Рейтинг@Mail.ru
Молодые постановщики и солисты представят в Новой Опере шедевр Прокофьева - РИА Новости, 27.12.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Репетиция оперы Война и мир. Наташа и Андрей

"Нам есть, что сказать"

Молодые постановщики и солисты представят в Новой Опере шедевр Прокофьева
Московский театр Новая Опера 19 января 2024 года открывает свой традиционный Крещенский фестиваль. Его первые три вечера – 19, 21 и 23 января – будут посвящены премьере semi-stage постановки "Война и мир. Наташа и Андрей". Масштабная опера Прокофьева "Война и мир" будет представлена в несколько сокращенном варианте – в этой версии основное внимание сосредоточено на лирической линии главных героев.
Проект осуществляется силами Новой Оперы, Молодежной оперной программы Большого театра и Мастерской Брусникина. Музыкальный руководитель постановки – дирижер Тимур Зангиев. Можно сказать, что идею пригласить молодых постановщиков и солистов на этот проект подсказал текст Толстого – на момент знакомства Наташе Ростовой 16 лет, Андрею Болконскому 31 год. РИА Новости пообщались с режиссером спектакля Алексеем Мартыновым, который этой работой дебютирует в оперном жанре, и художником-постановщиком Сергеем Рябовым.
О главных героях
Режиссер Алексей Мартынов:
"В нашей версии "Войны и мира" прозвучат все картины "мира", а из "войны" – часть восьмой и 12 картина. Мы концентрируемся на частной жизни героев, которая развивается на фоне больших исторических событий. В нашей сокращенной версии эта идея особенно явно прослеживается".
i

По традиции Крещенский фестиваль в Новой Опере открывается 19 января – в день рождения основателя театра Евгения Колобова (1946-2003). Фестиваль проводится ежегодно с 2005 года, его главная идея "новые произведения – новые смыслы". В этом году он продлится до 10 февраля 2024 года, в афише десять вечеров. Главные композиторы программы – Сергей Прокофьев, Джузеппе Верди, Франц Шмидт.

Художник Сергей Рябов (слева) и режиссер Алексей Мартынов (в центре) на репетиции постановки Война и мир. Наташа и Андрей
Художник Сергей Рябов (слева) и режиссер Алексей Мартынов (в центре) на репетиции постановки "Война и мир. Наташа и Андрей"
Режиссер Алексей Мартынов:
"В целом я бы определил наш спектакль так: это тихая трагедия. Не эпичный размах, когда мы говорим о чем-то со сцены со всей мощью оперного театра. А рассказываем нашу историю тихо, даже камерно. Это одна из самых больших и многочисленных по числу героев опер, и мне нравится, что мы можем на нее взглянуть под иным углом".
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Художник-постановщик Сергей Рябов:

"С одной стороны, работа с "Войной и миром" Прокофьева – это большая ответственность. С другой – формат semi-stage позволяет больше экспериментировать. Постановка должна быть еще и приспособлена для гастролей в будущем. Я люблю, когда простыми средствами можно достичь ясного высказывания. Здесь мы с Алексеем шли от общего к частным деталям, рассуждали об ощущении хрупкости и того, как это воплотить на сцене. На этом я и построил сценографию спектакля".

Режиссер Алексей Мартынов:
"Одна из ключевых сцен – это сцена бала, знакомство Наташи и Андрея, их соединение. Прокофьев написал вальс, тему которого знают все, даже те, кто не ходят в оперу. Для меня есть и другие важные сцены в партитуре. Жизнь разделяет Наташу и Андрея. И кульминацией всего действия становится восьмая картина, которую мы берем частично".
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Художник-постановщик Сергей Рябов:

"Мне нравится в сценографии понятие визуальной драматургии, когда декорация не статична, а с помощью художественных образов, их трансформации и смен, мы рассказываем историю и проходим определенный драматургический путь. Здесь это путь от какой-то статичности и стабильности к хрупкости, отсутствию опоры. Я шел от узнаваемых образов. Вертикали на сцене – это может быть лес или колонны в зале, наше воображение домысливает. И в конце мы приходим к поваленному лесу и разрушенным колоннам".

Режиссер Алексей Мартынов:
"В шестой картине Наташа пытается неудачно бежать и потом принимает мышьяк. В конце восьмой картины князь Андрей рьяно несется в бой. Это два эпизода, когда наши главные герои достигают точек невозврата, на самом деле предсмертного. Получается, что каждый осознанно стремится к самоубийству. Мы могли бы закончить восьмой картиной. Но для нас очень ценна 12 картина, в конце которой князь Андрей умирает. Но до этого происходит нечто очень важное между ним и Наташей, что выражается одним словом – примирение. Оба они на протяжении всего произведения сомневаются в себе, пытаются "держать равновесие" – это слова из партии князя Андрея, но они относятся и к Наташе. И вот в конце они это равновесие находят. И в тот момент, когда они вернулись к друг другу, когда есть этот хрупкий мир, все заканчивается смертью. Поэтому – тихая трагедия".
Певцы на репетиции оперы Война и мир. Наташа и Андрей
Певцы на репетиции оперы "Война и мир. Наташа и Андрей"
О работе с оперой
Режиссер Алексей Мартынов:
"Это моя первая оперная постановка – очень необычно и интересно. Необычно, потому что в опере есть свои законы и специфика. Есть диктат партитуры, нотного текста, есть свои нюансировки, которые определяет дирижер. И я работаю в связке с дирижером. Мы должны существовать в этих строгих рамках и при этом находить какое-то новое прочтение оперы. Здесь более жесткие рамки, чем в драматическом театре. Там они тоже есть, но в то же время, там ничто не мешает тебе безболезненно переделать сцену, что-то переставить монтажно, что-то изъять".
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Художник-постановщик Сергей Рябов:

"В оперном театре есть своя специфика работы – есть четкая структура музыкального произведения, и у тебя появляется соавтор в лице дирижера. На работу художника это влияет меньше, чем на работу режиссера, но все равно немаловажно. Это задает общую тональность в широком смысле слова, настроение".

Режиссер Алексей Мартынов:
"Мы связаны с акустикой и звуком, физиологией певцов. Порой что-то хочется сделать, но выясняется, что это невозможно. Например, в определенный момент певцы должны обязательно выйти на авансцену, чтобы спеть какой-то эпизод".
Дирижер и музыкальный руководитель постановки Тимур Зангиев
Дирижер и музыкальный руководитель постановки Тимур Зангиев
Режиссер Алексей Мартынов:
"К работе я привлек хореографа Александра Шуйского. Он занимается пластикой, движением всех солистов. Сразу было решено, что это необходимо, потому что мне важно, как певцы ходят, сидят и встают. Я работаю с солистами Молодежной программы Большого театра, они все очень "заряжены". Мы что-то придумываем вместе, выстраиваем какие-то нюансы. Мы не то, что намеренно избегаем традиционной оперной статики, но нам важно находить верные движения. Пускай они будут минималистичными, но они будут продуманными и осознанными, это очень важный для меня критерий. Не просто перемена мизансцены. А перемена происходит потому, что это необходимо по тексту.
У нас три состава исполнителей. Есть общая схема, скелет спектакля, но с каждым певцом мы, конечно, работаем индивидуально. Для нас важна движенческая осознанность солистов. А им важно не только спеть этот материал, но и прожить его".
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Художник-постановщик Сергей Рябов:

Костюмами к спектаклю занимается Вера Ахмеджанова. Она же создает видеопроекции. Жанр semi-stage позволяет нам сочинить в каком-то смысле кинематографичную историю. В центре нашего внимания два главных героя – конкретные молодые люди, и это помогает подключиться к сюжету оперы эмоционально. Часть видео покажет наших героев, их лица, ракурсы со спины. А часть будет создавать атмосферу, настроение. Мы подходим с большим пиететом и уважением к материалу и одновременно ищем возможности для экспериментов".

О постановке Прокофьева
Режиссер Алексей Мартынов:
"По-моему, в книге выдающегося оперного режиссера Бориса Александровича Покровского я прочитал о том, что чем больше ты слушаешь оперу в принципе, тем интереснее тебе ее смотреть. Могу сказать, что чем дольше я репетирую, тем больше в музыке раскрываются нюансы, которые сначала мне были незаметны. Музыка Прокофьева очень многослойна, и сначала не хватает внимания оценить и понять ее всю.
Я считаю, что и в драматическом театре реплика может быть музыкальна. А здесь – музыкальный текст может быть исполнен с разными нюансами, чуть теплее либо холоднее, с разным настроением".
Эскизы декораций к опере Война и мир. Наташа и Андрей в Новой Опере

Художник-постановщик Сергей Рябов:

"Мы хотим по-новому использовать пространство зрительного зала. Так что появилась идея в одной из ключевых сцен – сцене бала – сделать зрителя соучастником действия: включить свет, возможно, пустить артистов через проходы. Ведь зал Новой Оперы очень красивый, с шикарными люстрами. Его стилистика созвучна происходящему на сцене. Так что в том или ином виде в нашей постановке мы будем использовать возможности зала".

Режиссер Алексей Мартынов:
"В сценографии мы с художником-постановщиком Сергеем Рябовым оттолкнулись от внутреннего состояния героев. Придуманный Сергеем условный лес на сцене – это лабиринт, в котором блуждают герои, пытаются найти выход.
Есть несколько вариантов того, как можно ставить оперу. Можно придерживаться исторической эпохи, можно осовременить. Мы идем, как мне кажется, третьим путем, когда пространство спектакля складывается вне времени. Внешне мы не актуализируем это произведение, но делаем это внутренне, тематически. Во многом мы ставим так, как чувствуем. Мы не скрываем, что мы пришлые люди в оперном жанре, "варяги". Но нам тоже есть, что сказать. Этот проект придуман для солистов, молодой постановочной команды, мы работаем с молодым, но очень опытным дирижером Тимуром Зангиевым. Здорово, что такой проект придуман и поддержан такими институциями, как Новая Опера и Большой театр".
Здание театра Новая Опера в Москве
Здание театра Новая Опера в Москве
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала