37. На небольшом постаменте расположена табличка с именами всех жертв авиакатастрофы.
7 сентября 2012 года, в годовщину авиакатастрофы Як-42, были открыты мемориалы на Леонтьевском кладбище в Ярославле и на месте гибели команды — на берегу реки Туношонка, где произошло крушение самолета.
5 сентября 2013 года общеобразовательной школе №9 Ярославля официально было присвоено имя хоккеиста "Локомотива" Ивана Ткаченко. В ходе мероприятия был открыт памятный знак в честь десяти хоккеистов, учившихся в этой школе и погибших в авиакатастрофе. Около знака учениками школы посажена Аллея памяти.
7 сентября 2013 года около ярославского спортивного комплекса "Арена-2000" был открыт мемориал "Хоккейное братство", который представляет собой 37 (по количеству погибших членов команды) стилизованных клюшек из полированной нержавеющей стали, сложенных таким образом, что под одним углом зрения представляют собой падающую птицу, под другим — взлетающий самолет.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников