Рейтинг@Mail.ru
Биография Марины Кондратьевой - РИА Новости, 09.07.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Марины Кондратьевой

© РИА Новости / Руслан Кривобок | Перейти в медиабанкБалетмейстер-педагог Большого театра Марина Кондратьева
Балетмейстер-педагог Большого театра Марина Кондратьева - РИА Новости, 1920, 08.07.2024
Балетмейстер-педагог Большого театра Марина Кондратьева
Читать ria.ru в
Выдающаяся прима-балерина и педагог, народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) в семье известного советского физикохимика, академика АН СССР Виктора Кондратьева (1902-1979).
В 1952 году окончила Московское хореографическое училище (сейчас Московская государственная академия хореографии). В выпускном классе занималась у Галины Петровой.
В 1980  окончила Государственный институт театрального искусства (ГИТИС).
По окончании хореографического училища была принята в балетную труппу Большого театра. В театре совершенствовалась у Марины Семеновой.
Еще будучи студенткой училища, танцевала партию Маши в балете Петра Чайковского "Щелкунчик" (1951).
В 1954 году Кондратьева дебютировала в двух репертуарных спектаклях – станцевала Золушку в одноименном балете Сергея Прокофьева и Марию в "Бахчисарайском фонтане" Бориса Асафьева.
© РИА Новости / Александр Макаров | Перейти в медиабанкНародная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева в роли Принцессы Авроры
Народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева в роли Принцессы Авроры - РИА Новости, 1920, 09.07.2024
Народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева в роли Принцессы Авроры
В 1955 году в репертуар балерины добавились партии Девушки-птицы в балете Фарида Яруллина "Шурале" и Принцессы Авроры в "Спящей красавице" Петра Чайковского в редакции Асафа Мессерера и Михаила Габовича.
В 1957 году дебютировала в роли Гаянэ в одноименном балете Арама Хачатуряна.
В 1959 году Кондратьева станцевала Повелительницу дриад в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса и Джульетту в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева. В этом же году участвовала в премьере балета "Каменный цветок" Прокофьева и стала первой исполнительницей роли Катерины.
В 1960 году стала первой исполнительницей роли Водяницы в балете Родиона Щедрина "Конек-горбунок" и роли Музы в балете на музыку Сергея Рахманинова "Паганини".
В 1961 году Кондратьева дебютировала в заглавной партии в балете "Жизель" Адольфа Адана. Эта роль стала визитной карточкой балерины в ее лирико-романтическом амплуа. В том же году станцевала Хозяйку Медной горы в "Каменном цветке" и Диану Мирель в "Пламени Парижа" Асафьева.
В 1962 году балерина станцевала партию Фригии в "Спартаке" Арама Хачатуряна в хореографии Леонида Якобсона.
В 1965 году в репертуаре Кондратьевой появились роли Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" Чайковского и Ширин в "Легенде о любви" Арифа Меликова.
Одним из главных партнеров Марины Кондратьевой в Большом театре был премьер Большого театра Марис Лиепа. Кроме "Жизели", которую они регулярно танцевали вместе, Кондратьева принимала участие в инициированных Марисом Лиепой постановках балетов Михаила Фокина на сцене Большого. В 1967 они вместе станцевали "Видение розы" Фокина, где балерина исполнила партию Девушки.
В 1977 году Кондратьева стала первой исполнительницей роли Магнолии в балете "Чиполлино" Карена Хачатуряна.
Среди других ролей балерины – Фригия в балете "Спартак" Арама Хачатуряна в хореографии Юрия Григоровича, Вакханка (картина "Вальпургиева ночь" в опере "Фауст" Шарля Гуно, 1960), Анна Каренина в одноименном балете Родиона Щедрина (1972), Эола в "Икаре" Сергея Слонимского (1977), Солистка в балете "Эти чарующие звуки" на музыку Джузеппе Торелли, Арканджело Корелли, Жан-Филиппа  Рамо,  Вольфганга Амадея Моцарта (1978) и др.
В 1980 году покинула балетную труппу Большого театра и начала педагогическую деятельность сначала в ансамбле Московский классический балет (сейчас Государственный академический театр классического балета) под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева, потом в Большом театре. Ученицами Марины Кондратьевой стали примы-балерины Людмила Семеняка, Галина Степаненко, Анна Антоничева, Екатерина Шипулина, Наталья Осипова, Ольга Смирнова и др.
С 1988 года выступала в качестве балетмейстера-постановщика. Восстановила для труппы Большого театра гран па из балета "Пахита" Людвига Минкуса и "Па де катр" на музыку Цезаря Пуни, перенесла на сцены зарубежных театров балеты "Спящая красавица" Чайковского (Королевский балет Новой Зеландии), "Дон Кихот" Минкуса (Корейский национальный балет (Сеул, Республика Корея), "Корсар" Адана (Центральный балет Китая) и др.
В 1980-1987 годах Марина Кондратьева преподавала в ГИТИСе, в 1990-2000 годах – в Московской государственной академии хореографии. Кроме того, балерина давала мастер-классы в США, Японии, Италии.
8 июля 2024 года стало известно, что Марина Кондратьева скончалась.
Творчество Марины Кондратьевой было отмечено рядом наград: в 1976 году ей было присвоено звание народной артистки СССР, вручены ордена "Знак почета" (1959) и Почета (2001).
В 2009 году балерина получила Премию города Москвы в области литературы и искусства "За сохранение лучших традиций русской классической школы балета", в 2023 году – специальную премию "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства", вручаемую в рамках фестиваля "Золотая Маска" за сезон 2021/22.
Балерине посвящены телефильм-концерт "Балерина Марина Кондратьева" (1979), документальные фильмы "Это бесконечное фуэте" режиссера Эммы Агаджанян (2002) и "Имя музы – Марина" Никиты Тихонова (2009).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала