"Нам есть, что сказать"
По традиции Крещенский фестиваль в Новой Опере открывается 19 января – в день рождения основателя театра Евгения Колобова (1946-2003). Фестиваль проводится ежегодно с 2005 года, его главная идея "новые произведения – новые смыслы". В этом году он продлится до 10 февраля 2024 года, в афише десять вечеров. Главные композиторы программы – Сергей Прокофьев, Джузеппе Верди, Франц Шмидт.
Художник-постановщик Сергей Рябов:
"С одной стороны, работа с "Войной и миром" Прокофьева – это большая ответственность. С другой – формат semi-stage позволяет больше экспериментировать. Постановка должна быть еще и приспособлена для гастролей в будущем. Я люблю, когда простыми средствами можно достичь ясного высказывания. Здесь мы с Алексеем шли от общего к частным деталям, рассуждали об ощущении хрупкости и того, как это воплотить на сцене. На этом я и построил сценографию спектакля".
Художник-постановщик Сергей Рябов:
"Мне нравится в сценографии понятие визуальной драматургии, когда декорация не статична, а с помощью художественных образов, их трансформации и смен, мы рассказываем историю и проходим определенный драматургический путь. Здесь это путь от какой-то статичности и стабильности к хрупкости, отсутствию опоры. Я шел от узнаваемых образов. Вертикали на сцене – это может быть лес или колонны в зале, наше воображение домысливает. И в конце мы приходим к поваленному лесу и разрушенным колоннам".
Художник-постановщик Сергей Рябов:
"В оперном театре есть своя специфика работы – есть четкая структура музыкального произведения, и у тебя появляется соавтор в лице дирижера. На работу художника это влияет меньше, чем на работу режиссера, но все равно немаловажно. Это задает общую тональность в широком смысле слова, настроение".
Художник-постановщик Сергей Рябов:
Костюмами к спектаклю занимается Вера Ахмеджанова. Она же создает видеопроекции. Жанр semi-stage позволяет нам сочинить в каком-то смысле кинематографичную историю. В центре нашего внимания два главных героя – конкретные молодые люди, и это помогает подключиться к сюжету оперы эмоционально. Часть видео покажет наших героев, их лица, ракурсы со спины. А часть будет создавать атмосферу, настроение. Мы подходим с большим пиететом и уважением к материалу и одновременно ищем возможности для экспериментов".
Художник-постановщик Сергей Рябов:
"Мы хотим по-новому использовать пространство зрительного зала. Так что появилась идея в одной из ключевых сцен – сцене бала – сделать зрителя соучастником действия: включить свет, возможно, пустить артистов через проходы. Ведь зал Новой Оперы очень красивый, с шикарными люстрами. Его стилистика созвучна происходящему на сцене. Так что в том или ином виде в нашей постановке мы будем использовать возможности зала".