Рейтинг@Mail.ru
Крещенский фестиваль: Новая Опера откроет неизвестные произведения прошлого - РИА Новости, 18.01.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Крещенский фестиваль
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Крещенский фестиваль:

Новая Опера откроет неизвестные произведения прошлого
По традиции фестиваль откроется 19 января в день рождения основателя театра Евгения Колобова. В этом году он продлится до 10 февраля, в афише – десять вечеров с необычными программами.
Новая музыка и новые смыслы – это кредо Новой Оперы. Основатель театра Евгений Колобов стремился открывать для слушателей неизвестные произведения или же по-новому исполнять уже знакомые партитуры. По сей день в силу разных обстоятельств остается множество забытых выдающихся композиторов и произведений. И что более удивительно, даже среди опусов таких авторов, как Верди, есть музыка, которую мы не знаем. Так, за последние несколько лет театр открыл широкому зрителю имена композиторов Корнгольда и фон Цемлинского, а в 2022 году поставил впервые в России оперу Верди "Стиффелио".
Крещенский фестиваль 2024 года не будет исключением. В афише концертов музыка австрийского композитора Франца Шмидта, первое российское исполнение оперы Верди "Разбойники", редко звучащие сочинения Гайдна, Шёнберга, Онеггера. Особое внимание отведено музыке Прокофьева, которая открывает и завершает программу.
Здание театра Новая Опера в Москве
Здание театра Новая Опера в Москве
Прокофьев, "Война и мир. Наташа и Андрей"
Этот semi-stage проект открывает Крещенский фестиваль. Опера будет исполнена трижды: 19, 21 и 23 января. Работа стала первым совместным проектом Новой Оперы, Молодежной Оперной программы Большого театра и Мастерской Брусникина. Все участники постановочной команды и солисты (за исключением исполнителей возрастных ролей) – молодые, им до 30 лет. Само название спектакля соответствует замыслу. В масштабной и эпохальной партитуре Прокофьева постановщики выделяют лирическую линию, фокусируются на взаимоотношениях главных героев, Наташи Ростовой и Андрея Болконского.

Художник-постановщик Сергей Рябов придумал лаконичные декорации, достигая простыми средствами максимального эффекта. Главная – показать ощущение хрупкости происходящего. Видеопроекция художницы Веры Ахмеджановой создает в спектакле второй визуальный слой, "комментируя" действие.

Режиссер Алексей Мартынов, который этой работой дебютирует в оперном жанре, называет этот спектакль "тихой трагедией". "Не эпичный размах оперного театра, а камерный рассказ истории. Это одна из самых больших и многочисленных по количеству героев опер, и мне нравится, что мы можем на нее взглянуть под иным углом", – поясняет режиссер.
Эту идею поддерживает и художественный руководитель Молодежной Оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

Личные переживания и коллизии композитора нашли отражение в музыке. В этой опере важно прикосновение к любви, пусть даже и несчастливой.

Дмитрий Вдовин
Художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра
"Наташа и Андрей – это вечные русские герои, таких в литературе не так много. Можно сказать, что они стали идолами, которым мы поклоняемся. Наташа и Андрей, все, что с связано с этими героями – это, как и Пушкин, "наше все". И тут свою роль сыграли не только Толстой и Прокофьев, но и фильм Бондарчука, актеры Савельева и Тихонов", – делится Вдовин.
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера / Екатерина ХристоваСцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
Сцена из спектакля Война и мир. Наташа и Андрей
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера / Екатерина ХристоваСцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
Сцена из спектакля Война и мир. Наташа и Андрей
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера / Екатерина ХристоваСцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
Сцена из спектакля Война и мир. Наташа и Андрей
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
© Фото : предоставлено пресс-службой театра Новая Опера / Екатерина ХристоваСцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
Сцена из спектакля Война и мир. Наташа и Андрей
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
1.
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
2.
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
3.
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
4.
Сцена из спектакля "Война и мир. Наташа и Андрей"
Постановка "Война и мир. Наташа и Андрей" будет исполнена трижды в рамках фестиваля с разными составами исполнителей. Главные партии репетируют Богдан Гуенок, Максим Лисиин, Илья Кутюхин (Андрей Болконский), Елене Гвритишвили, Альбина Тонких, Елизавета Нарсия (Наташа Ростова). Дирижер – Тимур Зангиев. В постановке примут участие солисты Новой Оперы. Над хоровыми сценами работает главный хормейстер театра Юлия Сенюкова.
Сочинение Сергея Прокофьева будет завершать Крещенский фестиваль 10 февраля – в последний день прозвучит Симфония-концерт для виолончели с оркестром, а также Вторая симфония композитора Франца Шмидта.
Репетиция оперы Война и мир. Наташа и Андрей - РИА Новости, 1920, 27.12.2023
Молодые постановщики и солисты представят в Новой Опере шедевр Прокофьева
Франц Шмидт
Музыка австрийского композитора Франца Шмидта прозвучит на трех концертах фестиваля (28 января, 9 и 10 февраля). Сочинения этого автора, последователя Малера и Брукнера, почти не известны широкому кругу слушателей в России.
Композитор Франц Шмидт

