Искусство предвидит будущее
14 апреля у нас состоится мировая премьера балета "Зазеркалье" на Малой сцене театра по произведению Льюиса Кэролла "Алиса в Зазеркалье". Этот сюрреалистический по форме и философский по содержанию спектакль поставит молодой, но известный хореограф Константин Семенов, музыку по заказу театра пишет талантливый композитор Василий Пешков. Сценографию также делает Мария Трегубова. Семейные спектакли требуют особого, но никогда не снисходительного подхода к зрителю.
Театр должен оставаться открытым ко всему прогрессивному, чувствовать пульс мирового контекста, не теряя, разумеется, своего лица. Реалии сегодняшнего дня диктуют поиск российских молодых и талантливых хореографов: мы должны быть открытыми новому, не бояться рисковать, поддерживать и доверять, давать шанс.
Любой спектакль, чтобы быть успешным, должен резонировать эпохе, учитывать контекст происходящего в стране и мире. "Щелкунчик" получился очень стильным, по-европейски скроенным спектаклем, который провозглашает важную мысль: Россия – это часть Европы, Европа без России немыслима, она без нее не полна.
Мне импонирует, что Максим эмпатичен, деликатно работает с балетной труппой, не делает резких движений: продвигает молодых артистов, знает цену и отдает должное прима-балеринам и премьерам, уважает опыт и знания педагогов-репетиторов. Как художественный руководитель Максим аккуратен и вдумчив, учитывает традиции балетной труппы и способен на компромисс.
Наш театр – самый крупный театр Москвы, после Большого, разумеется. МАМТ – это две высокопрофессиональные труппы – опера и балет, оркестр, хор, миманс, масштабный художественно-технологический комплекс, наконец, сложившийся за несколько десятилетий репертуар.
Сцена из балета "Жизель"
Сцена из спектакля "Маленькая смерть"
Сцена из балета "Жизель"
Сцена из спектакля "Маленькая смерть"
Глобальный транзит, который проживает театральное сообщество, опасен прежде всего утратой собственной идентичности, понимания "кто ты и для чего существуешь?".
Немаловажно развивать и сам жанр. Заказывать новые партитуры опер и балетов. К сожалению, практика системного заказа партитур театрами прервалась. Это существенно сужает репертуар и в определенной степени уже привело к миграции композиторов из сферы музыкального театра. В этом сезоне представим балет "Зазеркалье", музыка к которому специально написана молодым композитором, а в дальнейшем рассчитываем выстроить систему заказа новых сочинений.
Сложившееся позитивное взаимодействие художественного руководства и генерального директора, единство ценностей, командность и профессионализм – это наш базис. Для реализации всей намеченной стратегии он тем не менее недостаточен. В ближайшее время он продолжит прирастать двумя способами.
Искусство обладает одним очень важным качеством – предвидеть будущее. Хороший спектакль или концерт может открыть новые смыслы не только в самом произведении, но и в тебе, и в мире, в котором ты живешь. Есть и еще одна сторона искусства – эстетическая. Это удовольствие от увиденного.