Историк раскрыл заслуги "драматурга из госбезопасности" Михаила Маклярского

Историк Матвеев рассказал о деятельности Михаила Маклярского в годы ВОВ

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Знаменитый контрразведчик Михаил Маклярский осенью 1941 года готовил надежные легенды для агентов, оставляемых в Москве для борьбы с гитлеровцами в случае сдачи врагу советской столицы, затем участвовал в выдающейся операции "Монастырь" по продвижению в немецкий абвер стратегически важной дезинформации, а после Великой Отечественной войны писал сценарии популярных художественных фильмов, где чекисты представали интеллектуалами, переигрывающими врага силой мысли, а не приемами рукопашного боя и меткой стрельбой.
Об этом РИА Новости рассказал эксперт Национального центра исторической памяти при президенте России, историк спецслужб Олег Матвеев. В субботу исполняется 115 лет со дня рождения Михаила Маклярского.
Контрразведчик и сценарист Михаил Маклярский

ОСТРЫЙ УМ ВМЕСТО ПЕРЕСТРЕЛОК

В сентябре 1947 года на советские экраны вышел художественный фильм Киевской киностудии "Подвиг разведчика" с Павлом Кадочниковым в главной роли. Популярный в то время актер, ставший впоследствии лауреатом трех Сталинских премий, народным артистом СССР и Героем Социалистического Труда, великолепно сыграл роль советского разведчика Алексея Федотова, заброшенного в тыл врага под именем немецкого офицера Генриха Эккерта.
"Обращение авторов буквально на второй год после окончания Великой Отечественной войны к такой закрытой теме, как разведка, придало картине дополнительный зрительский интерес, поскольку в те времена данная сфера деятельности была основательно скрыта от общества "за семью печатями". Поэтому неслучайно, что фильм имел ошеломляющий успех. Только в отечественном кинопрокате его посмотрели около 23 миллионов зрителей, а после появления телевидения аудитория "Подвига разведчика" не поддается подсчету. Многие советские подростки ходили на него по нескольку раз, а для кого-то он стал определяющим в выборе жизненного пути", - рассказал Матвеев.
Земля бескрайних льдов и возможностей. Как освобождали Советское Заполярье
"В фильме Павел Кадочников предстает не суперагентом-боевиком, бесконечно вступающим в перестрелки и силовые единоборства, а в образе разведчика-интеллектуала, переигрывающего врага острым умом, а не умением метко стрелять и быстро бегать. Именно в этом заключается сила картины, снятой задолго до появления англо-американской "бондианы" и других популярных западных кинопроизведений шпионско-детективного жанра", - подчеркнул эксперт.
В титрах фильма авторами сценария указаны Константин Исаев, Михаил Блейман и Михаил Маклярский.
"И если первые двое уже имели за плечами несколько кинокартин, то для Маклярского, создателя литературной основы сценария – пьесы "Подвиг остается неизвестным" – это был творческий дебют, причем творческий дебют полковника госбезопасности!", - сказал Матвеев.
СВР рассекретила документы "Кембриджской пятерки"
Лишь немногие посвященные, даже из числа работавших в известном здании на Лубянке сотрудников министерства государственной безопасности СССР, знали о том, что реальным прототипом главного героя фильма стал спецагент под псевдонимом "Колонист", он же Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов.
"Отважный разведчик и ликвидатор нацистских бонз действовал в тылу противника на Западной Украине в форме офицера вермахта с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зиберта в составе спецотряда "Победители" Народного комиссариата государственной безопасности (НКГБ) СССР. Кузнецов героически погиб весной 1944 года в неравной схватке с бандитами УПА* ("Украинская повстанческая армия"). А Михаил Маклярский, будучи начальником отдела 4-го Управления НКГБ СССР (разведка и диверсии за линией фронта), лично знал руководство отряда и Николая Кузнецова", - отметил Матвеев.
По его словам, фильм получил признание не только у рядового зрителя, но и у руководителей страны.
Всего три фразы. Последняя тайна гения отечественной разведки
"Многие фразы из фильма стали крылатыми и до сих пор звучат из уст представителей старшего поколения, выросшего на нем. Неслучайно, что уже по прошествии нескольких месяцев после выхода в прокат его создатели, в том числе и соавтор сценария Михаил Маклярский были удостоены Сталинской премии", - добавил собеседник агентства.

НЕВЕРОЯТНОЕ СПАСЕНИЕ В 1937-М

Михаил (имя при рождении Исидор) Борисович Маклярский родился в городе Одессе 16 ноября (по новому стилю) 1909 года в семье портного. В 15 лет остался круглым сиротой и, тем не менее, сумел закончить школу-семилетку и профтехшколу, одновременно подрабатывая, где придется. Когда пришла пора идти на военную службу, достаточного грамотного по тем временам парня направили в органы Государственного политического управления (ГПУ) Туркменской ССР, где он прослужил четыре года сотрудником информационного отдела.
Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове
"В конце 1931 года молодой чекист оказался в Москве в центральном аппарате ОГПУ в должности оперуполномоченного Особого отдела. История умалчивает о том, как ему удалось совершить такое головокружительное перемещение по службе, но можно смело предположить, что это произошло в составе "команды" какого-то крупного руководителя, переведенного в столицу. Подобная практика была в то время в порядке вещей, к тому же, в 1931 году пертурбации в руководстве ОГПУ носили глобальный характер", - сказал Матвеев.
О заслугах Маклярского в этот период красноречивей всего свидетельствует только одна строка его анкеты: в 25 лет контрразведчик был удостоен знака "Почетный работник ВЧК-ГПУ" - высшей ведомственной награды органов госбезопасности СССР того времени, отметил эксперт.
В конце 1935 года Маклярский оказывается в особом отделении аппарата по внутренней охране Кремля.
ФСБ рассекретила новые подробности Волынской резни
"Но затем его дальнейшая карьера дает серьезную трещину. Летом 1936 года Маклярского переводят из престижного Московского Кремля на строительство канала Москва-Волга в оперативную часть Дмитлага НКВД СССР. А 1 мая 1937 года по личному указанию наркома внутренних дел Николая Ежова арестовывают по подозрению "в участии в террористической организации на канале Москва-Волга", - сказал Матвеев.
"А дальше происходит просто невероятное для того времени: в самый пик массовых репрессий августа 1937 года, да еще с такой "убийственной" фабулой обвинения, Маклярского освобождают из-под стражи с формулировкой "за недоказанностью обвинения". Его переводят на работу в аппарат ГУЛАГа, но вскоре все-таки увольняют из органов НКВД. Видимо, сам факт ареста, да еще с такими серьезными подозрениями, способствовал утрате доверия к нему со стороны руководства", - добавил эксперт.

ЛЕГЕНДЫ ЦЕНОЮ В ЖИЗНЬ

Но жизнь снова внесла свои коррективы в судьбу контрразведчика Михаила Маклярского. После разгрома германскими войсками Польши и начала Освободительного похода Красной Армии 17 сентября 1939 года на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины появились первые польские военнопленные, с которыми предстояло работать советской контрразведке. Поэтому Маклярского, как опытного сотрудника, возвращают на службу и назначают ни много ни мало начальником отдела только что созданного в системе НКВД Управления по делам военнопленных и интернированных.
"В конце 1940 года снова крутой поворот в жизни Михаила Маклярского. Вернувшего доверие коллег контрразведчика переводят на секретно-политическую линию работы в 2-й отдел (СПО) Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. СПО боролся с враждебной деятельностью участников антисоветских партий и групп, с антисоветской деятельностью церковников, сектантов, националистов, осуществлял контрразведывательное обслуживание вузов, втузов, учреждений культуры (киностудий, издательств, театров)", - сказал Матвеев.
Должность начальника сразу двух отделов (секретно-политического и контрразведывательного) тогда занимал комиссар госбезопасности Петр Васильевич Федотов. На протяжении Великой Отечественной войны он будет руководить всей контрразведкой НКВД-НКГБ, а по ее окончании возглавит внешнюю разведку страны.
ФСБ рассекретила документы о покушении на Гитлера 80 лет назад
"По-видимому, именно здесь кроется разгадка, почему главному герою своей пьесы "Подвиг остается неизвестным", а потом и кинокартины "Подвиг разведчика" Маклярский присвоил фамилию Федотов! К тому же именно Федотов еще до войны руководил работой в Москве спецагента "Колониста", - добавил Матвеев.
В СПО Маклярский оказался на линии контрразведывательной работы среди писателей, работников искусства, академической, педагогической и прочей интеллигенции. "Общение с данной категорией людей заложило фундамент будущего драматурга и сценариста. Приобретенные навыки не раз пригодились ему в период войны", - пояснил Матвеев.
В самом начале октября 1941 года, накануне введения осадного положения в Москве, Маклярского переводят под начало комиссара госбезопасности Павла Судоплатова во 2-й отдел НКВД СССР, ставший чуть позже знаменитым 4-м Управлением. Здесь он сходу включился в работу по формированию из самой лучшей и проверенной агентуры, в том числе и "родного" СПО, диверсионно-террористического подполья, на случай сдачи столицы противнику. В списке агентов, планируемых к оседанию в городе, значился и Николай Кузнецов ("Колонист"). А руководить объединенным подпольем предстояло переведенному на нелегальное положение начальнику контрразведки НКВД Петру Федотову.
"Остаюсь до последнего". Как Ким Филби отказался от эвакуации в СССР
"Именно в эти тревожные дни будущий драматург начинает оттачивать свое перо, сочиняя легенды для оставляемых в городе агентов. Цена ошибки или небрежности – жизнь агента, а то и целой группы", - подчеркнул Матвеев.

ИСКУСНАЯ ДЕЗИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АБВЕРА

Со временем Маклярский становится одним из руководителей структурных подразделений 4-го Управления НКВД-НКГБ, курирующих разведывательно-диверсионную деятельность на конкретных оккупированных территориях, а после их освобождения - на территории стран Восточной Европы.
Историк рассказал, как "Смерш" провел против гитлеровцев радиоигру "Явка"
"Особо следует отметить личное участие Маклярского в разработке замысла выдающейся оперативной игры с немецким абвером под кодовым названием "Монастырь", которую подчиненные Павла Судоплатова проводили с февраля 1942 по май 1945 года", - сказал Матвеев.
Ключевой фигурой операции стал агент СПО НКВД с 1934 года Александр Демьянов ("Гейне"), подставленный разведке противника как эмиссар якобы существующей в Москве подпольной прогерманской монархической организации "Престол". "Отработанная Маклярским легенда для ценного агента прошла тщательную проверку в абвере и вплоть до конца войны сформировала доверие к нему. В ходе завязавшейся длительной радиоигры противнику направлялась дезинформация стратегического характера, влиявшая на ход некоторых сражений", - рассказал Матвеев.
В феврале 1947 года кавалер двух орденов Отечественной войны и двух орденов Красной Звезды 38-летний полковник Маклярский вынужден был уволиться из органов госбезопасности по болезни. А уже в сентябре того же года на экраны страны вышел фильм "Подвиг разведчика".
ФСБ опубликовала документы о службе прославленного чекиста Спрогиса

ПРЕДТЕЧА ШТИРЛИЦА

Пару лет после увольнения Маклярский проработал управляющим Объединения "Совэкспортфильм", но вскоре вернулся к творческой деятельности, став вместе с земляком-одесситом Константином Исаевым соавтором сценария фильма "Секретная миссия", вышедшего в прокат летом 1950 года.
"Картина, которую увидели 19 миллионов зрителей кинотеатров и клубов по всей стране, по своей сюжетной линии в какой-то степени предвосхитила сюжет будущего шедевра Юлиана Семенова "Семнадцать мгновений весны". По сценарию фильма "Секретная миссия" советская разведка разоблачила и сорвала сепаратные переговоры гитлеровцев с англо-американцами об односторонней капитуляции немецких войск на Западном фронте в 1945 году", - отметил Матвеев.
ФСБ раскрыла детали похищения гитлеровского карателя Ильгена
"Примечательно, что героя актера Алексея Грибова – генерала советской разведки – зовут Петр Васильевич. Это, видимо, очередной реверанс и знак уважения соавтора сценария Михаила Маклярского в адрес тогдашнего начальника внешней разведки СССР, хорошо ему знакомого, Петра Васильевича Федотова, вместе с которым они когда-то готовили подпольную агентурную сеть на случай оккупации Москвы и прошли рука об руку всю войну", - сказал эксперт. За этот фильм авторский коллектив также получил Сталинскую премию, причем I степени (за "Подвиг разведчика" была премия II степени).
Однако две Сталинские премии не спасли Маклярского от ареста в ноябре 1951 года по делу о так называемом "сионистском заговоре в МГБ". "Проведя в заключении ровно два года и не дождавшись приговора, он был освобождён после смерти Сталина и ареста Берии в соответствии с положениями Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии", - добавил Матвеев.
Выйдя на свободу, Маклярский окончательно избрал для себя творческую профессию писателя-драматурга, окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени Горького, включился в работу Союза писателей и Союза кинематографистов, стал первым руководителем Высших сценарных курсов, которые возглавлял целых 12 лет.
Опубликована одна из последних шифровок 1941 года в Москву о грядущей войне
На экраны страны с разной периодичностью стали выходить кинокартины, созданные по сценариям Михаила Маклярского в соавторстве с коллегами (Львом Шейниным, Кириллом Рапопортом и другими) о работе сотрудников контрразведки ("Выстрел в тумане", "Заговор послов", "Следствие продолжается", "Петерс", "Агент секретной службы"), о работе уголовного розыска ("Ночной патруль", "Инспектор уголовного розыска", "Будни уголовного розыска", "Расследование") и другие. Различными киностудиями страны по сценариям с участием Маклярского снято 11 художественных фильмов. Кроме того, драматург из госбезопасности стал автором более десятка пьес приключенческого жанра: "Опасный перекресток" (совместно с Алексеем Спешневым), "Совершенно секретно" (совместно с Константином Исаевым), "Несчастный случай" и "Пока не поздно" (оба - совместно с Дмитрием Холендро), "Кафе "Лира" и "Высшая мера наказания" (оба - совместно с Кириллом Рапопортом) и других.
Писатель-драматург Михаил Маклярский скончался в июне 1978 года и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Фильмы "Агент секретной службы" и "Расследование" вышли на экраны уже после его смерти.
* Запрещенная в России экстремистская организация.
Историк рассказал об успехе спецслужб СССР при председателе КГБ Семичастном
Обсудить
Рекомендуем