Франц Шмидт (1874-1939) – композитор позднего романтизма. Во время учебы в Венской консерватории (закончил в 1896 году) несколько раз брал уроки у пожилого Антона Брукнера. Позже в качестве виолончелиста оркестра Венской оперы выступал под руководством Густава Малера. Последний ценил Шмидта, поручая ему виолончельные оркестровые соло. Будучи еще и прекрасным пианистом, с 1914 Шмидт преподавал в Венской консерватории, позже стал ее ректором. После аншлюса получил правительственный заказ на кантату "Немецкое Воскресение", которую закончить не успел. Последние месяцы жизни, отложив этот заказ, работал над произведениями для пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего правую руку во время Первой мировой войны.

28 января в России впервые прозвучит оратория Шмидта "Книга за семью печатями" для солистов, хора, органа и оркестра, одно из самых значимых его произведений. Композитор писал ее два года, с 1935 по 1937, сочинив собственное либретто по "Откровению Иоанна Богослова". Однако на самом деле работа над произведением, от первого замысла до последнего такта партитуры, заняла гораздо больше времени. Он довольно долго сам писал либретто, пользуясь разными переводами Библии и стремясь создать ясный и понятный слушателю текст. Произведение впервые прозвучало в Вене в 1938 году. На Крещенском фестивале оратория будет исполнена под руководством дирижера Федора Безносикова, который начал сотрудничать с Новой Оперой год назад.
Дирижер Федор Безносиков
Дирижер Федор Безносиков

Для меня эта оратория интересна удивительным сплавом музыкального языка немецкого романтизма и барочного принципа звуковой изобразительности.

Федор Безносиков
дирижер
"Это тональная музыка, в которой изредка встречаются атональные ходы, но они используются, например, для того, чтобы подчеркнуть нечто таинственное и загадочное, но не как постоянный выразительный прием. А с точки зрения воплощения сюжета оратория – наследник барочных традиций. Музыка рисует картины того, о чем поется в тексте, но при этом иллюстративность не переходит грань и не использует натурализм, как это бывает в сочинениях XX века. Хотя картины Апокалипсиса могли бы спровоцировать изображение всех подробностей", – объясняет дирижер.
Сочинения Франца Шмидта прозвучат и еще на двух концертах фестиваля – 9 и 10 февраля. В 2024 году отмечается 150-летие со дня рождения композитора.
Верди, "Разбойники" и "Реквием"
Два вечера фестиваля будут посвящены музыке Джузеппе Верди – в 2023 году музыкальный мир отметил 210 лет со дня его рождения. В репертуаре Новой Оперы произведения этого композитора занимают особое место, ведь основатель театра Евгений Колобов считал его одним из самых загадочных композиторов, сравнивал с Микеланджело, Пушкиным и Шекспиром. Кстати, в 2024 году театр посвятит композитор Верди-марафон, который пройдет с 9 по 21 апреля.
На Крещенском фестивале прозвучит два больших сочинения Верди – опера "Разбойники", которая впервые будет исполнена в России (2 февраля) и "Реквием" (4 февраля).
Джузеппе Верди

Оперу "Разбойники" Верди писал одновременно с "Макбетом", премьера обоих сочинений прошла в 1847 году. Параллельно работать над двумя партитурами было непросто, Верди позже называл этот период "годами галер". Для композитора заказ для лондонского Театра Его Величества означал международное признание. На премьере в Лондоне, которой дирижировал сам Верди, присутствовали королева Виктория и принц Альберт. Опера шла на европейских сценах, однако к 1870-м годам интерес к ней стал угасать. Возрождение началось сто лет спустя, в 1970-е. Несколько постановок появилось и за последние 20 лет.

На Крещенском фестивале состоится российская премьера "Разбойников", опера прозвучит в концертном исполнении. Оно пройдет под руководством Александра Самоилэ, который в Новой Опере дирижирует практически всеми произведениями Верди. Сам он говорит, что "чувствует музыку Верди буквально кожей". Главные партии исполнят солисты Новой Оперы и приглашенные артисты.
Дирижер Александр Самоилэ
Дирижер Александр Самоилэ
На следующем концерте фестиваля прозвучит "Реквием" Верди – сочинение особенное для театра. Евгений Колобов неоднократно обращался к этой партитуре, после смерти дирижера произведение часто звучало на Крещенском фестивале. В этом году исполнение будет посвящено памяти дирижер Юрия Темирканова, который ушел из жизни в ноябре 2023 года. Евгения Колобова и Юрия Темирканова связывала многолетняя дружба – именно Юрий Хатуевич пригласил в 1981 году работать молодого Колобова в Ленинградский театр оперы и балеты имени Кирова (ныне Мариинский). Сам Колобов воспринял это как настоящий подарок судьбы. После смерти Колобова в 2003 году Темирканов поддерживал его семью и театр Новая Опера, на сцене которого продирижировал концертом памяти маэстро. "Реквиемом" Верди на фестивале этого года будет дирижировать Анатолий Левин.
Гайдн, Шёнберг, Онеггер
Один из концертов фестиваля посвящен Международному дню памяти жертв Холокоста. В этом году в программе вечера 26 января – три произведения разных эпох, которые прозвучат в исполнении ансамбля Questa Musica под руководством дирижера Филиппа Чижевского. Откроет программу "Missa in tempore belli" ("Месса во время войны") Гайдна, которая также известна под названием "Месса с литаврами" из-за активного использования раскатов литавр. Будучи глубоко религиозным человеком, композитор сочинял ее в то время, когда войска Наполеона вторглись в Австрию. Месса написана для большого оркестра, хора и четырех солистов, которые поют только ансамблем, без сольных арий, что довольно необычно. Впервые она прозвучала в конце 1796 года в барочной церкви Марии Треу в Вене.
Продолжит вечер хор "Friede auf Erden" 1907 года ("Мир на Земле") Шёнберга на текст швейцарского поэта Мейера. Это ранее сочинение одного из главных музыкальных авангардистов, написанное до Первой Мировой войны. Простой текст с мечтой о мире и музыки в духе позднего романтизма, без преувеличения, "Мир на Земле" стал одним из самых важных хоровых произведений столетия. При жизни композитора сочинение исполнялось часто, однако в наши дни звучит довольно редко.
Завершит программу вечера Вторая симфония Онеггера для струнного оркестра и трубы (1942). Она была написана в 1941 году в период оккупации Франции. Онеггер, имевший швейцарское гражданство, мог покинуть страну, однако остался в Париже и продолжал сочинять. Считается, что три части симфонии символизируют смерть, скорбь и возрождение. Произведение получило также второе название "Симфония сопротивления". Сам Онеггер писал, что старался добиться в ней "сжатой и строгой формы, без ослабления внутренней напряженности".
Филипп Чижевский на репетиции в Новой Опере
Филипп Чижевский на репетиции в Новой Опере

Мы исполним произведения в хронологическом порядке: Гайдн – Шёнберг – Онеггер. Это логично и с точки зрения смены стилей, и набора эмоциональных средств, и конструкции в целом.

Филипп Чижевский
дирижер
"Все три произведения – своеобразная молитва. Можно даже назвать вечер концертом духовной музыки. Каждый из авторов имел свои отношения с Богом – очень разные, но совершенно очевидно искренние", – поясняет дирижер концерта Филипп Чижевский.
"Непреходящее"
Третий год подряд один из вечеров Крещенского фестиваля (9 февраля) пройдет в формате перевернутого концерта, когда зрители и артисты располагаются на сцене. В этом году этот концерт назван "Непреходящее" – по одноименному вокальному циклу 1933 года Корнгольда. Многие слушатели открыли для себя этого композитора именно благодаря Новой Опере – в 2022 году на сцене театра впервые в России была поставлена опера Корнгольда "Мертвый город".
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.
В названии концерта "Непреходящее" интерпретируется как нечто вечное, вневременное, а также живое и актуальное искусство. Прозвучит не только вокальный цикл Корнгольда, но и произведения Прокофьева, Шостаковича и Шебалина, чья музыка не так часто звучит в концертных программах. Музыканты театра исполнят и музыку Цемлинского, еще одного автора, открытого для московской публики Новой Оперой – его опера "Карлик" также идет на этой сцене. Еще два автора вечера – один из главных композиторов Крещенского фестиваля этого года Франц Шмидт и его современник, поздний романтик и экспрессионист австриец Франц Шрекер.
Вечер балета "Диалоги"
В прошлом сезоне к Новой Опере присоединился Балет Москва, и теперь танец стал неотъемлемой частью и Крещенского фестиваля. Год назад зрители увидели на фестивале недавнюю мировую премьеру Нижегородского театра оперы и балета "Терезин. Квартет", а в этом году гостем фестиваля станет Челябинский театр современного танца со спектаклем "Диалоги" (6 февраля). Это недавняя премьера театра, осуществленная его художественным руководителем Ольгой Пона.
i

Челябинский театр современного танца был основан более 30 лет назад и за это время создал 90 спектаклей. Труппа постоянно участвует в российских и зарубежных фестивалях современного танца. 17 постановок репертуара — номинанты российской театральной премии "Золотая маска".

Спектакль "Диалоги" состоит из череды пластических дуэтов. Хореограф отталкивалась от высказывания философа Михаила Бахтина: "Диалог – это не только коммуникация, это совместное творческое мышление, которое может возникнуть, когда подлинное чуткое слушание помогает стремлению понять и быть понятым". Здесь нет конкретных историй, но в каждом эпизоде танцовщики "беседуют" языком танца. Сочиняя постановку, автор использовала также тексты Платона, Хармса, Паустовского и даже Жванецкого. Ольга Пона уверена: зритель будет считывать чувства, мысли, реплики, вспоминать собственный опыт отношений. Это, по замыслу постановщика, и есть совместное творчество.
Сцена из спектакля Диалоги Челябинского театра современного танца
Сцена из спектакля "Диалоги" Челябинского театра современного танца
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала