Рейтинг@Mail.ru
В Рождество и круглый год. Что наука знает о магии донских казаков - РИА Новости, 07.01.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Девушки во время святочных гаданий в казачьем поселке Черноречье Челябинской области

В Рождество и круглый год. Что наука знает о магии донских казаков

МОСКВА, 7 янв — РИА Новости. Российские ученые с ХIX века исследуют фольклор казаков. Одно из направлений изучения — животноводческая магия. Этнолингвистические экспедиции кропотливо собирают сведения у старожилов — носителей живой народной традиции. Затем полученные данные систематизируют, анализируют и публикуют. Одна из задач этой научной работы — сохранение нематериального культурного наследия России для будущих поколений. О некоторых календарных обрядах и верованиях казаков Дона читайте в материале, подготовленном совместно с членом ассоциации этнографов и антропологов, старшим научным сотрудником Южного научного центра Российской академии наук Татьяной Власкиной.
Казачье богатство
Как рассказывает этнограф, привычное современному человеку земледельческое состояние территории бывшего Войска Донского — экономическое явление ХХ века. До этого основным богатством донских казаков был домашний скот. Ведь с XVII века животноводство было едва ли не единственным видом производящего хозяйства, доступном на Дону. Только к 60-м годам ХIХ века, когда Дон уже надежно стал внутренней территорией России, разведение скота постепенно стало уступать место земледелию, но до начала ХХ века казак, имевший в своем личном хозяйстве лошадь, пару волов, пять голов гулевого скота (не стельные коровы и овцы, поправляющиеся на пастбище) и несколько овец, считался бедным.
У зажиточного казака могли быть десяток лошадей, пять-шесть пар волов, полусотня голов гулевого скота и сотня овец. Казаки-калмыки, остававшиеся преимущественно скотоводами, владели стадами скота в сотни голов.
Приоритетным направлением животноводства на территории Донского войска было разведение лошадей. Для воинской службы казачеству требовалось все больше и больше коней, цены на них постоянно росли.
Наряду с рациональными, "естественнонаучными" методами животноводства и ветеринарии (отбор для размножения лучших экземпляров, выбраковка больных, слабых и уродливых), у казаков была широко распространена животноводческая магия — ритуалы, заговоры, обереги…
Многие суеверные приемы, поверья и предписания, якобы влиявшие на разведение домашнего скота, были приурочены к православному праздничному календарю.
"На коня, на кобылу…" Рожественские "посеванья"
Для современного человека календарный год начинается в полночь с 31 декабря на 1 января, но до 1918 года для человека, жившего в традиционном обществе, годовой цикл начинался с Рождества и Святок.
Среди магических приемов, призванных обеспечить здоровье домашнего скота и его плодородие, у донских казаков были распространены разные варианты скармливания животным ритуальной пищи на Рождество, Новый год и Крещение.
Для этого обряда часто использовали оставшуюся от праздничного застолья зерновую кашу — "кутью", а также зерно, собранное с пола после новогоднего обряда "посеванья", описанного российскими этнографами у донских казаков еще в 1880 году.
Одно из описаний "посевания" рассказывает об обряде, который был зафиксирован близ станицы Раздорской на реке Медведице (ныне хутор Раздоры в составе города Михайловка Волгоградской области).
Центральная роль этого обрядового действа была отведена "атарщикам" — пастухам станичного табуна.
Бросая горсти овса сначала в передний угол, где был расположен иконостас с образами, а потом и по всей комнате, предводитель ватаги пастухов приговаривал: "На коня, на кобылу, на сивую гриву, на волнистый хвост, на стопу блинов, на бутылку водки, на меру пшеницы, на букатку (кусок. — Прим. ред.) мяса, на рубль денег…".
"Окропление" в Богоявление и на Георгия
Другое магическое действие, бывшее широко распространенным на казачьем Дону, это окропление скота и мест его содержания (конюшен, хлевов, катухов и так далее) водой, освященной на праздник Богоявления (Крещение). Оно сочетало функции, повышающие плодовитость скота и защищающие от его порчи и злой магии. Иногда для окропления предпочитали брать "старую" освященную воду, не использованную с прошлого Богоявления.
В день святого Георгия Победоносца (23 апреля ст. ст. / 6 мая н. ст.) донские казаки проводили множество разнонаправленных магических ритуалов.
В этот праздник, как и в Крещение, освящали воду в колодцах и окропляли вновь освященной водой стада домашних животных, обходили крестным ходом поля и служили молебны посевам.
Все эти обрядовые календарные действия, как и общественная трапеза с последующим обливанием всех присутствующих, включая батюшку, должны были обеспечить рост и благополучие всего живого: людей, скота и растений.
Несмотря на то, что на Георгия "коровы траву уже языком наматывали" (то есть паслись на открытой местности), на Дону, как и по всей России, считалось правильным ритуально "впервые выгонять скот в поле" именно в этот день.
"Но независимо от того, в какой день реально происходил первый выгон скота с зимних базов на вольный выпас, некоторые старожилы еще недавно выгоняли со двора прутьями вербы, освященными в церкви в Вербное воскресенье. Казаки говорили, что когда корову первый раз в году выгоняешь со двора в стадо, ее надо чуть-чуть хлыстнуть освященной веткой вербы, якобы тогда она не будет болеть", — рассказала Власкина.
К первому выгону могли быть приурочены и магические действия, способствующие плодовитости скота. Например, чтобы корова не стала бесплодной, казаки заставляли ее переступать через инструменты с острыми лезвиями: косу, резак и так далее. Прогоняя корову через косу, приговаривали: "Иди девицей, вернешься молодицей".
Яичко хозяевам, а курочке — кулич
"Исключительно важным магическим приемом казаки считали кормление всей домашней живности пасхальным куличом. В день Христова Воскресения после освещения куличей, крашеных яиц и прочих лакомств до того, как начинали разговляться люди, казаки отрезали кусочек “пасхи” в первую очередь курочкам, а также овцам и другой скотине. В некоторых случаях кулич крошили в воду и так давали животным", — рассказывает этнограф.
На вопросы этнографов о целях обряда казаки-информаторы отвечали: "Так было заведено старыми людьми (то есть в древности. — Прим. ред.), так и мы делаем. Даем [скотине кусочек кулича] и говорим: "Дай, Господи, здоровья!”"
Кроме того, известно, что в конце XIX века казаки приписывали некоторым видам ритуальной еды способность прямо влиять на приплод скота. Например, в станице Калитвенской (Каменского района современной Ростовской области) считали, что от того, кто первый — мужчина или женщина — разговляется пасхальным куличом, зависит пол будущего молодняка.
Если желали, чтобы овцы родили ярок, а коровы телок, то право есть пасху первыми предоставляли женщинам; если хотели получить приплод самцов, то мужчинам.
На Троицу ведьмы особо опасны
Как рассказала Власкина, "еще 10–15 лет назад суеверные рассказы о ведьмах, вредящих скоту, были едва ли не самым распространенным сюжетом в устной традиции донских казаков".
По поверьям, записанным на Нижнем Дону, ведьмы, портящие коров, особенно опасны на Троицу (50-й день после Пасхи) и Ивана Купалу, совпадающего с Днем Иоанна Крестителя.
Казаки думали, что в эти летние дни необходимо совершать магические обряды, защищающие скот от ведьмовского вредительства (порчи, проклятий и тому подобного).
Жительница станицы Старочеркасская казачка Мария Лященко
Жительница станицы Старочеркасская казачка Мария Лященко
Чтобы ведьмы не "забрали молоко", в сараях и по дворам рассыпали зерна мака. При этом читали "Отче наш" и добавляли, обращаясь к ведьме, "когда весь мак соберешь, тогда и молоко у моей коровы заберешь".
К середине XIX века относятся первые фиксации сведений о том, что на Троицу казаки вносили в дом осиновые "клечанья" (длинные ветви. — Прим. ред.), из которых впоследствии могли сделать специальный оберег для коровы-первотелки.
"Когда с первым телком будет корова, то в одном из ее рогов просверливают дырочку и забивают в нее палочку из осины: ту корову ведьма не испортит", — рассказывали этнографам казаки-информаторы.
Живые традиции казачьего Дона
По словам Власкиной, мак, упоминавшийся выше как "иммуномодулятор" от ведьм, некоторые казаки и в наше время освящают в Христово Воскресение вместе с куличами, пасхами из сыра, крашеными яйцами. Иногда мак освящают на Медовый Спас – Маковей (1 авг. ст. ст. / 14 авг. н. ст.).
Веточки вербы, освященные во Вход Господень в Иерусалим, как хорошее защитное средство "застрикают" (вставляют. — Прим. ред.) под стропила скотного сарая.
Важнейшей заботой казака-животновода всегда было и остается, чтобы в его хозяйстве "велись" животные и птицы. В донских хуторах и станицах причины, по которым в том или ином хозяйстве "не ведется" живность, и теперь иногда предпочитают искать в области иррационального и сверхъестественного, а для удачной купли-продажи скота, получения приплода, повышения удойности и сохранения его "вода" в широком смысле используется магия.
Материал подготовлен специально для портала "Российское казачество".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала