Рейтинг@Mail.ru
Литературная дуэль: битва мнений о романе "Поющие в терновнике" - РИА Новости, 14.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Максим Чиков в роли Гринева (справа) и Дмитрий Оболонков в роли Швабрина в спектакле Капитанская дочка режиссера Павла Сафонова на сцене Центрального академического театра Российской армии в Москве

Литературная дуэль

Битва мнений о романе "Поющие в терновнике"
Австралийская писательница Колин Маккалоу

Австралийская писательница Колин Маккалоу во время пресс-конференции, 1977 год

Роман австралийской писательницы Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" появился в 1977 году. И почти сразу семейная сага стала бестселлером. Любовь очаровательной Мэгги и священника Ральфа де Брикассара не оставила читателей равнодушными, но впечатления часто оказывались противоположными. А вы на чьей стороне?

Первый дуэлянт: "Сильные чувства, которые вдохновляют душу"
Литературный блогер Ольга Иванова

Леля Батурина, "Книжный клуб авантюристов"

"Поющие в терновнике" — роман австралийской писательницы Колин Маккалоу о запретной и трагичной любви, которая зарождается, когда главной героине Мэгги всего лишь 10 лет, а главному герою Ральфу 28. В начале чувства маленькой девочки – это что-то невинное, хрупкое, дружеское, но, когда Мэгги исполняется 17 лет, читатель понимает, что их дружба переросла в нечто большее. Понимает это и Ральф, но для него это становится оглушающим ударом: он впервые видит, что его ребенок превратился в прекрасную женщину, вызывающую уже совсем другие чувства.

Между героями и их сильной, чистой любовью стоит не только возраст, но и церковный сан Ральфа, и его верность Богу. Из-за таких сложных препятствий многим читателям кажется, будто любви во всей этой истории вообще нет.

Мэгги сохраняет чувство к Ральфу на всю жизнь, но эта любовь приносит ей не счастье и покой, а горе и страдания. Потому что Ральф всю жизнь мечется между озарявшими его самого сильными чувствами к женщине и католической церковью, которой не позволяет священнику, а позже епископу, кардиналу состоять в подобных отношениях. И раз за разом, кроме нескольких исключений, он делает выбор между Богом и Мэгги не в пользу девушки. Его можно понять, ведь он готовился к этому служению с юности, а, кроме того, избранный путь прекрасно утоляет его честолюбие и амбиции. И он, следуя своей натуре, просто не может поступить иначе.

Но можно понять и Мэгги, которая, становясь старше, обвиняет мир, жизнь и даже Бога в том, что они отнимают у нее Ральфа. Кажется очевидным: ей следовало бы отступиться, понять, что эти чувства обречены; увидеть, что с Богом нельзя соперничать, как нельзя спорить с судьбой… А она все делает наоборот и "получает по заслугам".

Оба героя совершают много ошибок, и, казалось бы, за что же любить эту довольно трудную книгу?

Однако, наверняка каждому знакомо чувство огромной любви, пойти против которой у человека не получается. Это необъяснимо, нелогично, но переступить силу этих эмоций сердце не может.

В романе приводится кельтская легенда о птице, которая поет лишь раз в жизни. Всю жизнь она ищет куст терновника и не успокаивается, пока не найдет. Среди колючих шипов она начинает песню и бросается грудью на самый длинный и острый из них.

"… возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…

Птица повинуется непреложному закону природы: она сама не ведает, что за сила заставляет ее кинуться на острие и умереть с песней. Когда шип пронзает ей сердце, она не думает о близкой смерти, она просто поет, поет до тех пор, пока не иссякнет голос и не оборвется дыхание."

Читатели любят "Поющие в терновнике" за то, что книга позволяет им пережить такие сильные, непростые, но очищающие и вдохновляющие душу чувства, которые делают человека лучше и чище, воспевает любовь и преданность.

"Но мы, когда бросаемся грудью на тернии - мы знаем. Мы понимаем. И все равно - грудью на тернии. Так будет всегда."

Второй дуэлянт: "Я не увидела настоящей борьбы"
Маша Кондрацкая, Дзен-канал Книжный мякиш

Маша Кондрацкая, Дзен-канал "Книжный мякиш"

Мать главной героини полюбила несвободного мужчину. И Мэгги как будто бы повторяет сценарий матери, ее тоже привлекает несвободный мужчина, он не женат, но принадлежит Церкви. Тем самым Мэгги обрекает себя на борьбу за мужчину с Церковью и воображаемую борьбу с Богом. При этом первую половину книги ее любовь наивна, поэтому все же вызывает сочувствие.

Но дальше Мэгги всерьез говорит, что Бог ее покарал за то, что она пыталась соблазнить священника, поэтому она оказалась в несчастливом замужестве за равнодушным Люком. Но ведь никто Мэгги не заставлял выходить за Люка. Она могла выбирать и сама выбрала незнакомого чужого мужчину и только из-за того, что он отдаленно походил на Ральфа. Поэтому несправедливыми выглядят следующие обвинения:

"Нет мы с Господом Богом не слишком любим друг друга. И знаешь что, Господи? Ты уже не пугаешь меня, как прежде. Ох, как я боялась тебя, твоей кары! Всю свою жизнь из страха перед тобой я не сходила со стези добродетели. А куда она меня привела? Было бы ничуть не хуже, если бы я нарушила все твои заповеди до единой."

Ощущение, что Мэгги предпочитает верить в судьбу-злодейку, вместо того, чтобы бороться за себя и свое счастье. Все, что произошло, было лишь естественным следствием ее поступков. Здесь нет эмоций Бога в виде кары.

Дальше Мэгги, по ее собственным словам, умнеет, что проявляется в появившемся цинизме. При этом она все еще верит в то, что ведет борьбу с Богом. И опять же всерьез рассуждает об его обмане. Раз не получилось сделать так, чтобы Ральф принадлежал ей, она решает украсть ребенка у Бога. Как это вообще возможно? Логика взрывается, как в случае, если человек верит в Бога, так и тем более в случае, если не верит. Предположим, что Мэгги верит, тогда все же как можно у Бога украсть ребенка? В таком случае не от одной Мэгги зависит, зародится новая жизнь или нет.

В конце книги дается вывод, что бороться со своей судьбой бесполезно, от нее не уйдешь как бы не бился. Но я так и не увидела настоящей борьбы! Мэгги всегда шла по пути наименьшего сопротивления. Настоящим вызовом судьбе было бы, если бы Мэгги преодолела свой сценарий, записанный с детства, и вышла бы замуж за одного из сыновей соседних семейств, обеспеченных и благоустроенных. Тогда можно было бы говорить, что она преодолела собственный шаблон, переписала заново сценарий и перестала пытаться завоевать мужчину, который уже занят и которому по большому счету она не интересна.

Читайте также:
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала