VR-битва за Епифань. Реконструкция сражения века
Оказаться в решающий момент сражения XVI века, собственноручно зарядить пищаль и подготовить легендарную крепость Епифань к обороне — такое путешествие во времени стало возможным благодаря новому VR-проекту "Ворота Куликова поля. Битва за Епифань". Презентация VR-реконструкции состоялась 27 ноября 2023 года. Это совместный проект РИА Новости и Государственного музея-заповедника "Куликово поле".
Надев очки виртуальной реальности, пользователь получает уникальную возможность примерить на себя роль стрельца в средневековой крепости. VR-проект "Ворота Куликова поля. Битва за Епифань" – это история о защитниках южных границ Руси.
В основу сюжета легли события 1570-х годов, когда крепость, один из ключевых форпостов государства, подвергалась частым нападениям, но ни разу не была сдана врагу.
Директор музея-заповедника Владимир Гриценко считает, что использование новых технологий помогает дополнительно привлечь внимание молодой аудитории к экспонатам музея, повысить вовлеченность и глубину восприятия информации.
"Мы считаем VR перспективным механизмом в музейной деятельности: этот формат позволяет нам заинтересовать молодежь и говорить с ней на одном языке"
VR-проект "Ворота Куликова поля. Битва за Епифань" продолжает традиционную экспозицию и рассказывает о сражении защитников Епифанского острога с крымчаками. В ходе прохождения VR-реконструкции пользователь решает многочисленные головоломки, разрабатывает оборонительную тактику вместе с епифанцами, учится меткой стрельбе и быстрой зарядке старинной пищали.
Сюжет поделен на четыре главы – прохождение каждой длится около десяти минут и сопровождается историческими диалогами, захватывающими механиками и анимированными сценами. В разработке VR-проекта участвовали научные сотрудники музея-заповедника "Куликово поле", так что имя каждого персонажа, предметы быта и окружения – исторически достоверны.
"Битва за Епифань" – это результат совместного труда научных сотрудников музея, журналистов, VR-разработчиков и 3D-дизайнеров.
В начале VR-реконструкции пользователь оказывается внутри Епифанского острога и становится участником событий XVI века. Первая его задача – помочь воротнику Фоме Лаврентьеву прочитать письмо, которое передал гонец.
Во второй главе пользователь перемещается в проездную башню Епифани. Враг уже совсем близко. Колокол звенит, защитники острога готовятся к бою... Но закрыть ворота Епифани никак не получается. Вместе с воротником Тимошкой Петровым необходимо придумать, как не дать крымчакам попасть в острог.
Проездная башня Епифанского острога
Проездная башня острога достигала в высоту 30 метров. Внутри было семь этажей ("боев"). Рычаг, отвечающий за ворота, находился на втором. Здесь же, в проездной башне, висел вестовой колокол. Его звон служил сигналом для епифанских служилых и посадских людей. По зову вестового колокола народ собирался в крепости. Иногда по случаю благой вести. Однако чаще колокол звонил, когда к острогу приближался враг. В этом случае все стрельцы и затинщики поднимались на башню. Каждый из них занимал свое место, откуда вел огонь по наступающему противнику
Ворота крепости наконец-то закрыты, пришло время обороняться. В третьей главе пользователь знакомится с устройством исторических весов – на них нужно отмерить необходимое количество пороха. Порой исход битвы зависел от того, насколько быстро стрелец справится с подобной задачей.
Если присмотреться, на каждой гире можно рассмотреть какие-то точки. Что именно они значат, пользователю подскажут информационные записки, которые спрятаны в предыдущих сценах.
Система мер в XVI веке
В XVI веке действовала система мер, непривычная для современного времени: берковец, пуд, фунт, лот, золотник, доля. Один пуд равнялся 16,38 килограмма, а один фунт — 0,41 килограмма. Лот, в свою очередь, был равен 12,81 грамма, золотник — 4,27 грамма, а доля — 0,044 грамма.
Финальное задание – метко поразить всех противников, которые подобрались уже совсем близко к крепости. Для этого нужно освоить этапы зарядки пищали – на Руси с XIV до середины XVIII века так называли все огнестрельное оружие со стволами средних и длинных размеров.
Пищаль
Считается, что слово "пищаль" произошло от "пищать", ведь именно такой звук издается при выстреле. Заряжали пищаль обычно несколько минут: сперва необходимо было очистить ствол от нагара банником, затем засыпать порох. Далее — вставить пыж (небольшой кусок ткан), утрамбовать шомполом, вставить пулю, поджечь фитиль в курке и нажать на спусковой крючок.
Проект появится в музее-заповеднике "Куликово поле", который находится в деревне Моховое Тульской области. Новая реконструкция станет составной частью экспозиции "Епифань. Крепость на границе поля".
Также VR-реконструкция "Ворота Куликова поля. Битва за Епифань" доступна на платформе Steam. Скачать ее можно бесплатно.
Предыдущий совместный проект РИА Новости и музея-заповедника "Куликово поле" — "VR-археология: тайны Куликова поля" стал первым VR-проектом, получившим национальную "Премию Рунета". В нем пользователь перевоплощается в современного археолога, реставратора и реконструктора, а также оттачивает мастерство стрельбы из боевого лука по разным видам мишеней.
"Эти продукты — палочки-выручалочки для учителей истории. Как мне кажется, они должны войти в школьную программу, если наша цель — чтобы проект стал предметом любви к родине"
РИА Новости создает документальные VR- и AR-проекты с 2018 года. Агентство является лауреатом более 30 международных и федеральных премий, а также регулярно демонстрирует свои разработки на крупнейших площадках и интерактивных экспозициях страны: в Госдуме, ЦВЗ "Манеж", Историческом музее (ГИМ), ВДЦ "Орленок", на Российской креативной неделе, ВДНХ, Geek Picnic и других.
По мнению министра культуры РФ Ольги Любимовой, исторические VR-проекты РИА Новости помогают популяризировать отечественную историю.
"Важно, чтобы молодые ребята интересовались историей и, главное, знали прошлое своей страны. С использованием продвинутых технологий виртуальной реальности можно создавать документальные реконструкции событий"
Генеральный директор медиагруппы "Россия сегодня" Дмитрий Киселев отметил не только просветительскую, но и не менее важную — воспитательную роль исторических VR-проектов.
"Мы успешно входим в пространство, необходимое нам в деле воспитания подрастающего поколения, в борьбе на идеологическом фронте за правильное представление об истории, за сохранение нашей идентичности. VR-реконструкция "Ворота Куликова поля. Битва за Епифань" учит нас тому, что только от каждого из нас зависит конечный исход любой истории"
Ознакомиться с остальными проектами можно по ссылке.