Дочь советского футболиста стала звездой в Великобритании и флагманом местного тенниса. Елена Балтача долгое время была первой ракеткой страны и выигрывала международные турниры, несмотря на проблемы со здоровьем. Спортсменка вышла замуж и хотела построить семью, но страшная болезнь разрушила ее планы.
Отец был одним из первых советских футболистов за рубежом
Елена Балтача родилась в августе 1983 года в Киеве. Семья была очень спортивной. Мама Елены Ольга занималась пятиборьем и представляла сборную СССР на Олимпиаде в Москве. В тех же Играх участвовал и отец будущей теннисистки Сергей, который стал бронзовым призером футбольного турнира в составе советской команды.
Сергей Балтача был заметной фигурой в советском футболе. В 1970-х и 80-х он выступал за киевское "Динамо", где по четыре раза выиграть чемпионат и Кубок СССР. В 1986 году он вместе с командой завоевал и европейский трофей — Кубок обладателей кубков.
Балтача стал одним из первых советских футболистов, перебравшихся играть за рубеж. В 1988 году он перешел в английский "Ипсвич Таун", который заплатил за него "Динамо" 200 тысяч фунтов. После двух сезонов в Англии Сергей отправился в шотландию, где выступал за "Сент-Миррен" и "Инвернесс".

Сергей Балтача
В "Инвернессе" Балтача запустил карьеру тренера. После окончания карьеры работал ассистентом, потом — тренером в академиях. Несколько лет Сергей провел в "Челси", но затем остановился в "Чарльтоне".
Брат Елены Сергей Балтача-младший пошел по стопам отца. Он запустил карьеру в "Сент-Миррене", когда отец работал там помощником главного тренера, затем выступал за английский "Миллуолл", но высот Балтачи-старшего не достиг, остановившись на нескольких матчах за молодежную сборную Шотландии.
Играла, несмотря на заболевание печени
Елена выбрала "новый" для семьи вид спорта. В теннис она пришла в шестилетнем возрасте, а в 10 лет стала заниматься профессионально. Погружение Елены в теннис прошло в Ипсвиче — как раз в то время там играл ее отец.
Любимыми покрытиями Балтача называла хард и траву. Для теннисистки, выросшей в Англии, играть на травяном покрытии естественно, поэтому одно из главных достижений юной Елены — полуфинал юниорского Уимблдона в 2001 году.
Прорывным для молодой теннисистки, только вышедшей в профи, стал следующий сезон. Балтача получила вайлд-кард на свой первый взрослый Уимблдон, и сходу дошла на турнире до третьего круга, по пути обыграв 32-ю сеяную Аманду Кетцер.

© Getty Images / Tony Marshall - EMPICS
Елена Балтача
Вскоре развитию карьеры Балтачи стали мешать проблемы со здоровьем. В 19-летнем возрасте врачи выявили у нее первичный склерозирующий холангит — хроническое заболевание печени, угрожающее иммунной системе. Это нельзя было оставлять просто так. Из-за диагностической операции в 2003 году Балтача опустилась в мировом рейтинге до 373-й позиции, но играть не прекращала.
Теннисистка возвращала себе потерянные очки рейтинга, но в 2006 году появилась новая проблема — межпозвоночная грыжа. Цикл повторился — новая операция, новое восстановление. Начинать опять пришлось с четвертой сотни рейтинга.
И Балтача снова "отыгралась". К 2010 году она даже вошла в топ-50 — 49 место в мире стало наивысшим в ее карьере. В статусе первой ракетки Великобритании она доходила до третьих кругов на турнирах Большого шлема, параллельно выиграв 11 турниров серии ITF и заработав за карьеру около 1,2 миллиона долларов призовых. Лучшей теннисисткой страны она оставалась на протяжении 132 недель — на то время это было рекордом для женского тенниса в Великобритании.
Рак убил за считаные недели
Однако ослабленный организм не мог стабильно выдерживать профессиональные спортивные нагрузки. В 2013 году Балтача объявила об уходе из тенниса, сославшись на то, что ее тело "износилось".
Горечь от ухода из спорта затмило счастье в личной жизни. В декабре 2013 года Балатча вышла замуж за Нино Северино — своего многолетнего тренера и бойфренда. 19-летняя разница в возрасте молодоженов не смущала. После празднования они вместе отправились на теннисный корт — после окончания карьеры Балтача все равно старалась поддерживать форму. Это было нужно и для работы, ведь супруги открыли собственную теннисную академию и тренировали детей.

© Getty Images / Jamie Squire
Елена Балтача
Пока шла подготовка к свадьбе, Елене нездоровилось. У нее начался кашель, температура подскакивала без видимых причин. Все анализы приходили чистыми — врачи не могли понять, в чем проблема на этот раз. Но спустя месяц после свадьбы появились болевые ощущения в правом боку. Стало ясно, что с печенью снова что-то не в порядке. В марте 2014 года пришел страшный диагноз — рак.
Северино признавался, что после ужасных новостей и он, и супруга находились в прострации. Они скрывали диагноз от родителей Елены, которые узнали правду лишь после госпитализации дочери в мае 2014-го.
Помочь могла операция по пересадке печени. Однако провести ее в Великобритании не представлялось возможным. У Балтачи не функционировал желчный пузырь, а в Британии при этой патологии операцию не проводили из-за высоких рисков.
Елену экстренно перевезли в США и начали искать донора. Это не принесло результатов. Состояние спортсменки ухудшалось, и врачи заявляли, что счет идет на дни. Родители Балтачи приняли решение перевезти дочь обратно в Ипсвич. Транспортировкой занялись не медики — они отказались перевозить пациентку из-за тяжелого состояния. Отец арендовал для переезда домой частный самолет.
Балатча умерла 4 мая 2014 года в своем доме в Ипсвиче. "Наши сердца разбиты, и мы не находим слов, чтобы описать все горе утраты нашей прекрасной, талантливой и такой целеустремленной Балли", — с таким заявлением выступил ее муж.

© Getty Images / David Ashdown
Елена Балтача и Нино Северино
Врачи пытались найти причины появления онкологии у Елены. В качестве одной из версий рассматривалось влияние последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Семья Балтачи жила в Киеве до 1989 года, когда они переехали в Великобританию. По некоторым данным, именно авария стала причиной развития онкологии у 10 тысяч человек в соседних регионах.
Елена понимала, что все идет к неутешительному финалу, и оставила завещание, в котором была необычная просьба. Она обратилась к родственникам и друзьям с пожеланием — на ее похороны нужно прийти в яркой одежде. Просьбу выполнили. А вместо цветов на могилу собравшиеся переводили деньги в созданную Балтачей благотворительную организацию Rally for Bally, которые впоследствии пошли в Королевский благотворительный фонд и в теннисную академию Елены Балтачи для малоимущих детей.
В июне 2014 года память Балтачи почтили на благотворительном турнире с участием звезд мирового тенниса. Одним из участников был Энди Маррей, семья которого активно поддерживала Елену во время ее борьбы с болезнью.
«
"Я узнал об этом от мамы пару недель назад, — рассказывал теннисист. — Она навещала ее в больнице. Меня потрясла эта новость. Я знал Елену долгое время. Она была такой молодой, только завершила карьеру. Думалось, что она просто будет получать удовольствие от жизни".
Все средства, собранные на том турнире, организаторы пожертвовали в Королевский фонд по борьбе с раком, и, конечно, в теннисную академию Елены.





